ОГЭ: задание 6 (Лексика и фразеология)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Королева Ольга Олеговна

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 6 Лексика и фразеология. Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом ОГЭ: Задание 6 Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Слайд 2

Задание №6 Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Задание 6 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением ). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным .

Слайд 3

Примерная формулировка задания: Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – Это же всё ненастоящее! Правильный ответ: пошептались Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. (10) – Причин уйма. Ответ: множество

Слайд 4

Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из предложения 28 стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним. амените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимичным выражением . Напишите это выражение. Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 с тилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

Слайд 5

На первый взгляд, задание 6 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.

Слайд 6

Что нужно знать: Группы слов по происхождению и употреблению Синонимы Фразеологизмы

Слайд 7

Теория Лексика - это совокупность всех слов языка или его словарный состав. Лексикология - это наука о лексическом составе языка.

Слайд 8

Лексика русского языка с точки зрения употребления Общеупотребительная Ограниченная в употреблении Слова, употребление которых ничем не ограничено Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной местности. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определенной профессии. Жаргонизмы – слова, употребляемые людьми определенной социальной группы. Просторечия –слова нелитературного языка с грубоватой окраской.

Слайд 9

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски Нейтральная Книжная Разговорная Неограниченная в употреблении Употребляется в книжных стилях речи Употребляется в разговорном стиле речи

Слайд 10

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса Лексика активного запаса Лексика пассивного запаса Употребляется часто Устаревшие слова Новые слова ( неологизмы ) Архаизмы - слово ушло из активного словарного запаса, заменившись синонимом Историзмы - слово ушло из активного словарного запаса вместе с понятием, им называемым

Слайд 11

Синонимы Синонимы – слова и фразеологизмы одной части речи со сходным лексическим значением, способные при определенных условиях заменять друг друга. Они различаются оттенками значения, стилистической окраской, сочетаемостью с другими словами. Функции синонимов: устранение повторов, связь предложений, уточнение мысли. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный – сложный, сказать - произнести, дом - жилище, бегемот - гиппопотам .

Слайд 12

СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - это ряд слов одной и той же части речи, близких по значению. Каждое из синонимов в ряду может употребляться в одном стиле речи и не употребляться в другом. Например: физиономия - лик - морда - лицо. Слова "физиономия" и "морда" употребляются только в разговорном стиле . Слово "лик" употребляется в художественном стиле. А вот слово "лицо" может употребляться в любом стиле, поэтому считается нейтральным.

Слайд 13

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи , имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски . Например : слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться »

Слайд 14

Ваша задача - выбрать среди синонимического ряда стилистически нейтральный синоним. Если какое-то слово вызовет у вас затруднение, вы можете обратиться к СЛОВАРЮ РУССКИХ СИНОНИМОВ . Но, разумеется , не на экзамене! И ещё: читайте внимательно задание! Оно может быть сформулировано несколько иначе!

Слайд 15

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова. Подберите к этому слову возможные синонимы. 2. Определите, какой из подобранных синонимов наиболее употребителен; не носит оттенка книжности и разговорности; обладает минимальной экспрессией; стоит первым в синонимическом ряду, открывая его. Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

Слайд 16

Образец рассуждения Спать-почивать – дрыхнуть Первый синоним - "спать" - является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребителен, может быть использован в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре синонимов он стоит первым в синонимическом ряду. Слово "почивать" используется в основном в книжном стиле, причём придаёт речи архаический характер (так говорили в старину). "Дрыхнуть" - этот синоним звучит грубо и употребляется в разговорной речи. Нужно подобрать такой синоним, который больше подходит по смыслу, не носит оттенка книжности и разговорности, обладает минимальной экспрессией, стоит первым в синонимическом ряду, открывая его. Синоним "спать" и будет являться стилистически нейтральным .

Слайд 17

Примеры слово "бесконечный" является стилистически нейтральным по отношению к синонимам "безграничный", "беспредельный", "необъятный", "необозримый", "бескрайний", "безбрежный", которые употребляются в художественном стиле; слово "казаться" будет нейтральным по отношению к синонимам "чудиться", "мерещиться" , употребляющимся в разговорном стиле, и к словам "грезиться", "мниться" , которые употребляются в художественном стиле.

Слайд 18

«будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; взгляд — взор; глаза — очи голый — нагой; доказательство — аргумент; душистый — благовонный — благоуханный; есть — вкушать, жрать ; жаловаться — сетовать; заботиться — радеть; задержка — промедление, проволочка; кудрявый — курчавый; лгать, обманывать — врать; мешать — препятствовать; муж — супруг; надежда — упование, чаяние; напрасно — тщетно; обещать — сулить; обмануть — надуть; поединок — единоборство; смерть — кончина; умереть — скончаться; хоронить — погребать.

