Урок-деловая игра по теме «Повторение и закрепление изученных орфограмм и пунктограмм»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Щегалева Алсу Салеховна

Повторение и закрепление орфограмм и пунктограмм через игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок – деловая игра по русскому языку (7 класс).

Тема урока: «Повторение и закрепление изученных орфограмм и пунктограмм»

Цель урока: создать школьную газету, работая с материалом, содержащим орфограммамы и пунктограммамы.  

Задачи:

  1. развитие речи учащихся через знакомство с новой лексикой;
  2. повторение и закрепление изученных орфограмм и пунктограмм;
  3.  воспитание интереса к уроку с помощью деловой игры;

ХОД УРОКА.

1.Объявление темы. Сегодняшний урок пройдет в форме деловой игры и завершится конкретным делом - созданием собственной газеты.

 Класс делится на три группы - редакция будущих газет .Учитель накануне урока оговаривает условия игры с заранее назначенными главными редакторами.

На отдельном столе нужно приготовить клей, три кисточки, трое ножниц, три линейки, три ластика, цветные карандаши или фломастеры, а также разложить разные словари.

Каждой группе вручается конверт с заданиями и пол- листа полуватмана, сложенного пополам. Это будущая газета с четырьмя чистыми страницами - полосами.

Редактор газеты, получив конверт с заданиями, быстро (он хорошо знает ребят своего класса) распределяет роли между сотрудниками редакции и каждому вручает задание.

Естественно, задания заранее не сообщаются.

Участники игры - сотрудники редакции:

  • Редактор (из пяти заданий выбирает одно - два; за выполнение трех заданий прибавляются дополнительные баллы - оценки);
  • Корректор (два задания: исправить орфографические ошибки; расставить недостающие знаки препинания);
  • Собкор (задание: взять интервью у любого гостя, присутствующего на уроке);
  • Художник - оформитель;
  • Любители работать со словарями (до этого урока весь класс знакомился со словарями и учился работать с ними);
  • Любители разгадывать (или составлять) кроссворды.

2. Вступительное слово учителя. В современном мире все больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти свое дело. Интересно попробовать себя в роли работника газеты.

(Учитель обращает внимание на слова. Записанные на доске: Газета - органическая часть нашей жизни, она воспитывает личность, содержит ценнейший материал для познания).

Вы все держали в руках какую - нибудь газету, читали в ней отдельные материалы, обращали внимание на газетные заголовки и рубрики. Кто же делает газету? Какие слова связаны с газетой?

3.Беседа с учениками. Ребятам знакомы многие слова, связанные с газетой: газетчик (в словаре см. помету раз.), редактор, журналист, корреспондент, интервью, рассказ, очерк, заметка, художник - оформитель, типография, корректор, рубрика, собкор, юнкор и др. (Слова записываются на доске.)

Учитель открывает словарь Ожегова с заранее сделанными закладками и зачитывает объяснение нужных слов для данного урока слов; затем говорит о том, где и когда впервые появилась газета, что обозначает это слово.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Задания для редактора.

1.Придумать рекламу школьного ранца или портфеля в стиле любой телевизионной рекламы.

2. Придумай буриме, используя рифмы - наречия: звонко, тонко, тихо, лихо. (Буриме - составление стихотворения на заданные рифмы).

3. Напиши заметку (объемом не менее 8 предложений) - отзыв о любом внеклассном мероприятии или любом уроке, кружке, факультативе, книге.

4. Напиши по памяти любое (желательно не программное) стихотворение и назови автора.

5. Придумай свою рубрику, напиши о ней в колонке редактора.

Задания для редактора:

1. Исправь ошибки в полученном письме и ответь корреспонденту Пете Ошибкину.

Письмо в ридакцыю.

Я не взлюбил норечие ищо за долго до того, как узнал онем в первые. Всю жызнь оно миня приследует. Тамара Семеновна гаварит : «Стой пряма, седи ровнеа, гавари правильно, пешы кросиво и окуратно!» Учитильница матиматики гаварит: «Считай верно, ришай премеры быстро».

Скоро мы за кончим изучать норечие, и мая жызнь потичот по новому.

Дарагая ридакцыя пасаветуй, как мене быть и напичатай маю заметку в гозету.

Сприветом Петя Ошибкин.

Корректор от имени редакции написал ответ Пете и отдал его в газету: Дорогой Петя! Тебе срочно нужно засесть за учебники, выучить правила. Больше читай, будь внимательным, у тебя все получится.

Редакция газеты «Кот ученый».

2. Расставь правильно запятые в тексте Б.Заходера.

Очень - очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет улетая:

«Вот что значит запятая!»

Задание для собкора

1.Возьми интервью у любого гостя, присутствующего на нашем уроке, задав ему не более 5 вопросов.

2.Запиши интервью в форме диалога. Почему именно у этого человека ты решил взять интервью?

Интервью поместили на вторую полосу в рубрике «Наше интервью».

Задания для художника - оформителя.

1.Оформи названия газеты.

2.Нарисуй символ газеты.

Задания для любителей словарей.

1.Как ты понимаешь выражение Шут гороховый?

2.К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать лексическое значение этого слова?

3. Напиши заметку в свою газету и используй в тексте это выражение.

Заметка получилась такая: Я не раз слышал выражение шут гороховый, но не знал, что оно обозначает. Оказывается, это пустой человек, чудак, всеобщее посмешище. Никому, конечно, не хочется прослыть шутом гороховым. Чтобы узнать, что значит шут гороховый, надо заглянуть во фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молоткова.

Ребята! Почаще обращайтесь к фразеологическому словарю!

К концу урока каждая редакция выполнила все задания, собрала материал и выпустила газету.

Жюри из учителей и старшеклассников оценило все газеты и каждого ученика (сотрудника газеты).

Ребята убедились, как ответственно и трудно делать настоящее дело: ведь нужно было уложиться в отведенное время (всего урок).

Домашнее задание: написать отзыв о любимой книге. Самые интересные работы пойдут в 71 номер школьной газеты «Аллея детства».

Спасибо всем за труд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала "Кот в мешке"

Повторение материала происходит в игровой форме. Учащиеся могут, в зависимости от выбора, в разных формах проявить свои знания....

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала по генетике

Интерактивная игра для закрепления изученного материала по генетике в 9 и 11 классах. ...

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"

Данный урок позволяет  актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...