рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку на тему

Жусубаева Айна Жаныбековна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayna.docx89.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО_______________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Алексеевская СОШ»_____________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Внеурочная деятельность

Обще интеллектуальное направление

Основное общее образование

Срок реализации программы – 5 лет

 

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

Рабочая программа составлена на основе:  Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Составлена  учителем русского языка и литературы                                                                                                                                  

 Жусубаевой А.Ж.    

с. Алексеевка

2016- 2017 учебный год

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

 Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

 - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

 - выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

 - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

 - формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

 - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст:

 - сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

 - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

 -делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

 Выпускник научится:

 - откликаться на содержание текста:

 -  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

 - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

 - находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

 - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

·  критически относиться к рекламной информации;

·  находить способы проверки противоречивой информации;

 - определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

устный опрос,

письменный опрос,

различные виды пересказа,

различные виды чтения,

практические работы по содержанию изучаемого материала,

тестовые задания,

творческие задания (сочинения, изложения),

комплексный анализ текста,

 а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.  5 КЛАСС

 Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

 Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

 Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 

7 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

9 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

 Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

 Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

Тематическое планирование

Тема

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

16

12

12

8

8

2

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

9

14

14

20

20

3

«Работа с текстом: оценка информации»

9

8

8

6

6

4

Резерв

1

1

1

1

1

Всего

35

35

35

35

35

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочная деятельность

«Учимся работать с текстом»

5класс

Жусубаевой Айны Жаныбековны

Планирование  составлено на основе:  Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Количество часов  всего: 35, в неделю 1

с. Алексеевка

2016 - 2017учебный год


Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Раздел

Колич.

часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, различать типы речи

2

Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.

1

1

определять назначение разных видов текстов

3-4

Изобразительно-выразительные средства

1

2

уметь находить ивс языка, использовать их в своей речи

5-6

Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста

1

2

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

7

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде

1

1

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

8

Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте

1

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:

9-10

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

1

2

интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте

11-12

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию

1

2

различать темы и подтемы специального текста

13

 Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

1

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

14

Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.

1

1

обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

15

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

16

Источники информации: справочники, словари.

1

1

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

17-

18

Подробный и сжатый пересказ.

2

2

структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей

19

Вопросы по содержанию текста

2

1

 делать выводы из сформулированных посылок;   выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

20

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

2

1

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

21

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1

22

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

2

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

23

Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу

2

1

24-25

Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

2

2

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

26-27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте.

3

2

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

28-29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

3

2

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, находить доводы в защиту своей точки зрения

30-31

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация.

3

2

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

32-34

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

3

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

35

резерв

1


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочная деятельность

6 класс

«Учимся работать с текстом»

Жусубаевой Айны Жаныбековны

Планирование  составлено на основе:  Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Количество часов  всего: 35, в неделю 1

с. Алексеевка

2016 - 2017учебный год


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять назначение разных видов текстов

2

Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

1

1

Различать стили речи, определять признаки стилей речи, уметь определять стили речи

Языковые особенности разных стилей речи.

3

Жанр текста

1

1

Уметь определять жанровую принадлежность текста, совмещать в одном тексте разных типовых фрагментов

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов.

4

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста

5

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

6-7

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста

2

2

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции

8-9

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

2

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы

10

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация

3

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

11

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Признаки текста.

1

1

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию

12

Авторская позиция.

1

1

13

Оценка текста

3

1

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения

14

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.

1

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию

15-16

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации

2

2

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения

17

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация

3

1

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

18

Пути восполнения недостающей информации.

3

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

19

 Комплексный анализ текста

3

1

«Учимся работать с текстом» задание в раб.тетради -

20

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

1

1

интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте

21

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

1

различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста, составлять простой, сложный, тезисный план 

Простой, сложный, тезисный план.

22

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)

23- 24

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

2

2

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей

25-26

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

2

2

Составлять монологическое высказывание на вопрос

27

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

1

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

28

Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака

1

1

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому

29

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

2

1

30

Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

2

1

31

Составление схем с опорой на прочитанный текст

2

1

32

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.

1

1

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Источники информации: справочники, словари.

33

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

2

1

выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста

34

Комплексный анализ текста

3

1

«Учимся работать с текстом» задание в раб.тетради -

35

резерв


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочная деятельность

«Учимся работать с текстом»

7 класс

Жусубаевой Айны Жаныбековны

Планирование  составлено на основе:  Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.

Количество часов  всего: 35, в неделю 1

с. Алексеевка

2016 - 2017учебный год


Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.

1

1

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять тип текста, определять назначение разных видов текстов

2

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль).

1

1

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста

3

Языковые особенности разных стилей речи.

1

1

4

Жанр текста

1

1

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста

1

1

6

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.

1

1

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения

7

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея

1

1

определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию, структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, различать темы и подтемы специального текста

8

Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста

1

1

9

Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение

1

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте), ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

10

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы

1

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

11

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения

1

1

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте

12

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

1

1

Применять различные источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

2

1

интерпретировать текст, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей

14

Приемы сжатия текста

2

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

15

Вопросы по содержанию текста.

2

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

16

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

2

1

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции

17

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1

18

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

2

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д

19

Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

2

1

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д

20

Составление на основании текста монологического высказывания.

2

1

составлять на основании текста монологическое высказывание, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

21

Формулирование вопросов по содержанию текста.

2

1

Формулировать  вопросы по содержанию текста.

22

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

2

1

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

23

Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст.

24

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.

2

1

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

25

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.

2

1

структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, формировать список используемой литературы и других информационных источников

26

Составление инструкции, алгоритма.

2

1

составлять инструкции, алгоритмы, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения

28-29

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

3

2

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация.

3

1

31

Пути восполнения недостающей информации.

3

1

выделять не только главную, но избыточную информацию и недостающую;  прогнозировать последовательность изложения идей текста

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3

1

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

33-34

 Комплексный анализ текста

3

2

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

35

Резерв

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема

Раздел

Колич.часов

Виды деятельности

Дата проведения

Проведено факт

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов

1

1

2

Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

1

1

3

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи.  Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Сфера употребления.

1

1

4

Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

1

1

5

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

3

1

6

Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация

3

1

7-8

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

3

2

9

Текст, тема текста, основная мысль, идея

1

1

10

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.Выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

1

1

11

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.

2

1

12

Смысловые части текста, микротемы, план текста

1

1

13

Создание плана на основе прочитанного текста с учётом его дальнейшего использования

2

1

14

Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту

2

1

15

Отзыв о прочитанном

2

1

16

Композиция текста типа рассуждения.

2

1

17-18

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

2

2

19

Приемы сжатия текста. Исключение

2

1

20

Приемы сжатия текста. Обобщение

2

1

21

Приемы сжатия текста.

2

2

23

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста

2

2

24

Аргументы, подтверждающие вывод.

2

1

25

Составление на основании исходного текста (художественного) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

2

1

26

Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

2

1

27

Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

2

1

28

Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

2

1

29

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст

2

1

30

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст

2

1

31

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

1

1

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

35

Комплексный анализ текста

3

2

35

резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса.

Данная рабочая программа разроботана для учащихся 9 класса. Данная программа направлена на углубленное изучение текста как синтаксической единицы. Программа состоит из трёх разделов: содержание, темат...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6 класса "Юный филолог"

Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 5 класса

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к...