Авторский дидактический материал к разделу "Синтаксис"
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9 класс) по теме

Клокова Виктория Викторовна

Дидактический материал содержит упражнения к урокам изучения синтаксиса в 8-9 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_didakticheskiy_material.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский дидактический материал к разделу «Синтаксис»

Стихотворение А.Трянина «Начало весны» - упражнение к уроку на тему «Порядок слов в предложении» (8 класс)

Начало весны

              А. Трянин

Ещё в полях белеет снег,

Ночами шастают морозы,

А к нам плывёт весны разбег,

Тепла и солнца ждут березы.

Ещё на реках синий лёд,

Разлива ждёт, ждёт половодья.

Зима свои бразды сдаёт,

Готова отпустить поводья.

И скоро, скоро над землёй

Прольются жаворонков трели.

Водой умыты снеговой

Звенят настойчиво капели.

Ручьи сбегутся за село,

Потоком приударят долом.

И первый дождик грозовой

Прольется над родимым домом…

Найдите предложения с прямым и обратным порядком слов.

Поэтические тексты починковских авторов Натальи Егоровой, Анатолия Трянина. Упражнения  к урокам на тему «Типы односоставных предложений», «Неполные предложения» (8 класс)

Зимний вечер.

Сумерки. Морозно. Тишина.

Небо в звездах. Синие снега.

Желтый свет горящих фонарей,

Таинство сиреневых теней.

Высятся громадами дома.

Инеем покрыты провода.

Так причудлив силуэт ветвей

В бледно-желтом отблеске огней.

-Односоставные предложения какого типа преобладают в этом стихотворении?

 - Какова роль назывных предложений в данном тексте?

Из девяти предложений в данном тексте шесть назывных. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы.

Починки – судьба моя

                         А.Трянин

Снега, снега…(назывн.)

Блестят под небом синим,

Среди дубрав, среди  родных берез,(неполн.)

Люблю тебя, мой край, моя Россия! (опред.-личн.)

Люблю тебя и не стесняюсь слёз.(опред.-личн.)

Люблю твои закаты и рассветы.(опред.-личн.)

Когда по рощам свищут соловьи.

Когда заря в лугах рукой согретой

К утру сплетает локоны свои.

Когда под солнцем первые росинки

С туманных грив упали на траву.

Как хорошо, что есть мои Починки, (безличн.)

Которые я с детских лет люблю.

  1. Объясните постановку тире в названии стихотворения.
  2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их вид.
  3. Найдите в тексте обращения.

Новогодняя ночь – ночь сказок

                                А.Трянин

Взгляни: этот сказочный дом

Напомнил мне давнее детство.

Окошко с любимым котом,

Морозов Николиных действо.

Где тянется к звёздам дымок,

Где крыши домов заблестели.

Хрустит под ногами снежок,

Вокруг хороводятся ели.

Повсюду небес синева, (неполное)

И домик залит ярким светом.

Где скачет зайчишек семья,

Подарки уносят с рассветом.

Таинственный искрится лес,

Снежинок спадающих пляска.

Поверишь в семейство чудес, - (опред-личное)

Вокруг новогодняя сказка!!!  (неполное)

Починки

Слов хороших сказано не мало, (безличное)

Много песен сложено, стихов.     (безличное)

Приезжайте к нам в Починки в мае, (опред-личное)

Чтобы здесь послушать соловьев.    (безличное)

Там, где тропка протянулась лугом,

Где медовый в травах горный склон.

Целина, распаханная плугом,

Слышится колосьев перезвон.

Нас встречают на заре поклоном,

Синевой небесной васильки,

И с журчанием неспешно долом

Песнь свою выводят ручейки.

Выйдешь за околицу и встретишь

В дымке рукотворные пруды:

Глянешь на село – и в рай поверишь, (опред-личное)

Всюду белоснежные сады. (неполное)

Найдите в тексте стихотворения односоставные предложения. Определите их вид.

Найдите в тексте неполные предложения. Какие члены в них не названы?

Поэтические тексты починковских авторов Натальи Егоровой,  Олега Макарова, Анатолия Трянина.  Упражнение к уроку на тему «Обособленные члены предложения» (8 класс)

Ночь

Бесшумно по земле ступает ночь,

Рассыпав веер звезд по небосклону.

