Лингвистические чтения
презентация к уроку по русскому языку на тему

Матисон Елена Николаевна

Презентация содержит рассказ о жизни и научной деятельности В.В.Виноградова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v.v.vinogradov.ppt458 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.В.Виноградов Лингвистические чтения

Слайд 2

Виктор Владимирович Виноградов (31 декабря 1894г. (12 января 1895г.), Зарайск — 4 октября 1969г., Москва) — русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946г.), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951г.). Виктор Владимирович из семьи священника (отец был репрессирован в 1930г. и вскоре умер в ссылке в Казахстане, как и поехавшая за ним мать). В. В. Виноградов окончил Петроградский Историко-филологический «Зубовский» институт (1917г.). В начале своей научной деятельности (1917г.) — историк церковного раскола.

Слайд 3

Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. А. Ахматовой) Свой метод определял как историко-литературный, однако, считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. При этом он скептически относился к господствующему в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей и к сравнительным историко-литературным исследованиям. Виноградова и его жену Надежду Матвеевну связывали многолетние приятельские отношения с А. Ахматовой; Виноградов участвовал в обсуждении нескольких её пушкинистских работ. Литературовед.

Слайд 4

Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929г. работал в Петербурге (Петрограде, Ленинграде), где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т. н. виноградовскую школу русистики). Лингвист.

Слайд 5

Виноградов — автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. ● Одна из самых интересных и оригинальных его работ — не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов» (1-е изд. 1994г.), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров. ● Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» ,написанной в основном в 1930-х гг. и в переработанном виде опубликованной в 1947г., за которую ему и была присуждена Сталинская премия. ● Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952г.—1954г.), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период. Ряд положений грамматической концепции Виноградова восходит к работам Ш. Балли

Слайд 6

Годы ссылок. В 1934г. арестован по «делу славистов». 17 апреля 1934г. сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1 мая 1936г.. С мая 1936г. Виноградов жил под «минусом» в Можайске, получив даже возможность преподавать в Москве (в конце 1938г. преподавание было запрещено). После начала войны «как социально опасный элемент» выслан в Тобольск (7 августа 1941г.); находился в ссылке до 2 июня 1943г. В эти годы Виноградов в трудных бытовых условиях продолжал работать. Сохранилось много записей по истории отдельных слов на мелких листках: эти записи делались Виноградовым в ссылке.

Слайд 7

С 1958г. Виноградов возглавлял Институт русского языка АН СССР, который теперь носит его имя; покинул пост директора за год до смерти. Начальник советской лингвистики

Слайд 8

После возвращения из ссылки заведующий кафедрой русского языка МГУ (1945г.), в следующем году избран в академики АН СССР, не будучи членом-корреспондентом, и стал деканом филологического факультета МГУ. Сохранял клеймо неблагонадёжности и подвергся проработке марристов в 1949г. — начале 1950г. (лишился поста декана филфака), однако, вновь по личному распоряжению Сталина, развенчавшего марризм, Виноградов был поставлен в 1950г. фактически во главе советского языкознания: директор института языкознания АН СССР (1950—1954гг.). академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950—1963гг.). редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952г.). сохранял пост завкафедрой русского языка МГУ (до конца жизни). С 1958 Виноградов возглавлял Институт русского языка АН СССР.

Слайд 9

В последние годы жизни Виноградова его идеи получали признание достаточно широкого круга лингвистов, и его школа сформировалась как крупнейшая (численно) в русистике…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Суть и содержание лингвистической догадки, используемой при обучении чтению на иностранном языке старшеклассников

Эта статья была опубликована во всероссийском сборнике статей Международной научно-практической конференции "Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы" октябрь 2015 г. Уфа...

Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности

Иностранный язык. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение как вид речевой деятельности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ.

Основная задача настоящей статьи – выявление методических и лингвистических предпосылок  использования  аутентичного текста эпистолярного жанра для формирования аналитических умений чт...