Преодоление трудностей в овладении навыков чтения и письма у младших школьников.
статья на тему

Попова Наталья Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в овладении навыков чтения и письма у младших школьников

Усвоение устной речи начинается у ребенка на втором году жизни и происходит в процессе практического общения со взрослыми. Однако ни один ребенок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.  Развитие письма и письменной речи идет совершенно другим путем. Письмо с самого начала – осознанный процесс, результат специального сознательного обучения. Ребенок, которому нужно написать слово, должен не только представлять его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит и какими буквами будут выражаться графически при письме. Понимание «буква - звук» очень важна.

На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция — анализ звука определение каждой буквы, ее написание — является еще отдельным, самостоятельно осознаваемым действием. Написание слова, таким образом, распадается для ребенка на ряд задач. На этом этапе включаются и зрительные ориентиры и пространственные, и фонематический слух.

По мере развития навыка письма психологическая структура учащегося меняется. Он научается писать целые сочетания букв, а затем и целое слово. Выделение отдельных звуков, нахождение нужных графических знаков, написание букв,-все это перестает занимать
его произвольное внимание  автоматизируется, превращаясь в отдельные операции, подчиненные общему целому. Если посмотреть на графический рисунок письма первоклассника, третьеклассника и студента, то можно увидеть как изменяется почерк, прежде всего нажим, исчезает угловатость, линии становятся плавными.

В овладении письмом полностью прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий длительного времени (по П.Я. Гальперину).

1. Ребенок услышал или увидел, следовательно, опознал слово, состоящее из звуков.

2. Проговорил его вслух.

3. Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы.

 4. Ребенок перестает шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его.

Внешняя речь переходит во внутреннюю. Психологическое содержание процесса письма не остается одним и тем же. Первой из специальных операций, сопровождающих процесс письма, является анализ звукового состава слова, которое предстоит написать. Затем следует второй этап: выделенные фонемы должны быть переведены в зрительную графическую схему. Каждая фонема переводится в соответствующую букву-графему. На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, потом они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизированно. У некоторых детей именно на этом этапе начинают возникать трудности (пропускают буквы, слогов, не дописывают окончания, соединяют части слова с другим и т.д.), которые нельзя оставлять без внимания, ибо в противном случае возникает дисграфия и дислексия.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью фонематической системы языка. 

Дислексия — нарушение процесса овладения чтением.

Ошибки учащихся на письме  можно разделить на несколько категорий:

1. Замена одних букв на другие, фонематически или графически близкие.

2. Неверное графическое моделирование фонематической структуры слова -пропуски, замены,перестановки, вставки букв.

    3. Ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствие точек в конце предложения и пропусков между словами, слитное написание предлогов, первое слово в предложении написано со строчной буквы.

В результате проведения коррекционной работы, как правило, исчезают специфические ошибки письма, однако на первый план часто выступают орфографические ошибки, т.е. обусловленные недостатком знаний. Заметим при этом, что речевые нарушения в дошкольном возрасте не имеют прямой связи с ошибками чтения и письма. Часто при поступлении в первый класс у ребенка наблюдаются проблемы с произношением какого-либо одного звука (чаще всего [л] или [р]). Это совсем не означает, что у него будут какие-либо трудности при овладении грамотой.

Для занятий с детьми, имеющими трудности в овладении устной и письменной речью, можно рекомендовать следующие упражнения, способствующие развитию фонематического слуха:

Колокольчик. Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звенит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто.

Далеко — близко. Кто-то из детей то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен угадать, кто это.

Воспроизведение сначала простых, а потом сложных ритмов

  - отстукивание простого ритма состоит из двух компонентов.

(111, 11, 111)

- воспроизведение сложных ритмов, состоящих из трех и более компонентов (11,11,11,111,111)

- ритмы можно отхлопывать в ладоши, отстукивать по какой-либо поверхности (столу, книге и т.д.).

Три медведя. На первых этапах выставляются игрушки, вкратце рассказывается сказка, реплики произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок должен угадать, кто говорит. Следующий этап — чтение по ролям. Необходимо обратить внимание родителей как важно
повторять подобные упражнения дома.

Работа над интонационной стороной речи

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

Первоначально берем одинаковые слоги

та-та-та                                ка-ка-ка                        ва-ва-ва
та-та-та                                 ка-ка-ка                        ва-ва-ва
та-та-та                                  ка-ка-ка                        ва-ва-ва

Затем изменяем гласную

та-ту-ты                                са-со-сы                        да-до-ды
ту-то-ты                                со-су-сы                        дю-до-да
ты-та-те                                сы-со-ся                        ды-до-ду

Изменяем согласную

па-ба-ва                                ка-да-за                        ва-па-га
па-ба-ва                                ка-да-за                        ва-па-га
па-ба-ва                                ка-да-за                        ва-па-га

Изменяем и согласную и гласную

кы-ту-ва                                кы-до-зу                        су-па-шо
ва-ту-ко                                су-ву-ко                        вы-зу-ща
па-бо-вы                                 кы-да-ру                              ры-ла-во

Различение слов, близких по своему звуковому составу

Хлопните, если услышите слово «банан» (банан, баман, батан); «птицы» (птича, птитса, птицы). Задание усложняется с учетом возраста ребенка, звуки в словах изменяются по принципу твердости — мягкости «бокал» (бокаль, бокал, бокъял), звонкости — глухости «бочка» (почка, точка, бочка), шипящие —свистящие «киска» (кишка, книжка, киска).