Дневные горести уносит прочь,

Неписанному следуя закону. (обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом)

Я ей навстречу распахну окно,

Пусть в комнату мою ворвется ветер,

И станет на душе моей светло,

На все вопросы я найду ответы.

                     (Н.Егорова)

Сколько обособленных обстоятельств в первой строфе стихотворения?

а) одно,             б) два,            в) три

Назовите главные слова, к которым относятся обособленные обстоятельства.

а) ночь, горести,  б) бесшумно, прочь   в) ступает, уносит

 Июль

В небе месяц затаился,

Наблюдая свысока(,)

Как над ним засеребрился

След лихого ручейка.

Под покровом тихой ночи(,)

Замирая до поры(,)

Отдохнуть мечтает очень

Все живое от жары.

                      (О.Макаров)

Сколько запятых пропущено в данном предложении? Расставьте их, объясните постановку знаков препинания.

Весна

После лютых злых морозов

Осмелели воробьи.

В ряд усевшись на березы,

Чистят перышки свои.

Раскричались вдруг вороны,

Опьяненные весной.

С Рудни снятые оковы

Ледяной с горы водой.

                              (А. Трянин)

Перечислите обособленные конструкции, встречающиеся в данном предложении. Назовите слова, от которых зависит каждая из обособленных конструкций.

Текст упражнения  на определения типов обособленных членов предложения.  (8 класс)

        В селе Пеля-Хованская Починковского района  находится Святой родник. В обустройстве источника, издревле уважаемого и ценимого за неповторимый вкус свежей воды, приняли участие многие сельчане и жители района. Защитили родник, превратили обыкновенную поляну в открытую, предназначенную для отдыха площадку, в оазис, дарящий силу и энергию. Как и вода, бьющая из глубин земли, это место манит и притягивает к себе. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. Сразу после благоустройства родник был освящен в честь иконы Казанской Божьей матери. Сегодня здесь есть часовня, образы святых, трепетно собранные жителями села, купальня и место для забора воды. Круглый год верующие,  и просто путники, проходящие мимо, приходят на родник поклониться святому месту, зажечь свечу перед иконой, набрать святой целебной воды. Находясь у этого источника, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. К счастью, в Починковском районе постепенно возобновляется традиция  пить чистую, живую, взятую из родника воду. (Л. Цыганова «На земле Починковской»).

Материалы к уроку в 8 классе «Обособленные члены предложения» (урок обобщения материала)

1. Текст для пунктуационного практикума. (Записать предложения, расставив недостающие знаки препинания, объяснив их постановку графически.)

1) Пеляхованцы свято чтят память земляков, отдавших жизнь за Родину.

2) Память о сражениях минувшей войны, страшной, кровавой, священна для жителей нашего района. 3) В нашем районе работают в различных сферах замечательные люди, прославившие наш край добросовестным трудом. 4) Мы свято чтим традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Поэтический текст А. Трянина «Поле». Упражнение к урокам  «Обращение», «Однородные члены предложения»

Поле

А.Трянин

Я люблю тебя, поле родное,

Я люблю тебя, край милый мой.

Если осенью ты золотое,-

Белотканное снежной зимой.

Я люблю тебя, милое поле,

За просторы, за синюю даль.

Если в сердце постучатся боли,

Ты развеешь и грусть, и печаль.

И подаришь мне песнь

                                жаворонка,

Белоснежный ромашковый

                                     цвет.

Разрешишь – для любимой

                             девчонки

Соберу васильковый букет.

Рядом шепчутся хлебные

                                        нивы,

Где колосьев тугих перезвон.

Поле милое, где бы я ни

                                     был

Я любовью к тебе опьянен.

Сколько раз в тексте стихотворения вы встретили обращение? (поле родное, край милый мой, милое поле, поле милое)

Найдите в тексте стихотворения однородные члены предложения, обозначьте их. (Однородные дополнения за просторы, за синюю даль, песнь, цвет, и грусть ,и печаль).

