Открытый урок на тему: «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Сабурова Татьяна Владимировна

Цели данного открытого урока по русскому языку:

  • расширять активный словарный запас;
  • совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую тему;
  • учить строить собственное речевое высказывание в соответствии с речевой ситуацией;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся;
  • воспитывать осознанное отношение к слову, точность словоупотребления.

Для достижения поставленных целей использовала на уроке исследовательский метод и следующие приёмы:

  • самостоятельное формулирование целей учащимися
  • постановка проблемного вопроса
  • лингвистический эксперимент

Все задания носят продуктивный, исследовательский характер.

Основные виды деятельности: работа с учебником, иллюстративным материалом, самостоятельная, фронтальная работа.

Урок чётко структурирован, проходит все основные этапы своего развития, которые работают на достижение результата.

Домашнее задание дифференцировано, носит проблемный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nar._karta-osnova.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий»

Цели: познакомиться с условиями слитного, раздельного и дефисного написания наречия;

Задачи:

  1. формирование умения писать при определённых условиях наречия слитно, раздельно, через дефис;
  2. формирование умения отличать наречие от других частей речи, распределять слова по группам правописания.

Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в группах, таблицы, тексты и домашнее задание. 

Технологии: элементы технологии деятельностного подхода в обучения, разноуровневого обучения,  дифференцированной работы, компьютерных технологий.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- осознание  себя носителем родного языка, проявление  интереса к истории своего языка;

- формирование самооценки школьника  на основе успешности, адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты:

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие;

- обобщать полученную информацию;

- прогнозировать учебную ситуацию;

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты:

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины;

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты:

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной проблемы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга);

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога;

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме;

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты:

- формирование навыка определения изученной орфограммы;

- формирование умения определять и исправлять ошибки.

Тип урока:   урок «открытия» нового знания. 

Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:   проблемный, исследовательский.

Базовый учебник  «Русский язык.7 класс». Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

   3 мин

-  Ребята, какое у вас настроение, как вы себя чувствуете? Подберите наречия, которые наиболее точно могут передать ваше состояние.

Хорошо, плохо, радостно, неуютно, замечательно, легко, уныло, чудесно, мрачно, весело, страшно, рассеяно, устало, беззаботно, беспечно, бессмысленно, задорно, восторженно,  жутко, иронично, холодно, энергично, шаловливо, противно, уютно, хмуро, тягостно, спокойно.

  - А мне, ребята, радостно, потому что я снова встретилась с вами, такими умными, внимательными и воспитанными, и немного волнительно.

 - А что мы с вами сейчас пытались сделать?

Запишите число, классная работа ( на доске).

Слайд 1. Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Лингвиния.

Слайд 2. В чудесном городе, где живут части речи, мы гостим в слободе Наречной.

Подготовка  класса  к  работе.

Высказывают мнения

Высказывают предположения

Определить своё состояние

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

10 мин

Стадия вызова

Проверим, готовы ли вы двигаться дальше?

Вспомнить всю известную вам информацию о наречии.

Слайд 3,4,5,6

Наречие, категория состояния

Разряды наречия

Степени сравнения наречия

Перед вами лежат листы, в которых вы будете отмечать успехи вашего продвижения по нашему сегодняшнему маршруту.

- Оцените себя.

Работа в группах

Ответы

Проверка

Оценивают себя.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

2 мин

Слайд 7

Итак, перед вами наречия, которые необходимо правильно написать.

По(?)французски, на(?)удачу (надеясь на благоприятный случай, как удастся), в(?)старину

Что мы можем сказать об этих наречиях? Сможем ли мы только с помощью известной вам информации выполнить задание? Почему?

Слайд 6

Пришло время определить название темы урока. Назовите ключевые слова, определяющие данную орфограмму. «Слитно, раздельно, дефис». А с какой частью речи мы будем работать? Итак, сформулируйте тему урока. Слайд 8

Отметьте в маршрутных листах, что вы уже знаете по данной теме и что хотели бы узнать.