Из каждых четырех названных слов ребенок должен выбрать слово, которое по количеству слогов отличается от других:

так — дом — том — диван

ток — крот — совок — плот

лимон — болото — вагон — замок

ландыш — карандаш — завод — бизон

Различение отдельных звуков

1. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, педагог предлагает: Положите голову на парту, поднимите ее, если услышите звук [и].

[и] - [и] - [и] - [ы]

[ы] - [и] - [ы] - [и]

[ы] - [ы] - [ы] - [и]

Аналогично работаем с каждым звуком, затем даем звуки в сочетаниях с гласными, а потом с согласными.

2. Следующий этап — дифференциация согласных в сочетаниях с гласными по принципу:

Звонкие-глухие (например, дети должны поднять правую руку, если
услышат слог «ду». Педагог произносит: «Ту-ду-гу» и т.д.);

Твердые-мягкие (например, предлагаем поднять левую руку, если
произносится мягкий звук. Педагог читает: «Ас-ась-ат-сэ-се» и т.д.).

Точно так же строится упражнение на различение опозиционных звуков:

 [с] —   [ш]; [з] - [ж]; [л] - [р]; [ч] - [т*].

Различение слогов

Определить лишний слог:

ла — ма — ма — ма

па — па — па — ба

фа — ва — фа — фа и т.д.

Определить лишний звук:

[к] - [к] - [л] - [к]

[Т] - [Т] - [Т] -[Д]

[с] - [ш] - [ш] - [ш]

[ц] - [т] - [т] - [т]

[т] - [т] - [ц] - [т].

Определить лишнее слово:

точка — дочка — точка — точка

кнопка — стопка — кнопка — кнопка

коза — коса — коза — коза и т.д.

Звуки берутся в такой последовательности:

• по месту образования [т] -[в]; [к] - [л]; [с] - [м];

• по звонкости — глухости

• по твердости — мягкости

• свистящие — шипящие.

Аналогично подбираем слоги и слова.

Отхлопывание слоговой структуры слова (ма - ши - на). При работе на уровне предложения можно отхлопывать слова в предложении.

Зашифрованное слово. Учитель на доске записывает ряд слов. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из второго — второй, из третьего — третий. (Например: аромат, капелька, керосин = апельсин).

Магнитофон. Учитель поочередно называет слоги. Между слогами дается речевая инструкция. Дети должны сложить слово {например: первый слог — «у» + второй слог — «доч» + третий — «ка» = удочка).

При работе с детьми, испытывающими трудности в порядке следования букв, можно использовать такой вид работы, как графический диктант. Учитель диктует слово (предложение), а ребенок должен записать только гласные буквы (например, «наступила» — а, у, и, а). Этот вид работы можно разнообразить, например, записывать только гласную «и» («у»), особенно если дети их путают на письме.

Очень важная часть работы по устранению дисграфии и дислексии — зрительно-предупредительный диктант. Единственное и самое главное условие — проводить его надо ежедневно, в течение 2—3-х месяцев, только в этом случае будет ощущаться эффект.

Методика проведения диктанта

На доске написан текст с пропущенными буквами (на заданное правило).Детям даются следующие задания:

1. Прочитать текст по предложениям и вставить пропущенные буквы.

2. Прочитать то, что написано, хором.

Закрываем текст.

3.Написать под диктовку.

Сверить то, что написано в тетради, с текстом на доске, исправить самостоятельно допущенные ошибки.

Тетради собираются. Учитель засчитывает только те ошибки, которые ребенок не исправил. Такая работа может проводится в группах по 5—7 человек каждый день.

С учетом того, что многие дети приходят в школу физически ослабленными, не стоит забывать о 2—3-х минутах для физкультминутки (ее можно заменить пальчиковой гимнастикой). Например, эффективно упражнение «Пальчики здороваются». Большой палец левой и правой руки соединяются с каждым из последующих пальцев. То же самое проделываем в обратной последовательности.

Ученики начальных классов часто затрудняются при нахождении нужного места на листе бумаги (особенно страдают дети, имеющие пространственные нарушения, а также леворукие). Можно порекомендовать на уроке математики проводить графические диктанты. На первых этапах можно поставить детям точки в тетрадях (например, от заданной точки отложить 2 клеточки вправо, 4 —вверх, две — вниз и т.д.). Можно подобрать такое количество клеточек, чтобы получились цифры или какие-то геометрические фигуры. Следует обратить внимание как на прямую, так и на обратную задачу (поставьте 2 точки либо на доске, либо в тетради, попросите ребенка определить положение
второй точки относительно первой).

Хорошо зарекомендовало себя следующее упражнение.