Поэтический текст починковского автора Натальи Егоровой. Упражнение  к уроку на тему «Типы сложного предложения»  (9 класс)

Возвращаюсь опять

В те края, где прошло мое детство,

Где живет моя мать,

Где осталось навек мое сердце.  (СПП с однородными придаточными )

Где избушка стоит,

По ночам свет не гаснет в окошке. (СПП )

Где старушка не спит

И, вздыхая, глядит на дорожку.   (Простое)

Я давно не была

В этом милом заброшенном крае.  (Простое)

Все заботы, дела –

Часто времени нам не хватает.  (БСП)

Но однажды проснулась

От странной неясной тревоги.  (Простое)

И теперь вот вернулась,

Стою на родимом пороге.  (Простое, осложнено однородными сказуемыми)

Встретит ласково мать

И не скажет ни слова укора, (ССП)

И, как в детстве, опять

Обо всем поведем разговоры.

Поэтический текст А.Трянина «Зимний вечер». Упражнение к уроку на тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

(9 класс)

Зимний вечер

Тишина в саду –(1) 

Не шумит листва.

Снег лежит,

Будто с яблонь цвет.

Все вокруг бело:(2)

Вновь пришла зима.

Лишь рябине

                     покоя нет.

Вся огнем горит –(3)

В спелых ягодах.

Словно пламенный

Свет зари.

Где же вы сейчас,

Запоздалые,

Красногрудые снегири?

Прилетит шальной

Ветер северный,

Зашумит в ветвях–(4) 

Жди беду.

Упадут плоды и окажутся

Алой скатертью на снегу,

Зимний день в саду

К ночи клонится,

И становится

                             все темней,

Но рябина спать

                             не торопится,

Красногрудых ждет

                                     снегирей.

Объясните постановку тире и двоеточия в предложениях.

  1. Тире в БСП. Вторая часть…
  2. Двоеточие в БСП. Вторая часть разъясняет и раскрывает  содержание первой.
  3. Тире на месте пропущенного члена предложения (подлежащего)
  4. Тире в БСП. Первая часть указывает на время или условие совершения действия, обозначенного во второй.

Найдите в тексте обращение (красногрудые снегири)

Поэтические тексты Н. Пузанкова  «Родник», «Осень». Упражнения  к уроку  «Сложное предложение с различными видами связи» (9 класс)

РОДНИК

Пузанков Н.М.

Бьет из недр струей холодной

В поле, спрятавшись, родник,

Милый сердцу дар природный,

Он не мал и не велик.

Если весь в пыли дорожной

Путник сядет отдохнуть1,

Зачерпнет он осторожно2,

Чтоб водицы той глотнуть3, -

И пропала вся усталость4,

Словно не было  пути5,

И идти осталось малость6,

Стало легче вдруг идти7.

Он в работе помогает…

По лощине напрямик

Тракторист сюда шагает

Навестить живой родник,

Ощутить его прохладу,

Отдохнуть у росных вод…

Все ему в округе рады,

Благодарен весь народ.

Объясните постановку знаков препинания в первых двух предложениях. Определите типы придаточных во втором предложении.

ОСЕНЬ

Опять стоят раздетыми березы (1)

Холодный ветер рвется под полу(2)

И капли дождика(3) как горестные слезы(4)

Стекают по оконному стеклу.

День хмурый не поднимет настроенье –

Наверно(5) так устроен человек…

Из плена туч лишь только на мгновенье

Луч солнца совершает свой побег.

Но только тучи вновь его хватают(6)

Не разрешая вволю посветить(7)

И белых мух уже готовят стаю(8)

Чтобы ее на землю отпустить.


Проанализируйте постановку запятых  в стихотворении.

  1. Запятая между частями сложного предложения (бессоюзная связь)
  2. Запятая между частями сложного предложения (сочинительная связь)

3,4 –  сравнительный оборот

5- вводное слово

6,7 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

8 – запятая в СПП с придаточным  цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры по народной культуре

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются авторские дидактические игры по русской народной культуре. Где дошкольники знакомятся с русским народным костюмом различных губерний, видами росписи.......

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе....

Авторский дидактический материал к уроку "Россия в 60-80 – ее гг XX века"

Дидактический материал включает в себя рабочий лист и итоговый тест...

Авторский дидактический материал по Истории Древнего мира (Первобытность)

Материал включает в себя обучающие карточки-задания по эпохе первобытности...