Урок развития речи в 5 классе "Изложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Толкуева Ольга Валерьевна

Урок развития речи "Изложение".  Изложение по тексту В.П.Катаева "Пень". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_12_13.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку №12-13

Предмет: русский язык

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Толкуева Ольга Валерьевна

Учебник, по которому работает учитель «Русский язык 5 класс». Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.

Тема урока: Изложение

Цель: Научить писать изложение

Обучающие:

  1. Научить работать с текстом
  2. Научить формировать основную мысль текста
  3. Научить выделять в тексте главную и второстепенную информацию
  4. Научить строить план изложения

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к русскому языку
  2. Выявить и формировать нравственные убеждения  школьников.
  3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия текста.
  2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
  3. Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.

Оборудование: учебник,  интерактивная доска

Литература: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.

Тип урока: урок развития речи

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный этап.

2. Подготовка к восприятию текста

3.Первичное восприятие текста

4.Анлиз текста

5.Языковая подготовка

6.Повторное чтение текста

7.Создание первого варианта

8.Создание чистого варианта

2-3 мин

5 мин

3 мин

10 мин

5 мин

3 мин

5 мин

10 мин

Методическое обоснование: Данный урок по типу урок развития речи. В начале урока будет зачитан текст, это будет являться первоначальным восприятием текста. Далее будет выделена основная мысль, беседа с классом, это поможет ребятам лучше понять текст выделить мысль, подборка заголовка, составление плана. Урок заканчивается написанием изложения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.Организационный момент

Метод: слово учителя;

Приём:  приветственное слово учителя, вводное слово, ведущее слово

Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию изложения.

Откройте тетради запишите дату, вид работы и тему урока: Изложение.

Образец записи учащихся

Пятое марта

Классная работа

Изложение

2.Подготовка к восприятию текста

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, как вы думаете, что такое изложение?

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе?

Нам предстоит написать изложение по тексту В.П.Катаева "Пень". Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 [28] января 1897 — 12 апреля 1986) — русский советский писатель, драматург, поэт. Вам известны такие его произведения как: "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик».

Образец ответов учащихся

Текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ.

Правильно понять текст, правильно определить тему.

3.Первичное восприятие текста

4.Анализ текста

Метод: слово учителя, ведущее слово

Ребята сейчас я прочитаю вам текст, вы его внимательно слушаете.

Определите тему и основную мысль.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

Итак, ребята, понравился ли вам текст? О чём он?

Как можно озаглавить текст?

Итак, докажите, что данный отрывок является текстом?

Какова основная мысль текста?

Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

Образец ответов учащихся

Понравился текст. В нем говорится, о том как бабушка подошла поклонилась и ушла, пришли девочки, поклонились и ушли, пришел старичок, поклонился и ушел, а пень подумал, что он в лесу самый главный и возгордился. Но прилетела маленькая синичка и сказала пню, что ему не кланяются, а просто ищут опенки. Которых уже давно нет.

Озаглавить можно как: Пень, я ваш царь, пень в лесу.

Образец ответов учащихся

Этот отрывок является текстом, так как есть цельность, связность, завершенность.

Осуждение гордого пня.

Образец ответов учащихся

Да, этот рассказ напоминает басню. В ней так же есть животные, которые наделены человеческими качествами. Есть сатира и есть нравоучение.

5.Языковая подготовка

Давайте определим, какое слово в тексте является ключевым?

Подберите синонимы к слову гордость.

Метод: языковой материал

Прием: реконструированные

Что бы нам было проще писать изложение, поделим текст на микротемы.

Поделим текст на три части.

Итак, зачитаем первую часть.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Как озаглавим первую микротему?

Прочтем вторую микротему. Как озаглавим её?

Методический материал

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Прочтем и озаглавим третью микротему.

Методический материал

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Образец ответов учащихся

Ключевым в рассказе является слово – гордость.

Зазнайство, высокомерие.

Образец ответов учащихся

Кланяются пню, пень в лесу.

Образец ответов учащихся

Старый пень возгордился

Образец ответов учащихся

" Ничего ты не царь"

6.Повторное чтение текста

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, прочтем текст еще раз.

Методический материал

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

7.Создание текста

Метод ведущее слово

Приступим к написанию изложения.

Образец записи учащихся

Однажды жил старый пень в лесу, и кто бы к нему не подходил, все кланялся. Подходили дети – кланялись, подходил старичок, кланялся. Возгордился старый пень, что к нему все ходят и кланяются и заявил, что он царь. Сказал, чтобы ему все в лесу кланялись. Но, тут прилетела маленькая синичка и сказала пню, что зря это он так возгордился. На самом деле ему не кланяются, а просто ищут грибы, которых возле него уже давно нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...