Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по теме

Миронюк Юлия Леонидовна
Тема: Строчная буква «З». Письмо слов и предложений с буквой «З».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yulya.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строчная буква «З». Письмо слов и предложений с буквой «З».

Цель: познакомить учащихся с написание строчной буквой "з".

Задачи:

Образовательная: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы "з"; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв; закрепить знания написания предложений.

Коррекционно-развивающая: коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; развивать устойчивое внимание путем частой смены видов деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: карточки-слоги, иллюстрации слов, изображения печатной и строчной букв "з"; ученика: веревочка для конструирования, элементы букв.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент                                                                                          

- Поздоровайтесь с гостями. Внимание! Прозвенел звонок для нас. Мы вошли тихонько в класс. Встали все у парт красиво. Проверьте, готовы ли вы начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке?

Проверяют готовность к уроку.

Создание эмоционального настроя урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

2

Фонетическая разминка

- Сделаем звуковую разминку.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
- Как воет волк?
- Как плачет младенец?
- Что говорит бабушка, когда устанет?
- А мама, когда огорчена?
- А папа, когда ругает?
- Как звенит комар?

А-а-а

У-у-у

 Уа-уа-уа

Ох-ох-ох

 Эх-эх-эх

Ай-ай-ай

 З-з-з

3

Гимнастика для глаз

а) Совушка – сова большая голова. На суку сидит, головой вертит. Глазками хлоп – хлоп, крыльями взмах – мах, ножками топ – топ.

б) Напишем в воздухе глазами  дату (3.12). Закрыли глаза и широко открыли.

Выполняют упражнения.

4

Артикуляционная гимнастика

Упр. №1 «ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК».»

Упр. №2 «Вкусное варенье»

Упр. №3 «Трубочка-улыбка»

Выполняют упражнения.

5

Актуализация знаний

Игра «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс …

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …

Слушают стихотворные строки, вставляют пропущенное слово.

(зарядку).

(звонок).

(задача).

Игра «Звук заблудился»

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Забодал меня котел

(козел),

На него я очень зол.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

Слушают стихотворение, исправляют ошибки: заменяют услышанные слова на другие.

 

6

Формулировка темы урока

- Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задание.                                 - Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:             АОЗУИ   

           

- Теперь послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Илья и догадайтесь, а какой букве идет речь:

Зайчик, миленький зайчонок

Заигрался, как ребенок.

Заигрался на опушке

Зайчик маленький с игрушкой.

- Какой общий звук слышится в этом стихотворении? Дайте ему характеристику.

- Попробуйте сформулировать тему урока письма.  

Отвечают на поставленные вопросы:        

  «Лишняя буква «З», т. к. она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки»

- Часто слышали букву «з»

Буква З может обозначать звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий                                          или звук [з'] – согласный, мягкий, звонкий        

    Формулируют тему урока:                   «Будем учиться писать строчную букву З в сочетании с другими буквами, слова и предложение с этой буквой»                                                                                

7

Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Знакомство с написанием буквы З

– Рассмотрите образец строчной буквы з. Из каких элементов она состоит?

- Внимательно посмотрите на свои рабочие места, найдите шнурки.

Составьте из них букву.

Буква З состоит из 2 элементов:  из полуовала и петли.

Составляют букву З.

8.

Пальчиковая гимнастика

Повторяйте упражнения за мной.

а)  Дом. (Пальцы сжаты в кулачок. Разжимают и сжимают пальцы)

1.2.3.4.5 – вышли пальчики гулять,

1.2.3.4.5 – в домик спрятались опять.

б) Краб.  (пальцы бегают по столу)

Тихо – тихо краб ползёт и добычу стережёт.

Выполняют упражнение.

9

Написание буквы «з» в тетради.

- Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками для вас.

Напишем эту букву правильно и красиво.

-Учитель показывает написание на доске;

-написание на ладошках.

-Давайте вспомним, как правильно нужно сидеть и держать ручку.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец.

Затем большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

- Ребята, напишите эту букву в тетрадях.

- Отгадыйте загадку.

 Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-выйди Кирилл к доске и напиши слово «Зима», не забудь  правильное соединение букв. Теперь раздели написанное слово на слоги и поставьте ударение.

- Вспомним правило деления на слоги.

 Сколько  в слове гласных, только и слогов. Делает звуко-буквенный анализ слова.

- Теперь в тетрадях самостоятельно запишите.

-Дети пишут в воздухе;

-написание на ладошках;

Выполняют упр.

Пишут букву в тетради.

Отгадывают загадку

Это зима.

Пишет слово на доске, делит на слоги, ставит ударение.

Пишут  в тетради.

10

Физминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(присесть руками и над головой  изображать ушки)

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть –

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо  зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(прыжки).

