ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Сборник практических работ для специальностей СПО
методическая разработка по русскому языку на тему

         Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

         Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

         Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakt.zan_.russ_.1ch.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Бурятия

«Республиканский многоуровневый колледж»

Д-Ц.И. Сахияева

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сборник практических работ

для специальностей СПО

часть 1

2013 г.

Автор - составитель:

Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.

Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.


Cодержание

Введение …………………………………………………………………..

5

Перечень практических занятий ………………………………………...

8

Тема: «Функциональные стили языка».

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ……………………………………………….

10

Тема: «Функционально-смысловые типы речи».

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста ……

19

Тема: «Лексика и фразеология»

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ………………………………………………………………..

26

Тема: «Фонетика. Фонетические единицы».

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ………………..

37

Тема: «Фонетика. Орфография».

Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок ………………………………….

40

Тема: «Фонетика. Орфоэпия».

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы …………………….

48

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».  

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ………………………………………………………………..

51

Тема: «Морфемика, орфография».

Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - …………………

56

Заключение ……………………………………………………………….

63

Список использованной литературы ……………………………………

65

Приложение № 1 …………………………………………………………

67

Приложение № 2 …………………………………………………………

68

Приложение № 3 …………………………………………………………

68

Приложение № 4 …………………………………………………………

69

Приложение № 5 …………………………………………………………

70

Приложение № 6 …………………………………………………………

71

Приложение № 7 …………………………………………………………

72

Приложение № 8 …………………………………………………………

73

Приложение № 9 …………………………………………………………

74

Приложение № 10 ………………………………………………………..

75

Приложение № 11 ………………………………………………………..

76

Введение

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

• Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

• Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

• Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

•  Выработку при решении поставленных задач таких профессионально  значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию  Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений  и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»

(Москва 2008 г.).

Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».

Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся  реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания  расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.

Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.

Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:

«5» - 90-100%

«4» - 60-89%

«3» - 40-59%

«2» - 39% и меньше.

Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.

Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента, но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.

Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.

Перечень практических занятий.

п/п

Тематика занятий

Кол-во

часов

1

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов

1

2

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста

2

3

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения

1

4

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов

1

5

Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок

1

6

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы

1

7

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов

1

8

Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ -

1

9

Практическая работа № 9. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

1

10

Практическая работа № 10. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

1

11

Практическая работа № 11. Склонение и правописание имён числительных

1

12

Практическая работа № 12. Правописание местоимений

1

13

Практическая работа № 13. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

1

14

Практическая работа № 14. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

1

15

Практическая работа № 15. Правописание наречий

1

16

Практическая работа № 16. Правописание предлогов.

1

17

Практическая работа № 17. Слитное, дефисное, раздельное написание

1

18

Практическая работа № 18. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

1

19

Практическая работа № 19. Морфологический анализ слов

1

20

Практическая работа № 20. Синтаксический разбор словосочетаний.

1

21

Практическая работа № 21. Анализ структуры простого предложения

1

22

Практическая работа № 22. Анализ структуры сложного предложения.

1

23

Практическая работа № 23. Орфография. Пунктуация. Культура речи.

1

ВСЕГО:

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"

Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...

Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...