Слайд 19

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ №6 Общее задание. Замените в предложении выделенное слово стилистически нейтральным синонимом и напишите его. Ответ : ________________________ ЧАСТЬ 1 1 . В ней было много цветных картинок , прикрытых папиросной бумагой. 2. Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении .

Слайд 20

3. Горе людское собралось сюда и слушает мою песню, я уже давно и тушеваться перестал. 4. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю . 5. Содрогается Земля под воздействием землетрясений. 6. Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили .

Слайд 21

7 . Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. 8. Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги. 9. Память и знание прошлого, несомненно, наполняют мир, они делают его интересным, значительным , одухотворенным. 10. Скажу лишь одно, самое элементарное : чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.

Слайд 22

ЧАСТЬ 2 1. Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. 2. Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник . 3. Однако завязи были так малы и сами ёлочки были такими хворыми , что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост. 4 .Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. 5. - Ты можешь быстрее двигаться, а не тащиться ?

Слайд 23

6. - Стыдно, брат, просто стыдно: никогда, кажется, не дрейфил . 7. – Аппетит у него пропал: насилу заставил мальчика съесть третью тарелку лобио. 8. – Ну, валяй ! У тебя все должно получиться. 9. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю эпизодически . 10. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти:развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Слайд 24

ЧАСТЬ 3 1 . – Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплет ?! – раздалось у самого моего уха. 2. – О-о-о, Зурико , здравствуй! Скатывайся сейчас же вниз да захвати пару гроздей! 3. Современный Театр трансформируется , вбирает в себя другие виды искусств, и потому появляются экспериментальные театры, студии, мастерские с необычной режиссурой , интересными актёрами, создаются коллективы со своим оригинальным стилем, своей концепцией, своим мироощущением. 4. – Пап, – спросила вдруг Танюха как бы между прочим. – Ты смог бы слепить снежок и добросить его до нашего окна? Мы живем на шестом этаже. Я задумался. Наверное, добросил бы, но кто его знает. Бахвалиться и уж тем более врать не хотелось .

Слайд 25

5. Я вернулся домой, прослонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться… 6. И что-то коченело в животе. 7. Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. 8. – Теперь, - сказал Грей, - когда мои паруса рдеют , ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас моими мыслями, как обещал в Лиссе . 9. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. 10. Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определенным несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь.

Слайд 26

1 2 3 1 Рисунков Тушения, прекращения Поэт 2 Преподавателем, педагогом Термометр Слезай 3 Смущаться, стесняться Больными Видоизменяться 4 Судьбу Остановились Хвалиться, хвастаться 5 Влиянием, действием Ехать Походил, побродил 6 Разворовали Пугался, боялся, трусил Леденело, замерзало, застывало 7 Старый Силой, насильно, с трудом Выделялись, привлекали внимание 8 Шить Приступай, начинай Алеют 9 Важным Иногда, редко Покупать 10 Простое Очень Сначала

Слайд 27

Фразеологизмы Задание №6

Слайд 28

Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 с тилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним. (9)Нина, разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные . Ответ: навсегда

Слайд 29

Фразеологизмы Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Оборот речи , который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл. Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость и образность.

Слайд 30

Признаки фразеологизмов Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями . Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то , а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока . Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать , врасплох застать и застать врасплох , но такие случаи редки.

Слайд 31

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро, рукой подать – близко. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл. Часто прямое выражение превращается в переносное , расширяя оттенки своего смысла. Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок. Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.

Слайд 32

Примеры фразеологизмов и их значения Заменить одним словом: Дать обещание – взять под арест – принимать участие – как пить дать – положить конец – поднять на смех – остаться в живых – выбросить из головы – диву даваться – собраться с духом – пообещать; арестовать; участвовать; наверняка; покончить; осмеять; выжить; забыть; удивляться; решиться;

Слайд 33

рукой подать – вешать нос – хранить молчание – воспрянуть духом – делать вид – прийти на выручку – дать знать – оставить с носом – водить за нос – зарубить на носу – близко; унывать; молчать; ободриться; притворяться; выручить; сообщить; обмануть; дурачить; запомнить

Слайд 34

Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы. Галопом по европам – из кулька в рогожку – после дождичка в четверг – идти на поводу – промокнуть) до нитки – испокон веку – тютелька в тютельку – скрепя сердце – от чистого сердца – тяп-ляп – время от времени – попасть пальцем в небо – как бог на душу положит – тихой сапой – из-под полы – через час по чайной ложке – во веки веков – с хлеба на квас – без году неделя – не за горами – Для справок: недалеко; неохотно; тайком, исподтишка и постепенно; насквозь; кое-как, впроголодь; наспех; нисколько; недавно; изредка; точь-в-точь; искренне; медленно и помалу, еле-еле; невпопад; никогда; издавна; навсегда; небрежно; незаметно, втихомолку; наугад; скоро, подчиняться

Слайд 35

Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...

Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)

Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала....

Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"

Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

ОГЭ: задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности)...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...