Слайд 9. Теперь наметим цели и задачи исследования?

  1. формирование умения писать при определённых условиях наречия слитно, раздельно, через дефис;
  2. формирование умения отличать наречие от других частей речи.

Оцените себя

Ответы

Формулируют тему, цель и задачи  урока

Оценивают себя.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

5 мин

Итак, наречия могут писаться слитно, раздельно, через дефис. Что влияет на написание, какие правила существуют, вам предстоит выяснить.

Давайте дадим название нашим группам, пусть это будут наречия

( здорово, грамотно, правильно)

Слайд 10 Стадия осмысления.

Работа по группам. На листах записаны наречия, каждая группа выписывает наречия в соответствии с названием и попытается объяснить способы правописания наречий.

1 группа (дефис)

Тихо-тихо в лесу. Вот неслышно, по-кошачьи, ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. Откуда-то справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Кое-где дрогнет еловая ветка. Это белка чуть-чуть задела её пушистым хвостом. Чутко дремлет зимний лес. Вот по-заячьи трусливо пробежала мышка. Она спасается от лисы. Бок о бок в лесу живут разные звери и птицы по- своему перенося трудности суровой зимней поры.

2 группа(слитно)

Я навсегда запомнил прекрасные впечатления детства. Вот мы вдвоём с отцом собираемся на покос. Солнце ещё не встало, за окном совсем темно. Мы берём с собой молоко, хлеб, яйца, сваренные вкрутую. Младший братишка не спит, исподтишка наблюдает за нами. Ему очень хочется пойти с нами, но сегодня мы едем на дальние покосы, где без устали будем работать. На улице слышится скрип калиток, соседи по двое, по трое выходят из домов. Солнце золотит верхушки белоствольных берёз. Впереди славный летний денёк!

3 группа(раздельно)

  1. Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
  2. Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…

Врукопашную Однажды, вдвоем, впервые, по двое, по трое, сперва, неуклюже, вправо, влево, дважды, по-прежнему, неожиданно, стремительно, вперед, врассыпную, понемногу, во-первых, во-вторых, систематически, впоследствии.

Послушаем отчеты групп. Составление таблицы на доске.

Проверим ваши предположения. Работа с учебником.

- Какие наречия не встретились нам  в текстах? 

1 группа (дефис) – наречия с приставками в-, во- и суффиксами –их, -ых.

2 группа (слитно) -

Написание наречий

Слитно

Раздельно

Через дефис

1) образованы от наречий: навсегда, доныне

2) образованы от местоимений: вовсю, совсем

3) образованы от прилагательных: впустую, заново

4) образованы от числительных: надвое, втрое

(исключения: по двое, по трое)

5) образованы от некоторых существительных: вперёд, вверх, вдаль

1) образованы от существительных с помощью приставок-предлогов без, до, на, за, под,  с(со), в: без толку, до востребования, на бегу, за границу, под шумок, с размаху, в отместку

2) образованы из сочетания существительных, одно из которых имеет форму творительного падежа: честь честью, чин чином

1) образованы с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь, и приставки кое-; кое-где, где-либо, где-нибудь, где-то.            

2) образованы с помощью морфем: приставки по- - и суффиксов:- ому, -ему, -и: по-доброму, по-прежнему, по-немецки;  приставок во-, в- и суффиксов:-ых, -их: во-первых, в-пятых.                               

3) образованы повторением основ, однокоренных слов или синонимов: давным-давно, нежданно-негаданно, чуть, чуть, точь-в-точь, крест-накрест, волей-неволей, еле-еле.

Слайд  Исключения

 – А как вы думаете, почему эти наречия не соответствуют нашим выводам? (потому что они являются исключениями)

в оба, по двое, по одному, по трое (наречия, образованные от числительных, пишутся слитно)

Оцените свою работу

Перед следующим важным шагом нужно хорошенько отдохнуть.

