Технологическая карта. ТЕМА «Как образуются формы слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА:

 

1)    Дать понятие окончания как изменяемой морфемы.

2)   Уметь соотносить окон­чание с его грамматиче­ским значением (формой слова).

3)   Сформировать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова.

4)     Способствовать развитию внимания, мышления, речи.

5)    Воспитывать в детях любовь к русскому языку.

 

 

 

Тип урока: урок ус­воения новых знаний.

 

 

Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа.

 

Планируемый результат

Предметные умения

 

 

Понимать механизм об­разования форм слова с помощью окончания. Уметь соотносить окон­чание с его грамматиче­ским значением (формой слова). Знать основные значения нулевого окон­чания в именах сущест­вительных глаголах и уметь находить эти окон­чания, учитывая их грам­матическое значение. Понимать, что каждая из­меняемая часть речи имеет определенный на­бор окончаний, отражаю­щих особенности грамма­тического изменения сло­ва, что окончания пере­даются на письме едино­образно, вне зависимости от произношения

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература 

Фронтальная, в парах, в группе,  индивидуальная работа

1. Русский язык 5 класс.Разумовская М.М.

 

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

I этап. Мотивация к деятельности

 

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.

I.      Организационный момент.

II.   Проверка домашнего задания: упражнение 107.

III. Словарная работа: аромат (греч.), ароматный. Записать слово в словарик и выполнить задание: группе А подобрать синонимы, а группам В и С записать с эти словом предложение.

Учитель: - Сегодня с этим словом мы ещё встретимся.

IV.           Объяснение новой темы(применение технологии проблемного обучения,игровой технологии).

1.     На доске заранее записано стихотворение.

Пропл..сали по снегам

Снежные м..тели.

Снегири сн..говикам

Песню просв..стели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Весело летят сн..жки,

Режут лёд снегурки(пояснение: коньки).

2. Задание:

-выразительно прочитать;

-назвать и объяснить пропущенные орфограммы (1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы).

      

 

 

II этап. Учебно – познавательная деятельность.

 

Последовательность  изучения

Обучающие  и развивающие задания и упражнения на «знание», «понимание»,  «умение»

УУД

Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал

3.Учитель: - О каком времени года здесь идёт речь? (О зиме).

 -А как вы догадались? (Здесь есть «зимние», «снежные» слова).

-Я сейчас вам назову одно «снежное» слово: это слово «снег» в 1 строке.

4. Учитель:

-А теперь я загадаю вам загадки, а вы найдите и  назовите мне «снежные» слова.

(Учитель загадывает лингвистические загадки, дети записывают, поднимают руку и называют слово. Те, кто говорит, выходят к доске, учитель раздаёт выходящим таблички с этими словами).

Игра «Лингвистические загадки» (записываем и отвечаем):

-У нас есть слово «снег», обозначающее осадки зимой, к нему в гости пришёл суффикс Н. Что же получилось?(Снежный). (Можно у детей спросить, какой части речи это слово). Учитель: - Записываем слово и делаем морфемный разбор. (Тот ученик, который назвал слово, выходит, записывает его и учитель дает карточку).

-Что за птичка прилетает к нам зимой, у которой красная грудка и корень СНЕГ? (Снегирь).

-А у кого зимой вместо носа морковка? (Снеговик).

-А какая река зимой? (Заснеженная).

-Чем любят бросаться дети зимой? (Снежки).

-А по льду на чём катаются? (На коньках – снегурках).

Учитель:

-Посмотрите, какой дружный коллектив у нас получился.

-Что общего у всех этих слов? (Корень «снег»).

-Как они называются? (Однокоренные).

-Одинаковое ли лексическое значение у этих слов? (Нет.)

-С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов и приставок).

-Спасибо, все садимся, кроме нашего «Снега».

-Вот если наш Снег наденет другую одежду, он станет другим человеком или останется прежним? (Останется прежним, он изменит только форму).

-Хорошо, правильно, молодцы. Наш Снег останется тем же, то есть его лексическое значение останется прежним, изменится лишь форма. Спасибо, прошу садиться.

-Давайте просклоняем наше слово «снег» и выделим окончание. (К доске идёт ученик).

-Одинаково ли лексическое значение всех этих слов? (Да.)

-Правильно, эти окончания выражают лишь разные формы одного и того же слова.

-А о чём сигнализируют нам окончания? (Об изменении падежа, числа).