Поднимите правую руку, левую руку положите на голову.

Опустите левую руку вниз, правую спрячьте за спину.

Покажи соседа слева, справа; сзади, спереди; скажи кто это и т.д.

Следующие упражнения предназначены для коррекции несовершенного навыка чтения:

• обводка пальцем контура выпуклых букв;

• рисование букв на ладони ребенка;

• тактильное опознание «наждачных» букв и т.п. (например: приклейте на
картонку букву, сделанную из спичек, либо из капель воска, либо из
шнурка и т.д.). Сначала ребенок ощупывает букву кончиками пальцев с открытыми глазами, проговаривая ее вслух; затем родитель предъявляет карточки с буквами поочередно, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая, должен отгадать эту букву;

• группировка стилизованных букв (разного шрифта);

• деление слов текста на слоги.

Для тренировки навыка синтеза слов и слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последующих серий слогов и операций последующего синтеза. Для этого используются следующие приемы:

1. Ребенку демонстрируют поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую, начинать следует с двухсложных слов, постепенно их удлиняя.

2. «Незнайка». Незнайка перепутал местами слоги, помоги ему: ка, му;ма, Ра и т.д.

Следующий этап — автоматизация слогослияния.

1.Используем слоговые таблицы, в которые входят прямые и обратные слоги. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его преподавателем. Требование быстро найти слог побуждает ребенка к глобальному его опознанию (таблицы 9 клеток, 16 и 36 клеток). Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6—7) раз в неделю

2. Вводим слоговые таблицы со словами, указанными в табл. 1.

Учитель или родитель читает слово и просит ребенка найти его.

Слоговые таблицы можно использовать и по-другому.

Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу.

В процессе работы взрослый по очереди называет слова, а задачей ребенка является отыскать в таблице слоги, из которых эти слова состоят, в той последовательности, которая соответствует порядку их места в слове.

       Таблица 1

куст

кран

стол

брак

звон

клен

брань

плот

мост

мрак

ПОЛК

сорт

кровь

свет

дождь

пасть

бант

винт

плоть

борт

кисть

болт

шанс

горсть

кость

пирс

кольт

стан

враг

тост

торт

слет

стул

бинт

факт

лесть

3) Следующий прием — текст. Читаются два смешанных текста, а ребенок должен определить, к какому тексту относится предложение, прочитанное преподавателем. Тексты лежат перед ребенком.

4) Прием «окошечко».

Наиболее частая ошибка, встречающаяся при чтении, угадывание окончаний. Для снятия такого рода ошибок удобным оказывается чтение с ограничительной рамкой. Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком (рис. 1).

камыш

Рис. 1

По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться (сначала читаем слова из трех букв, затем из четырех и т.д.). Предварительно заготавливаем таблицы со словами, состоящими из разного количества букв.

На следующем этапе можно взять сплошной текст (пособие Н.Буракова
«Поля слов»), например такой:

калачкамышклоун

клоунпастастолы

ручкаместотропа

На эту таблицу накладываем рамку «окошечко» и передвигаем ее, прочитывая каждое слово. Затем составляем таблицу из пятибуквенных слов и делаем рамку на соответствующие слова.

Если же проблема связана не столько с угадыванием, сколько с недостатком навыка автоматического чтения и, как вторично, недопониманием прочитанного, лучше использовать другой вид рамки (рис.2). Она ограничивает поле зрение ребенка, оставляя в поле его зрения уже прочитанное и позволяя сконцентрировать внимание на нужной строке.

 Рис. 2

             

ты

шо

вы

ло

та

па

камера, колесо, барыня, хорошо

ли

ги

ра

сы

ры

хо

сирота, канаты, вера, кора

жи

ме

ви

ле

ны

са

раковина, гора, вино, пора

ки

ка

ГО

на

ба

ре

берега, пара, дыра, сапоги

га

ко

ве

ДЫ

МО

ца

пироги, волосы, ворота

со

по

му

но

ня

пи

высота, лимоны, лисица

бе

си

ро

во

яб

мо

яблоки, яблоня, мужики

Мы же должны научить детей учить себя! Обучение должно
опираться не на восприятие и память (количество полученных знаний), а на воображение и мышление.

Наша задача создать всем детям условия для достижения минимального уровня образования и обеспечить перспективу личностного роста каждого ученика. Любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. У каждого ребенка свой «порог» успеха, и поэтому удачи и неудачи можно сравнивать лишь с его личными достижениями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников.

Программа  по коррекции нарушений чтения и письму у младших школьников 2 классов на базе общеобразовательной школы....

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...

«Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников с ОВЗ».

Данная тема является актуальной, так как выраженные нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости, задерживает сроки овладения учебной программой. Вызывает негативн...

Нарушение чтения и письма у младших школьников.

Предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Практические приёмы коррекции нарушения чтения и письма у младших школьников на логопедических занятиях

Материал используется на логопедических звнятиях с детьми начальной школы. Дает положительныф результат и очень нравяится детям, так как основная часть заданий проходит в игровой форме....

ДОКЛАД "Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью"

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью....