Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Клочкова Маргарита Михайловна

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др).)В основе проекта – единообразный принцип подбора заданий для формирования и оценки УУД в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klochkova.docx52.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

                                                               

                                                       

                                                           ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 «Разработка контрольно – диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол»

Автор проекта:

                          Клочкова Маргарита Михайловна,

                                              учитель русского языка и литературы МБОУ

                                             «Кулангинская ООШ Кайбицкого района РТ»,

                       

                                                2016 г

                                               Оглавление

 1. Введение

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

5. Жизненный цикл проекта

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

 8. Заключение

9.Список использованных документов и источников информации

10. Приложение 1

11. Приложение 2

12. Приложение 3

13. Приложение 4

14. Приложение 5

15. Приложение 6

 

1.Введение.

 Проект «Разработка контрольно – диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» » представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др).)В основе проекта – единообразный принцип подбора заданий для формирования и оценки УУД в соответствии с требованиями ФГОС.. Важной задачей авторов работы стало обеспечение роста мотивации обучающихся к обучению, развитию их познавательной активности, речевых компетенций. В основе построения заданий – системно-деятельностный подход. Структура заданий направлена на формирование и развитие у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, что соответствует требованиям ФГОС и делает проект практически востребованным в образовательном пространстве основной школы. Данные задания служат для закрепления и систематизации знаний, полученных в процессе изучения раздела «Глагол», а так же для их диагностики.

2.Актуальность

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью разработки контрольно – измерительных материалов нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС, построенных на принципах системно -деятельностного подхода и направленных на формирование и развитие у обучающихся всех видов УУД. В настоящее время в методической литературе подобного материала крайне мало. Данный проект стал актуальным после вступления в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта  Основного Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Данный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт  строится на системно – деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно  – практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности.  При этом  формирование любых умений, в том числе и УУД, проходит через следующие этапы:

1)вначале  при изучении различных учебных предметов у учащихся формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2)основываясь на имеющемся опыте, учащиеся осваивают знания об общем способе выполнения этого УУД;

3)далее изученное УУД включается  в практику учения на предметном содержании различных  учебных дисциплин, организуется самоконтроль и , при необходимости, коррекция его выполнения;

4)в завершении  организуется контроль уровня  сформированности  этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике.

УУД делятся на несколько групп:

1)личностные

2) регулятивные

3)познавательные

4)коммуникативные

Проект направлен на формирование у обучающихся всех видов универсальных учебных действий, которые требует ФГОС.  Данная  работа адресована учителям, работающим в 6 классах, учащимся и др. Материалы могут быть использованы на уроках русского языка в 6 классе при изучении раздела  «Глагол»,

Данный пакет работ для 6 класса составлен с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому  языку для основной школы. Предлагаемая работа содержит материалы для текущего контроля по теме «Морфология. Глагол» за курс 6 класса. Содержимое представленного пакета может быть использовано учителем для развития каждого учащегося по своей образовательной траектории в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Цель и задачи проекта

 3.1 Цель проекта:

разработка и апробация комплекта контрольно – диагностических материалов  по русскому языку для формирования и  оценки  универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6  классе в соответствии с требованиями ФГОС (раздел «Глагол») .

3.2 Задачи проекта:

 1. Изучить и систематизировать требования ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий учащихся по русскому языку в 6 классах;

2. Разработать комплект контрольно – диагностических материалов по русскому языку в 6 классе (раздел «Глагол») в соответствии с УМК  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской;

3. Разработать систему заданий, дидактических материалов, подобрать тексты для работы, создать презентации

4. Апробировать комплект контрольных работ на уроках русского языка в 6 классе.

3.3 Целевая группа проекта: учащиеся 6  классов.

3.4 Объект исследования: контрольно – диагностические материалы по русскому языку для  обучающихся 6 классов.

 3.5 Предмет исследования: комплект контрольно –диагностических материалов по русскому языку (6 класс, раздел «Глагол»)

4.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

В качестве проектного решения представлен комплект контрольно – диагностических материалов по русскому языку в 6 классе для формирования и оценки всех видов УУД (раздел «Глагол») (приложения 1 - 6)

5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

 5.1 Сроки реализации проекта: февраль – март 2017 г.

 5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 9 по27 февраля 2017 г.)

2. Основной (март  2017 г.)

 3.  Заключительный   (апрель - май 2017 г.)

 6. Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Разработка  пакета контрольно – диагностических материалов по русскому языку в 6 классе (раздел «Глагол»);

2. Повышение качества знаний обучающихся 6 классов по данному разделу;

3. Применение разработанных контрольно – диагностических материалов для формирования у обучающихся всех видов УУД и их оценки.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта 

1

2

3

Критерий эффективности

Условие  (%)

Измеритель

Повышение качества знаний

Высокий

Оценка выполнения обучающимися контрольно – диагностических материалов по теме данного проекта

8.Заключение

Данный проект призван помочь учителям, работающим в 6 классе, сформировать у обучающихся  все виды УУД, а также правильно оценить их, следуя необходимым требованиям ФГОС ООО. Разработанный комплекс контрольно – диагностических материалов предлагает варианты заданий, творческих и контрольных работ, которые можно применять на уроках русского языка при изучении раздела  «Глагол», а так же в качестве диагностики сформированности УУД  у обучающихся и их оценки. Проект позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу, связать полученные знания с теми, которые они получили в предыдущие годы обучения. Данные разработки включают  разноуровневые задания по различным темам раздела «Глагол», а так же тестовые задания типа ОГЭ, направленные на подготовку обучающихся к экзамену, контрольные работы для оценки знаний по теме и уровня сформированности УУД, творческие работы для развития речевых компетенций и критического мышления. Все задания основаны на системно -деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС ООО  и существенно отличает их от заданий старого типа.

9.Список использованных документов и источников информации

1. Колчанова С.С. Русский язык: поурочные планы по учебнику Баранова   М.Т., Ладыженской  Т. А., Тростенцовой Л.А. 6 класс .-Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.  

2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В., науч. ред. Шанский Н. М.]. – М.: Просвещение, 2012.

 3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М., Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

 4. Сергеева Е. М. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. М. Сергеева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011. – 109 с.

5.Соловьева Н.Н.Русский язык. Диагностические работы. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н.Соловьева.- М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

6. Селезнева Е.В.Диктанты по русскому языку. 6 класс: учебно-методический комплект к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. –М.:Экзамен,2014. – 127 с.

7.Цыбулько И.П.Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Ковалевой  Г.С., Логиновой  О.Б.-М.: Просвещение,2014.- 192с.

 8.Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5классе  / Волкова О.В.-Казань: РИЦ «Школа»,2015.-172 стр.

 

10.Приложение 1

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 6 классе по разделу «Глагол»,( Русский язык: учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский – 36-е  издание- М.:Просвещение, 2014)

Раздел программы

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Морфология. Глагол

Повторение изученного в 5 классе

Знать: определение глагола, его морфологические признаки

Уметь: находить глаголы в тексте, отличать их от других частей речи, применять орфографические правила, изученные в 5 классе.

Регулятивные результаты: уметь самостоятельно составлять инструкцию, план, определять цель задания, работать с орфограммами, объяснять свой выбор и делать выводы.

Разноспрягаемые глаголы:

Знать: что такое разноспрягаемые глаголы, какие именно глаголы входят в эту группу.

Уметь: находить в тексте разноспрягаемые глаголы, отличать их от других видов глаголов

Познавательные результаты:  выяснить роль глаголов в речи, уметь работать с различными видами словарей и СМИ, уметь составлять проекты, схемы, таблицы по разделу «Глагол» и др.

Глаголы переходные и непереходные

Знать: что такое переходные и непереходные глаголы, чем переходные глаголы отличаются  от непереходных.

Уметь: определять переходность – непереходность глагола., находить в тексте переходные и  непереходные глаголы.

Коммуникативные результаты: уметь составлять диалоги, монологи, связно отвечать на поставленный вопрос. Формулировать свою мысль. Уметь работать в группе, в парах, составлять отзыв на работу товарища, давать оценку. 

Наклонение глаголов.

Изъявительное наклонение.

Знать:  понятие о трех наклонениях глаголов, определение глаголов изъявительного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы изъявительного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений

Условное наклонение

Знать:  определение глаголов условного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы условного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений

Повелительное наклонение

Употребление наклонений

Знать:  определение глаголов повелительного наклонения, какие именно глаголы к нему относятся.

Уметь: находить в тексте глаголы повелительного наклонения, отличать их от глаголов других наклонений

Безличные глаголы

Знать: что такое безличные глаголы, чем они отличаются от других видов глаголов.

Уметь: находить в тексте безличные глаголы, отличать их от других видов глаголов

Морфологический разбор глагола

Знать: основные морфологические признаки глагола, порядок выполнения морфологического разбора

Уметь: правильно выполнять морфологический разбор глагола

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Знать: орфографическое правило выбора гласной при написании суффиксов глаголов

Уметь: применять данное орфографическое правило, не допускать ошибок  при написании суффиксов глаголов

Повторение

Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Глагол» за курс 6 класса

11.Приложение 2

Контрольно – диагностический лист по разделу «Морфология. Глагол.»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Повторение изученного в 5 классе

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы переходные и непереходные

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Употребление наклонений

Безличные глаголы

Морфологический разбор глагола

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Повторение

Контрольный диктант

Извлекать  фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; пользоваться орфографическим словарем; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать характеристику глагол по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли4 уметь доказывать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждении; определять морфологические признаки глагола; знать правило написания не с глаголами; знать наклонения глагола, различать их между собой; отличать переходные глаголы от непереходных,  знать, от чего зависит написание гласной в суффиксах глагола; уметь выполнять морфологический разбор глагола, знать его порядок.

12.Приложение 3

Регулятивные планируемые результаты

задания

  1. Напишите по памяти определение глагола как части речи. Укажите его морфологические признаки. Сверьте написанное с

эталоном в учебнике.

Возможный вариант ответа

Глагол  -  самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, лица , числа, времени,

Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени и рода: 
бежать, спать, читать.

 2.Составьте алгоритм рассуждения о правописании  суффиксов глаголов  - ОВА -  -ЕВА -, -ЫВА - -ИВА -

Совет_вал………………………………………………….

Ноч_вал…………………………………………………….

Рассматр_вал……………………………………………..

Возможный вариант ответа

Советовал – суффикс  -ова-, так как в 1-м лице ед. числа глагол оканчивается на  -ую  -  советую; ночевал – суффикс –ева-  ночую; рассматривал  -суффикс –ива- так как в 1-м лице глагол оканчивается на  -иваю  - рассматриваю.

3.Прочитайте внимательно глаголы. Сформулируйте задание и выполните его.

Читаю, знаю, рассмешил, смеялись, говорит, бежит, устал, перешел, забыл, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретил, встретились, рассказываю, плыву, пою, вижу, зависел, верю, надеюсь

Возможный вариант ответа

Переходные: читаю, знаю, рассмешил, перешел, забыл, встретил, пою, вижу.

Непереходные: смеялись, говорит, бежит, устал, вернулся, умоюсь, оденусь, танцевали, встретились, рассказываю, плыву, зависел, верю, надеюсь.

4.Составьте правила поведения в школе для учеников начальных классов, используя глаголы повелительного наклонения

5. Продолжите текст, употребляя безличные глаголы.

Солнце начинает спускаться. В воздухе свежеет. На небе зажигаются первые яркие звезды. Стемнело…

Озаглавьте получившийся текст. Составьте его план.

6.Составьте план темы «Наклонения глагола». Опираясь на свой план, расскажите все, что узнали о наклонениях глагола.

7.Выполните тест по теме «Повторение изученного в 6 классе по теме «Глагол». После выполнения заданий обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте друг друга. Какие ошибки допустил ваш сосед? Какую оценку вы бы ему поставили?

Тест по теме  «Глагол»  6 класс

1.    Можно определить лицо глагола:

1)    шёл

2)    пойду

3)    гулять

2.    Окончание правильно обозначено в глаголе:

1)     нести

2)    беречь

3)  приходит

3. В настоящем времени глаголы не изменяются по :

1)    числам

2)    лицам

3)   родам

4. Формой 1 лица мн. числа является слово:

1)   терпите

2)    терпим

3)    потерпим

5.НЕ пишется раздельно  с глаголом в предложениях:

1)    Ему (не) сдобровать.

2)    Он ничего (не) сказал.

3)    Сегодня мы (не) торопимся.

4)    Дети (не) хотели учиться.

6.Буква  И  пропущена в глаголе:

1)    зам…реть

2)    зап…рать

3)    д…ржать

4)    заст…лить

7.Окончание   2  спряжения имеет глагол:

1)    терп…шь

2)    слуша…шь

3)    постел…шь

4)    откро…шь

8. Разноспрягаемыми являются глаголы:

1)    слышать, гнать, дышать, держать

2)    стеречь, беречь, лечь, печь

3)     хотеть, бежать, есть, дать

9. В изъявительном наклонении употреблён глагол:

1)     поспешил

2)     написал бы

3)     рассматривайте

4)     уходите

10. Безличным является глагол:

1)     грустит

2)     спит

3)     вечереет

4)     находит

    11. Переходным является глагол:

          1)   строить

           2)    размечтаться

           3)    находиться

            4)    двигаться

     12.  Частица  БЫ  в условном наклонении с глаголом  пишется:

1)    слитно

2)    раздельно

3)    через дефис

      13. Укажите правильные грамматические формы:

           1)  едь

            2) поезжай

           3)  лягте

           4)  выздоровлю

       14.    Глагол является главным  в  словосочетании:     

1)      беспокоиться о сыне

2)     посетить выставку

3)      быстро бежать

Ключи к тесту: 1 – 2),  2 - , 3 – 3), 4 – 2), 5 -2),3),4). 6 – 2), 7 – 1), 8 – 3), 9 – 1), 10 – 3), 11 -  1), 12 – 2), 13 – 2),3), 14  - 1),2),3).

13.Приложение 4

Познавательные планируемые результаты

задания

1.Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов

1)Как было бы хорошо, если бы жили мы вместе.               Изъявительное

2)Присылал бы мне все, что сочинишь.                                     Условное

3) К ночи пошел дождь и подул ветер.                                   Повелительное

4)Ну и мы с тобой давай поцелуемся.                                     Одно наклонение в значении другого

Правильный вариант ответа

1 – условное, 2 – одно наклонение в значении другого, 3 – изъявительное, 4 – повелительное.

2.Найдите и выпишите из словаря 10 глаголов с суффиксами  -ова- -ева-, -ыва- -ива-

3.Прочитайте текст и  выполните задания.

 (1)И тут дверь раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей  Акимыч в белом костюме. (2) Он прямо остолбенел. (3) И я тоже. (4) Мы оба были как заколдованные. (5) Главное, я его поливаю  и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх, наискосок.(6)А у него глаза расширились, и ему даже в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…(7) А Мишка качает и знай ладит свое:- (8)Карась давай, быстрей давай!

1)Найдите и подчеркните глаголы. В каком наклонении они употреблены? Укажите.

2) Перестройте пятое предложение так, чтобы  глаголы в нем   были в условном наклонении.

4.Представьте себе, что вы стоите на берегу моря. Составьте небольшой  рассказ о том, что вы видите. Отразите в нем при помощи безличных глаголов  и глаголов разных наклонений ваши впечатления. Используйте для этого словарь синонимов.

5.Изучите материалы местных изданий, материалы сайта муниципальных образований и напишите о своем районе так, чтобы захотелось к нам приехать, используя глаголы разных наклонений.

Из написанного вами текста выпишите все глаголы, определите их морфологические признаки.

6. Цифровой диктант. Верны ли утверждения? Если  да- 1;нет- 0.

1)Все глаголы на – ать  относятся к 1 спряжению?

2)Переходность – непостоянный признак глагола?

3)В глаголах повелительного наклонения  после шипящих пишется ь?

4)Семь глаголов на  - еть  относятся ко 2 спряжению?

5)Не с глаголом пишется раздельно?

6)В глаголах 1 спряжения множественного числа пишется окончание  -ат, -ят?

7) Наклонение непостоянный признак глагола?

8) Все глаголы имеют видовые пары?

9)Род глагола можно определить только в прошедшем времени?

 

Ключ:0,0,1,1,1,0,1,1,1

7.Творческий диктант. Замените  личные формы  глаголов неопределенной формой и запишите получившиеся словосочетания.

 Просматриваю журналы, присутствуем на уроке, заканчиваю работу, продлеваешь договор, воспитываю дочь, разливаю чай, обмениваемся впечатлениями, оправдываю себя, опаздываю на автобус, разглядываем плакаты, заведует библиотекой

         Правильный вариант ответа

Просматривать журналы, присутствовать на уроке, заканчивать работу, продлевать договор, воспитывать дочь, разливать чай, обмениваться впечатлениями, оправдывать себя, опаздывать на автобус, разглядывать плакаты, заведовать библиотекой

8.Составьте схему образования наклонений глагола

14.Приложение 5

Коммуникативные планируемые результаты

задания

1.Игра «Интервью»

Тема интервью: «Глагол». Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

– К какой группе частей речи относится глагол?

– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

– Перечислите морфологические признаки глагола?

– Каким членом предложения является глагол?

2.Работа в парах. Попросите  о чем-нибудь своего товарища по парте. Глаголы  какого наклонения вы использовали в своей просьбе? А теперь  измените свою просьбу так,  чтобы получился приказ. Что вы изменили в предложении, чтобы выполнить это задание?

3. Обсудите в группе все, что вы узнали о наклонении глагола. Вместе заполните таблицу «Наклонения глагола» примерами

4.  Напишите сочинение на тему «Мой день». Используйте в своей работе  разные виды глаголов.

5. Напишите  рецензию на сочинение своего соседа по парте. Какую оценку вы бы ему поставили?

6. Работа в командах. Составьте вопросы по теме «Глагол».  Задайте свои вопросы другой группе. Правильные ли ответы они дали? Теперь поменяйтесь ролями.

7. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте текст, опуская глаголы. Что получилось? Сделайте вывод о роли глаголов в речи.

Мы с л_йкой Тайгой люб_м осенн_ю охоту. Собака без труда наход_т м_ста,  где кл_вали ягоды т_тер_ва и черные глухари.

Мы люб_м охоти_ся утром. Над болотом стел_тся дым от выстрелов, и тайга бр_сае_ся отыскивать упавших птиц. Часто она сразу мож_т отыскать птицу. Но иногда (не)утомимому охотнику приход_тся бегать за подранком по кустам, болотам. Трава и кусты вым_кли от дождя. Крепко держ_тся осенние запахи.

8. Запишите два коротких диалога с друзьями, в которых вы рассказываете о ваших впечатлениях от посещения  Краеведческого музея.

9.Рассмотрите картину В.Д.Поленова «Золотая осень» и запишите небольшой рассказ, используя безличные глаголы.

14.Приложение 6

Планируемые предметные результаты

Задания базового уровня

1.задание базового уровня.

Планируемый результат: при помощи правильной постановки вопроса уметь определять переходность – непереходность глагола.

Задание

Распределите  глаголы на группы (переходные и непереходные)

Люблю, читаю, разговариваем, одеваемся, пойду, учится, вытирать, занимается, выходим,  пишу, услышал, позавтракать,  выяснили, гулял, прибежала.

Критерий достижения планируемого результата: глаголы правильно распределены по группам (допускается не более 3 ошибок)

2 .Планируемый результат: умение правильно определять  наклонение глагола.

Задание

Распределите глаголы на три группы (повелительное, изъявительное, условное).

Приготовь, улетел, рисую, увидел бы, пойдем, давай купим, обедаем, записать, вырос, привели, удиви, замечает, любил бы, выглянул, выйди, приезжать, налил, вымокли, заявил бы, откройте, принеси, сплю, отдай, жили.

Какие слова вы не включили ни в одну группу и почему?

Критерий достижения планируемого результата: правильно распределить глаголы по группам (не более 3 ошибок), знать, что инфинитив не имеет наклонения.

  1. Планируемый результат:   умение при помощи орфографического правила правильно писать гласные в суффиксах глаголов ( -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА--, -ЫВА-).

Задание

Спишите, вставляя пропущенные буквы

 Устра_вать,  совет_вать, сортир_вать,расстра__ваться, ноч_вать, развеш_вать, презент_вать, пресс_вать, продум_вать, рассматр_вать,продел_вать,выигр_вать,подклад_вать,планир_вать,преобраз_вать.

Критерий достижения планируемого результата: правильно вставить пропущенные буквы в суффиксы глаголов (не более 2-3 ошибок).

  1. Планируемый результат:  проверка знаний обучающихся, полученных при изучении раздела «Глагол»

Задание

Контрольный словарный диктант

Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала,  не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает.

Критерий достижения планируемого результата: выяснить уровень усвоения обучающимися знаний, полученных при изучении раздела «Глагол» ( на основании проверки контрольного словарного диктанта)

3.Планируемый результат:  уметь определять спряжение глагола,  при помощи орфографического правила  верно писать гласные в безударных окончаниях глаголов.

Задание

Запишите под диктовку глаголы. Определите их спряжение.

Ходить, бегать, читать, писать, лепить, мыть, стирать, красить, гнать, рисовать, танцевать, петь, смотреть, любить, помогать, стелить.

Критерий достижения планируемого результата:  правильно выбрать гласные в безударных окончаниях глаголов ( не более 2 ошибок), верно определить спряжение глаголов.

Планируемые предметные результаты

Задания повышенного уровня

1. Планируемый результат:  умение находить в тексте ошибки в правописании глагола и исправлять их.

Стелят постель, бреишь бороду, колют дрова, сеют рожь,  ненавидет врага, гуляем по лесу, зависете от родителей, выключаим  свет, дышут воздухом, управляит кампанией.

Критерий достижения планируемого результата: исправлены все ошибки в правописании глаголов .

2. Планируемый результат: умение самостоятельно подбирать слова на пройденные правила и орфограммы.

Задание

Составить словарный диктант на тему «Повторение изученного по разделу «Глагол».

Критерий достижения планируемого результата: подобраны слова на все изученные правила и орфограммы по разделу «Глагол».

3. Планируемый результат:  умение находить в тексте ошибки, связанные с употреблением форм глагола и исправлять их.

Задание

Найдите в тексте ошибки в образовании форм глаголов. Исправьте их.

   Но тут принесли в палату ужин, и нянечка просила меня: «Корми Сашу». А Саше было всего два года. И я стал Сашу кормить. Я раньше посмотрел, как Вовина мама кормит своего Вову, и сделал  точно так же. Она наберет неполную ложечку, и набрал неполную ложечку. Вовина мама ждала, пока ее Вова  прожует все до конца, а потом вытирала рот своему сыну: и я ждал, пока мой Саша все жует, и вытер Саше рот.

   Потом я перестелил своему Саше постель, сложил его поудобнее. И когда Вовина мама потихонечку запевала своему сыну песню, я тоже пел, но только не колыбельную, а про паровоз.

Критерий достижения планируемого результата: исправлены все ошибки в употреблении форм глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")

Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...