Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Приставка" по программе Баранова М.Т.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Калмыкова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока по теме "Приставка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Исинская СОШ»

Фестиваль открытых уроков 2015-2016

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка»

Цель деятельности учителя

Обучающие: актуализировать и восстановить знания о роли приставок, вспомнить алгоритм нахождения приставок; формировать умение применять на практике полученные знания, учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию и анализировать её; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки, видеофрагмент c сайта ifourok.ru «Приставки и суффиксы» (отрывок)

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Приставка, значимая часть слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверка Д.з.

Вступительное слово.

Привет, друзья!

Примите приглашение.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

- Сегодня мы продолжим путешествие.

- Как называется страна, жители которой приглашают нас в гости?(Морфемика)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Просмотр мультимедийной презентации

- Чем интересна эта страна?

- Какие части есть в этой стране? ( Корень, Суффикс, Приставка, Окончание.) 

- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику и исследовали несколько частей.

Перед вами карточки, на которых нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот  в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня.

http://festival.1september.ru/articles/634784/img1.jpg

 Темой нашего урока будет часть слова, которую мы ещё не повторяли. Какая часть Морфемики осталась не исследованной? (Приставка)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра

Все ли мы знаем о приставке? Что нам сегодня нужно повторить?

 (Работа с карточкой самоконтроля)

Поставьте вопросы напротив тех высказываний, которые вам интересны.

Что Я хочу узнать и чему научиться:

1. Для чего нужны приставки?

2. Какое значение заключено в приставках?

3. Как определить приставку в слове?

4. Способна ли приставка изменять значение слова?

5. Одинаково ли значение у омонимичных приставок?

(Доп. вопрос: Что значит омонимичные приставки?)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4. Целе-полагание и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, илюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление

связных расска-

зов Раскрытие сущности новых понятий, усвоение

новых способов

учебной и ум-

ственной дея-

тельности уча-

щихся.

(Учитель дополняет ответы. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.)

Работа по карточкам: Проверим , что вы знаете о приставке. Обведите кружком те номера, с высказываниями которых вы согласны.

Из перечисленных признаков выберите  те, которые характеризуют приставку:

  1. служит для связи слов
  2. стоит перед корнем
  3. неизменяемая часть речи
  4. значимая часть слова
  5. служит для образования форм слова
  6. служит для образования  слов
  7. включает в себя общую часть всех однокоренных слов

Проверьте себя,  посмотрев видеофрагмент.

Если ученикам знаний видеофрагмента недостаточно, то предлагаю проверить  по учебнику п. 77 стр. 20-21. ) Отметьте +, если вы определили правильный признак.

Итак, ответьте на 1 вопрос, для чего нужны приставки?

(для образования новых слов)

-Выполните упражнение 415 вашего учебника.

-Что нужно сделать?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Смотрят видеофрагмент, анализируют свою работу

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия,

операции, действуют

по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

5. Творче-

ская прак-

тическая

деятель-

ность

по реали-

зации по-

строен-

ного про-

екта

Подбор своих

примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа.

(Выполняют упражнение)

Способна ли приставка изменить лексическое значение слова? Какими по значению могут стать слова, приведите примеры( В случае затруднения  обратиться к примерам упражнения облачный - безоблачный)

Вот мы получили ответ на 2-й вопрос.

(служит для образования слов, изменяет ЛЗ)

Отвечают на вопросы, под руководством педагога

выполняют задания, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения

Фрон-

тальная,

групповая

Личностные: приобретают

новые знания, умения, со-

вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию, а также

самостоятельно находят её

в материалах учебников,

рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные

ответы.

Письмен-

ные ра-

боты

 Физминутка

(презентация сл. 2-9)

В качестве разминки предлагаю задание:

по цепочке выходим к доске и решаем лингвистическую задачу: определи приставку в слове.

6. Первичное закрепление

с комментированием.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону

(слайд 11)

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Беседа по вопросам. Письменная работа.

Как вы определяли приставку в слове? Составьте алгоритм действий.

(1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень.

3.Выделить часть слова перед корнем, приставку.)

Что делать, если корень не знаком? (воспользоваться словарём строения слов)

Какие трудности возникли? (отличие приставок от предлогов)

Могут ли приставки существовать сами по себе отдельно от корня? Сделайте вывод, как пишутся приставки?

(Приставки с корнем  пишутся слитно.)

Работа по карточкам  ( взаимопроверка).

Вставить подходящие по смыслу приставки.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу ..бежала поземка.     ..летел ветер, деревья   ..качались. С еловых лапок   ..летели сугробики.  Началась пурга.  Она   ..должалась день и ночь, весь лес   ..лепила снегом.

(выполнить синтаксический разбор 1 предложения)

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Посмотрите на карточку самоконтроля. Все ли пункты плана решили? (нет, 5 вопрос)

Что нужно сделать?(взять слова и сравнить)

Возьмём слова: приехать, присесть, пришить

             

Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана, надеюсь, что дома у вас не вызовет затруднений выполнение упражнений.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

9. Домашнее задание

Запишите Д.З.

 п. 77

 упр. 418 или

подобрать 5-7 слов с омонимичными приставками, но разным ЛЗ( оформить на отдельном листе)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Какую учебную задачу мы поставили перед собой в начале урока?

-Смогли ли мы ее достичь?

-Что нового вы узнали?

-Чему вы научились на уроке?

Я вам читаю вопросы, если вы согласны, то ставьте знак “+”, если нет, то “-”.

Вопросы:

1. Верно ли, что бывают слова без приставок?

2. Верно ли, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верно ли, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верно ли, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верно ли, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верно ли, что в слове может быть три приставки?

7. Верно ли, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

Проверка по ключу:

1. +

2.+

3.+

4. –

5. +

6. +

7. –

 Посчитайте совпадения.

-Если у вас совпали все ответы и вы с легкостью научились находить приставку и справились с учебной задачей на уроке, нарисуйте круг на полях(всё правильно), если вы встретили трудности при определении приставки и решении учебной задачи(1-2 ошибки) - нарисуйте  квадрат, если вам не понятна эта тема и вы не научились решать эту учебную задачу(более 2-х ошибок) - нарисуйте треугольник.

Оценивают свою деятельность. Строят небольшие монологические высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя.

Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...