Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ. Русский язык
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Костюченко Евгений Николаевич

Советы учащимся, выполняющим самостоятельную работу по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rek_._samost._rab_rus._yaz.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Русский язык

Разработал:

преподаватель

Костюченко Е.Н.

Санкт-Петербург, 2016


Методическая разработка рассмотрена на заседании комиссии методического объединения гуманитарного цикла. Рекомендована к использованию в преподавании русского языка по специальности 19.02.10 Технологии продукции общественного питания.

Протокол от «____»__________20___г. №______

Председатель комиссии                                                       А.В. Федосеева


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...4

1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ  .......................6

2.РЕФЕРАТ……………………………………………………………..7

3.ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ ……………….....................................9

Список использованных источников…………………………………12

ВВЕДЕНИЕ.

Самостоятельная работа учащихся по русскому языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения русскому языку в колледже. Самостоятельная работа охватывает все аспекты изучения языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины. В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль самостоятельной работы приобретают особое значение и нуждаются в методическом руководстве и методическом обеспечении.

Настоящие методические указания освещают виды и формы самостоятельной работы, систематизируют формы контроля и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения русского языка: лексика, грамматика, текстовая деятельность, культура речи, использование учебной и вспомогательной литературы. Содержание методических указаний носит универсальный характер, поэтому данные материалы могут быть использованы учащимися при выполнении конкретных видов самостоятельной работы.

Основная цель методических указаний состоит в обеспечении учащихся необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах самостоятельных работ.

Используя методические указания, учащиеся должны овладеть следующими навыками и умениями:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Целенаправленная самостоятельная работа учащихся в соответствии с данными методическими указаниями, а также аудиторная работа под руководством преподавателя призваны обеспечить уровень языковой подготовки учащихся, соответствующий требованиям ФГОС по дисциплине «Русский язык».

Виды самостоятельной работы

График выполнения

1. выполнение письменных упражнений

Еженедельно

2. подготовка рефератов

По мере изучения темы

3. Домашнее сочинение на грамматическую тему

             

По завершению изучения темы

 1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1.1.формы упражнений

Учащиеся выполняют задания из учебника согласно учебному плану. Пропущенные орфограммы и знаки препинания вставляются по умолчанию. Необходимо обращать внимания на условные обозначения различных видов разбора.

1.2.формы контроля за выполнением

Контроль за выполнением письменных упражнений осуществляется путем проверки тетрадей. Исправление ошибок производится в классе под контролем преподавателя.

1.3. Методические рекомендации по выполнению упражнений.

При выполнении упражнения следует тщательно прочитать задание. В некоторых случаях требуется использовать различные словари. По завершении работы необходимо перечитать написанное, в случае затруднений – сверяться с орфографическим словарем. Работу следует выполнять аккуратно, с соблюдением норм графики. Не допускается произвольное написание букв.

 2. ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ.

Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата по русскому языку

Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие темы, ознакомление с источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В реферате должно быть продемонстрировано умение рассматривать тему,  излагать собственное понимание проблемы.

Тема реферата выбирается учащимся после консультаций с преподавателем, исходя из освоенного учебного материала.

Структура реферата. Реферат состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 2-3 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.

Список реферируемой литературы приводится в конце реферата в алфавитном порядке.

План реферата или оглавление приводится в начале реферата перед «Введением».

Структура реферата должна  быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.

Объем реферата от 5 до 10 страниц, на странице 28-30 строк, в строке 58-60 знаков (12 или 14 кегль). 

Типы рефератов

  • «Обзор» - корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;
  • «анализ» - предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;
  • «эссе» - размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими философскими работами.

Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, обязательного чистого листа для отзыва преподавателя в конце реферата, библиографии после текста реферата.

Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован. 

Если вы приступаете к составлению реферата впервые и реферируете один источник (книгу или статью), советуем вам придерживаться следующих принципов:

1. Укажите выходные данные   источника (автор, название, место и год издания, количество страниц: в случае, если реферируемое произведение помещено в сборнике либо в периодическом издании, укажите название и выходные данные сборника или журнала).