-Как называется часть слова без окончания? (Основа).

-Может, кто-нибудь попробует сформулировать правило и ответить на вопрос: «Как образуются формы слова?» (Ответ).

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

 

 

 

III этап. Наблюдение.

 

Постановка учебной задачи

 

    5. Чтение правила на странице 41-42.

. Учитель:

-А теперь выполните упражнения 117 в парах. Задайте друг другу вопросы и ответьте на них. (2-3 минуты).

7. Опрос по заданию упражнения (2-3 минуты). 

IV.Закрепление темы (использование технологии дифференцированного обучения).

1)Выполняем упражнение 120.

Учитель:

-Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении? (Окончание)

-Какую роль играет эта морфема в слове?

 

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

Регулятивные: формированию действий целеполагания;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

 

Закрепление

Цель – учить школьников определять в тексте форму одного и того же слова,  выделять окончания разных частей речи.

3) Работа в группах.

Учитель:

Группа А получает индивидуальное задание по карточкам.

Группы В и С записывают под диктовку:

1.Осень_пришла  и одела в разноцветный наряд_ леса и сады.

 2.В садах  поспели  осенние яблоки.

3.Яблок_ поспело очень много.

4. Невесело глядит осенний лес_, скоро придёт белая зима.

5.Ветер_ меж берёз_ веет неласково, а белые берёзы роняют тихий дождь_ своих осенних слёз_ и прощально улыбаются сквозь слёзы.

Задания для групп В и С:

Группе В: выписать из всех предложений только формы одних и тех же слов.

Группе С: выделить окончания существительных, прилагательных и глаголов в этих же предложениях.

3) Проверка задания.

 

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка:

Учитель: А сейчас предлагаю немного поиграть.                       

                     Задание: если я буду произносить однокоренные слова,

                     вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопайте в ладоши,

                     если форму одного и того же слова - приседайте.

                      Зима-зимний, осень-осени, лес-леса, аромат-ароматный, слеза-слёзы, снег-заснеженный, сад-сады, снежки-снегирь.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

Цель – подвести  итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)

 

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия).

·         Сегодня я узнал…

·         Было трудно…

·         Я понял, что…

·         Теперь я могу…

·         Я научился…

·         У меня получилось…

·         Я смог…

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

 

 Домашнее задание: § 21. Сло­варная работа (упражнение ЗСП-6)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5_klass.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

5  класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта

ТЕМА «Как образуются формы слова»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1.  Дать понятие окончания как изменяемой морфемы.
  2. Уметь соотносить окончание с его грамматическим значением (формой слова).
  3. Сформировать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова.
  4.  Способствовать развитию внимания, мышления, речи.
  5. Воспитывать в детях любовь к русскому языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа.

Планируемый результат

Предметные умения

Понимать механизм образования форм слова с помощью окончания. Уметь соотносить окончание с его грамматическим значением (формой слова). Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных глаголах и уметь находить эти окончания, учитывая их грамматическое значение. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет определенный набор окончаний, отражающих особенности грамматического изменения слова, что окончания передаются на письме единообразно, вне зависимости от произношения

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература  

Фронтальная, в парах, в группе,  индивидуальная работа

1. Русский язык 5 класс.Разумовская М.М.

Организационный момент. 

Самоопределение к деятельности

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: упражнение 107.
  3. Словарная работа: аромат (греч.), ароматный. Записать слово в словарик и выполнить задание: группе А подобрать синонимы, а группам В и С записать с эти словом предложение.

Учитель: - Сегодня с этим словом мы ещё встретимся.

  1. Объяснение новой темы(применение технологии проблемного обучения,игровой технологии).
  1. На доске заранее записано стихотворение.

Пропл..сали по снегам

Снежные м..тели.

Снегири сн..говикам

Песню просв..стели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Весело летят сн..жки,

Режут лёд снегурки(пояснение: коньки).

2. Задание:

-выразительно прочитать;

-назвать и объяснить пропущенные орфограммы (1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы).

        

II этап. Учебно – познавательная деятельность.

Последовательность  изучения

Обучающие  и развивающие задания и упражнения на «знание», «понимание»,  «умение»

УУД

Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал

3.Учитель: - О каком времени года здесь идёт речь? (О зиме).

 -А как вы догадались? (Здесь есть «зимние», «снежные» слова).