Слайд 1 Физминутка( Филимонцева) 

Что-то мы засиделись. Вставайте. Выполним наше любимое упражнение. Насытим организм кислородом. Медленно поднимаем руки в стороны, затем вверх, поднимаемся на носочки и делаем глубокий вдох. Затем резко опускаем руки вниз и выдыхаем.

 - Какие наречия употребили во время физминутки? Зачем они понадобились?

- Какие из данных наречий имеют отношение к сегодняшней теме урока? (вверх, вниз)

Почему? Объясните (мы должны подумать, как написать эти наречия: слитно или раздельно. Данные наречия образованы от существительных, большинство подобных наречий пишется слитно).

Намечают пути решения задач

Дают названия группам

Работа по группам

Составление таблицы на доске.

Заканчивают составление таблицы на доске

Проверка

Оценивание

Ответы (дополнительный балл)

Ответы

Оценивание

Ответы

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

8 мин

Слайд

1. Работаем по тренажеру.)

2. Работа по «цепочке»

(В)близи, (без)оглядки, , (после)завтра, (на)лету, (в)слух, (со)всем, (в)ручную, на(износ), (в)сердцах, (в)пятеро, (с)горя, (по)братски, (на)вытяжку, (ис)подлобья, (в)потёмках, (по)одиночке, (без)удержу,(по)двое, (по)птичьи, (чин)чином, )(по)прежнему, (в)низ, (с)начала, (до)тла, (на)дом, (до)низу, где(либо), (на)цыпочках, (кое)где, (во)первых.

Слайд 31

Образец на слайде

Вблизи, без оглядки, послезавтра, на лету, вслух, совсем, вручную, на износ, в сердцах, впятеро, с горя, по-братски, навытяжку, исподлобья, в потёмках, поодиночке, без удержу, по двое,  по-птичьи, чин чином,  по-прежнему, вниз, сначала, дотла, на дом, до низу, где-либо, на цыпочках, кое-где, во-первых. 

Проверка.

Оценивание

Выполняют письменно в тетради, комментируют

Оценивание

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

5 мин

Слайд 32

Работа с текстом.

Работа с показаниями свидетеля. Свидетели путаются в показаниях, поэтому вам необходимо из обрывков показаний составить связный текст. Выполнить задания (подчеркнуть наречие, объяснить правописание наречий и пропущенных букв).

Прочитайте свои тексты.

Оцените свою работу.

Работа в группе

Проверка, оценивание

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

10 мин

Домашнее задание

2 мин

Итак, вернёмся к началу урока.

Слайд 33

По(?)французски, на(?)удачу, в(?)старину

Так как же пишутся эти наречия?

Что вы узнали нового в ходе расследования?

Как это знание вам пригодится в жизни?

Слайд 34

По результатам расследования составьте краткий отчет, начинающийся с заданной фразы  и запишите в маршрутный лист.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось… 

Слайд 35 Оцените работу своей группы.

Оцените свою работу.

Слайд 36

На выбор 1)составить словарный диктант из 10 слов-наречий с изученной орфограммой; 2)сочинить историю с использованием наречий;  3) карточка

Слайд 38 Спасибо за урок!

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

Конспект урока по теме: "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".

Урок предназначен для формирования знаний у учащихся о правильном написании слов...

Готовимся к ЕГЭ. 13 задание . Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Данная презентация по русскому языку предназначена для учащихся 10-11 классов для знакомства с теоретическим и практическим материалами к заданию 13 ЕГЭ (Слитное, раздельное, дефисное написание слов ...

Открытый урок в рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Открытый урок а рамках методического дня "Вверх по лестнице, ведущей в жизнь" по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Слитно-раздельно-дефисное написание производных предлогов

Обобщение сведений о предлогеПредлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одного слова от другого (от других слов), служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.Пр...