2. Сформулируйте  основную тему    текста

(эта формулировка не должна совпадать с названием реферируемого источника;   необходимо это название конкретизировать, расширить, а возможно - разбить на несколько тезисов).

3. Укажите функциональное назначение и адресата  источника (для кого и для какой цели он предназначается).

4. Отметьте, сколько структурных компонентов (разделов, глав, параграфов) и какие содержит источник

5. Кратко, точно и последовательно изложите содержание   упомянутых структурных компонентов, по ходу дела фиксируя собственное отношение к нему.

6. Отметьте наличие таблиц, схем, рисунков, иллюстраций.    

Проблемный реферат

Иногда задача усложняется. Предположим, вам предстоит написать реферат не по одному, а по нескольким источникам, объединенным одной темой и проблемой, которая обычно и выносится в заголовок. В этом случае вам придется действовать по следующей схеме:

1. Подвергнуть библиографическому реферированию все предложенные  вам источники.

2. На основе  накопленной  информации структурировать проблему, вынесенную в заголовок ( т.е разбить её на составные компоненты).

3. Организовать собранные сведения   (в соответствии с выделенными тематическими компонентами (не забывая каждый раз указывать источник информации).

4. Написать введение и заключение;   во введении вы кратко характеризируете проблему, её актуальность, значимость и место в соответствующем научном пространстве, а в заключении излагаете основные выводы, к которым вам удалось прийти, опираясь на собранную информацию.

Исследовательский  реферат

Наконец, существует тип реферата, приближающийся к самостоятельной научной работе. В этом случае перед вами не просто проблема, решение которой уже существует и описано в литературе, а проблема, которую ещё только предстоит решить. Вашей задачей является нащупать пути этого решения, опираясь на анализ печатных источников. При этом структурирование исходной проблемы становится особенно важным - и творческим! - этапом, а в научной литературе вы ищите  не просто информацию, освещающую ту или иную грань проблемы, но помогающую дать ответ на поставленный вопрос. Составление рефератов этого типа приближает вас к собственно исследовательской деятельности, т.е. к способности самому ставить и формулировать проблемные задачи и находить их решение.

 3. ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ НА ГРАММАТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

3.1. Методические рекомендации.

Прежде чем приступить к написанию сочинения – рассуждения  на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать логично построенное сочинение. 



Вступление (введение).

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приёмы:

- Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема

сочинения – рассуждения актуальна. Например:

1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

 2.
В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.

--Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

1.В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?

2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

---Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме.


«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок»настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.



Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть. 

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение – рассуждение и что существуют три вида рассуждений.

Рассуждение – доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения – до
казательства являются:

- _вводные слова: 
во – первых, во – вторых; например, итак, таким образом, следовательно;

- союзы: 
так что, поскольку, так как , если;

- речевые обороты: 
предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:

- слова – организаторы логических связей: 
потому что, поэтому, вот почему;

- слова, резюмирующие высказывание: 
это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;

- вводные слова: 
например, таким образом.

Рассуждение – размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно – следственные отношения. Рассуждение – размышление строится , как правило, в вопросно – ответной форме. В отличие от рассуждения- доказательства и рассуждения – объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

-вводные слова: 
по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

- речевые обороты:
я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; 

попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу→ тезис→доказательство тезиса→выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим,
Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.


Заключение.

В заключении приводятся сжато сформулированные выводы. Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: 
таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное.


Учтите:

- в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод;

- части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по  смыслу и при помощи  интонации
Помните:

- при написании сочинения на лингвистическую тему необходимо привести  2 примера из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование;

- объём сочинения должен составлять не менее 150 слов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2012.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...

Методические рекомендации к выполнению практических работ. Русский язык

Описание алгоритма выполнения различных видов разбора....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...