Зайку волк напугал

Быстро зайка убежал (бег).

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Выполняют физминутку.

11

Закрепление знаний и способов действий.

Работа с предложением.

- Составьте предложение со словом «зима» . Наступила зима.

- Дима выйди к доске и запиши это предложение. Вспомните правила написания предложений.

Разбить на слоги, поставить ударение.

Остальные ребята записывают в тетрадях.

-Сколько слов в предложении? (учитель рисует схему)

Выполнить задание.

Составляют предложение.

Записывает предложение.

Дети выполняют в тетрадях

12

Подведение итогов урока

- Назовите тему нашего урока

Какие задания вас заинтересовали?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Справились ли с поставленной задачей?

 Отвечают на вопросы учителя

Те, кто считает, что справился, поднимает зелёный квадратик, кто затруднился – синий квадратик

13

Рефлексивно-оценочный

- Мы сегодня славно поработали. Вы были очень внимательны и трудолюбивы. Скажите, какое у вас настроение после сегодняшнего урока. Каждый из вас пускай возьмет елочный шарик такого цвета, который больше всего характеризует его настроение (желтый – понравилось, зеленый – очень понравилось, красный – не понравилось) и украсит елочку.

 Давайте подарим  гостям  наше отличное настроение. (дарят солнышки)

- Урок закончен.

- Настроение хорошее.

Берут шарики определенного цвета и вешают на картинку «Ёлочка».

14

Домашнеее задание

-

Придумайте 3 слова, начинающиеся на  букву "з" в начале, середине или конце слова.

Цель: познакомить учащихся со строчной буквой "з".

Задачи:

Образовательная: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы "з"; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв.

Коррекционно-развивающая:

Коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

Развивать речь через подбор омонимов;

Развивать устойчивое внимание путем частой смены видов деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

учителя: карточки-слоги, иллюстрации слов, имеющих несколько значений, изображения печатной и строчной букв "з"

ученика: веревочка для конструирования, элементы букв.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

-Урок письма. Проверьте свою готовность к уроку. На парте - пропись, ручка, элементы букв, веревочка (шнурок) для конструирования.

 

2. Актуализация знаний к изучению нового материала

-С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке "обучение грамоте"?

Что узнали о букве "з"?

Назовите слова, которые начинаются с этой буквы, слова, с буквой "з" в середине.

Буквой З.

Обозначает согласный звук, звонкий, может быть твердым, мягким.

3. Сообщение темы урока

Зрительная гимнастика.

-Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву "з", соединять ее в слоги, писать в словах.

 

4. Новый материал

Пальчиковая гимнастика

-Рассмотрите как выглядит печатная и письменная (строчная) буква "з". Чем похожи?

Чем различаются?

На что похожа строчная буква "з"?

Из скольки элементов состоит буква "з"?

Какие это элементы?

Найдите эти элементы у себя. Сложите эти элементы так, чтобы получилась буква "з".

Обведи получившуюся букву пальчиком.

Часть цифры 3 с петелькой.

2

Полуовал, петля

5. Первичное закрепление

Физминутка.

-Посмотрите как я запишу букву.

(Учитель демонстрирует каллиграфически правильное написание буквы с проговариванием).

Сколько элементов?

Какой 1, 2?

Выложите букву "з" из шнурка у себя на парте.

Напишите букву в воздухе.

Откройте прописи, обведите букву по точкам, пропишите до конца строки.

Прочитайте слоги с буквой "з".

Какие виды соединений используются?

Прочитайте 1 строку слогов. Чем похожи? Чем различаются?

2 строку. Чем похожи, различаются?

Запишем слова с буквой "з".

Коза, зонт, ваза.

Прочитайте слова, где буква "з" стоит в середине слова, в начале слова.

Рассмотрите иллюстрации на доске. Назовите предметы, представленные на доске.

Какие два одинаковых звучания услышали?

Что обозначает слово "коса" в первом случае? Во втором случае?

Составьте предложения по иллюстрациям, используя похожие слова.

Прочитайте предложение в прописи.

У Лизы - ваза.

Скопируйте предложение себе в тетрадь письменными буквами.

2

Полуовал, петля

За, зо, зу, зы.

Нижнее, среднее

Аз, оз, уз

Первая буква - гласная, заканчивается буквой "з". Разные гласные.

Коса коса

Прическа у девочек

Инструмент для скашивания травы

У зины-коса.

Павлик косит косой.

6. Итог урока

-С написанием какой буквы мы сегодня познакомились?

Из скольки элементов состоит буква?

Какие это элементы?

Строчной буквой "з".

Из 2-х.

Полуовал, петля

7. Домашнеее задание

-Подберите дома по 5 слов с буквой "з" в начале, середине или конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...