-Я сейчас вам назову одно «снежное» слово: это слово «снег» в 1 строке.

4. Учитель:

-А теперь я загадаю вам загадки, а вы найдите и  назовите мне «снежные» слова.

(Учитель загадывает лингвистические загадки, дети записывают, поднимают руку и называют слово. Те, кто говорит, выходят к доске, учитель раздаёт выходящим таблички с этими словами).

Игра «Лингвистические загадки» (записываем и отвечаем):

-У нас есть слово «снег», обозначающее осадки зимой, к нему в гости пришёл суффикс Н. Что же получилось?(Снежный). (Можно у детей спросить, какой части речи это слово). Учитель: - Записываем слово и делаем морфемный разбор. (Тот ученик, который назвал слово, выходит, записывает его и учитель дает карточку).

-Что за птичка прилетает к нам зимой, у которой красная грудка и корень СНЕГ? (Снегирь).

-А у кого зимой вместо носа морковка? (Снеговик).

-А какая река зимой? (Заснеженная).

-Чем любят бросаться дети зимой? (Снежки).

-А по льду на чём катаются? (На коньках – снегурках).

Учитель:

-Посмотрите, какой дружный коллектив у нас получился.

-Что общего у всех этих слов? (Корень «снег»).

-Как они называются? (Однокоренные).

-Одинаковое ли лексическое значение у этих слов? (Нет.)

-С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов и приставок).

-Спасибо, все садимся, кроме нашего «Снега».

-Вот если наш Снег наденет другую одежду, он станет другим человеком или останется прежним? (Останется прежним, он изменит только форму).

-Хорошо, правильно, молодцы. Наш Снег останется тем же, то есть его лексическое значение останется прежним, изменится лишь форма. Спасибо, прошу садиться.

-Давайте просклоняем наше слово «снег» и выделим окончание. (К доске идёт ученик).

-Одинаково ли лексическое значение всех этих слов? (Да.)

-Правильно, эти окончания выражают лишь разные формы одного и того же слова.

-А о чём сигнализируют нам окончания? (Об изменении падежа, числа).

-Как называется часть слова без окончания? (Основа).

-Может, кто-нибудь попробует сформулировать правило и ответить на вопрос: «Как образуются формы слова?» (Ответ).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

III этап. Наблюдение.

Постановка учебной задачи

    5. Чтение правила на странице 41-42.

. Учитель:

-А теперь выполните упражнения 117 в парах. Задайте друг другу вопросы и ответьте на них. (2-3 минуты).

7. Опрос по заданию упражнения (2-3 минуты).  

IV.Закрепление темы (использование технологии дифференцированного обучения).

1)Выполняем упражнение 120.

Учитель:

-Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении? (Окончание)

-Какую роль играет эта морфема в слове?

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

Регулятивные: формированию действий целеполагания;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

Закрепление

Цель – учить школьников определять в тексте форму одного и того же слова,  выделять окончания разных частей речи.

3) Работа в группах.

Учитель:

Группа А получает индивидуальное задание по карточкам.

Группы В и С записывают под диктовку:

1.Осень_пришла  и одела в разноцветный наряд_ леса и сады.

 2.В садах  поспели  осенние яблоки.

3.Яблок_ поспело очень много.

4. Невесело глядит осенний лес_, скоро придёт белая зима.

5.Ветер_ меж берёз_ веет неласково, а белые берёзы роняют тихий дождь_ своих осенних слёз_ и прощально улыбаются сквозь слёзы.

Задания для групп В и С:

Группе В: выписать из всех предложений только формы одних и тех же слов.

Группе С: выделить окончания существительных, прилагательных и глаголов в этих же предложениях.

3) Проверка задания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Здоровьесберегающие технологии 

Физкультминутка:

Учитель: А сейчас предлагаю немного поиграть.                        

                     Задание: если я буду произносить однокоренные слова,

                     вы поворачиваетесь друг к другу лицом и хлопайте в ладоши,

                     если форму одного и того же слова - приседайте.

                      Зима-зимний, осень-осени, лес-леса, аромат-ароматный, слеза-слёзы, снег-заснеженный, сад-сады, снежки-снегирь.

Рефлексия деятельности

Цель – подвести  итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? 

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия).

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

 Домашнее задание: § 21. Словарная работа (упражнение ЗСП-6)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -росФорма проведения : урок - открытие новых знаний...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...