Знаки препинания при однородных членах предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Телесова Айсулу Валерьевна

Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.  В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

 Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет  свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по -разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

Задачи:

  • вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
  • находить однородные члены по их опознавательным признакам;
  • договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности сверстников;
  • анализировать и сравнивать понятия, группировать их  и выделять основания группировки

Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы

Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

  • групповая;
  • парная
  • индивидуальная, каждый ученик получает  задание (творческое списывание);

Методы обучения на уроке:

  • изучающие и продуктивное чтение
  • проблемный и побуждающий диалог
  • творческое списывание

План урока

  1. Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
  2. Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
  3.  Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
  4. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
  5. Открытие новых знаний – 10 минут
  6. Динамическая пауза – 3-4 минут
  7. Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
  8. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
  9. Рефлексия урока – 5 минут
  10. Домашнее задание – 5 минут

ХОД УРОКА

 I.  Создание эмоционально - положительного отношения к уроку и своей работе. Орг.момент.

 - Здравствуйте, ребята. Наш урок такой же, как и ранее проводимые уроки. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень.  Давайте повернемся в начале друг к другу (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и улыбнемся друг другу. И начнем нашу работу.

II Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная беседа.

- Каким было Ваше домашнее задание? (Ответы детей). У вас возникли трудности при его выполнении? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Устная выборочная  проверка дом. зад.)

III Словарная работа (тренировочный диктант).

- Ребята, предлагаю вам  потренировать свои знания и умения в написании небольшого словарного диктанта. (Работа с интерактивной доской). Обратите внимание на доску, где вам предложены следующие слова:

Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, университет, экзамен

Запишите их к себе в тетради, ставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. (Записывают словарные слова в тетради)

- А теперь давайте проведем проверку. С помощью стилуса на доске вставьте пропущенные буквы. (Один ученик вставляет)

- Где мы с вами можем проверить правильность написания словарных слов? (Ответы детей). Предлагаю это сделать прямо с помощью нашей интерактивной доски, где уже специально приготовлен такой словарь. (Идет проверка написания слов).

- У вас на столах лежат оценивания своих возможностей и способностей. Оцените свою словарную работу. (Дети себя оценивают)

IV Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

- Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей). 

-Давайте попробуем из этих слов составить предложение. (Они составляют предложение)

«Книга учит нас доброте, честности, справедливости.»

- Докажите мне, что это предложение. (Ответы детей)

-Обратите внимание, что в левом нижнем углу нашей доски есть книга, где хранятся несколько необходимых в предложении вещей. Что это за вещи? (Знаки препинания)

У вас есть возможность правильно их расставить (Расставляют знаки препинания).

- Пользуясь уже ранее добытой информацией, что вы можете сказать об особенностях этого предложения? (Это предложение с однородными членами).

 Верно, давайте их назовем. И скажем, каким членом предложения они являются (Ответы детей).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какова будет его главная проблема?

(Об однородных членах. Что такое однородные члены предложения? Знаки препинания в предложениях с однородными членами)

V Открытие новых знаний.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше предложение. Давайте посмотрим, к какому слову относятся наши  однородные члены? (Ответы) (Работа с ИАД) Какой вопрос мы им задаем? Одинаковый этот вопрос для всех однородных членов? (Ответы) Каким членом предложения они являются? Какая связь между ними? (Ответы)

- Скажите, что мы сейчас только что выделили? (Опознавательные признаки однородных членов). Перечислите их еще раз, пожалуйста. (Ответы).

- Предлагаю вам сравнить сделанные выводы с утверждениями в вашем учебнике. Откройте стр.___ и прочитайте информацию об однородных членах предложения. (Читают) Ваши выводы совпали с утверждениями учебника? Что нового вам встретилось в этом правиле? (Понятие «смысловые отрезки», схемы построения предложений с однородными членами).

- Вернемся к нашему предложению о книге и выполним задание: постройте, пожалуйста,  схему этого предложения, чтобы в ней было видно, что это предложение с однородными членами.

- А теперь работа в парах: взаимно проверьте себя. Контрольную проверку проведем с помощью доски.  (ИАД, шторка убирается, появляется схема предложения).

Оцените свою работу (Дети себя оценивают)

VI Динамическая пауза

«Угадай-ка»

- Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.

Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что  они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.

Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь

VII Актуализация знаний и углубление изученного

 - Ребята, а сейчас давайте поработаем с упражнениями 253 и 254 в режиме изучающего и продуктивного чтения, вычитывая полезную информацию, предполагая содержание текста. Работать будем по группам, по отделениям. Пересядьте и повернитесь, пожалуйста, друг к другу, чтобы вам удобно было работать в образовавшихся группах.

(Работа с упражнениями 253, 254,255)

VIII. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

- Для применения своих знаний выполним упражнение 256 (257), с заданием «творческое списывание». Выполняем это упражнение с комментированием и составлением алгоритма нахождения смысловых отрезков.

(Выполняется упражнение)

IX Рефлексия урока

- Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»

  1. Однородные члены – это смысловые отрезки.
  2. Между однородными членами всегда ставится запятая.
  3. Однородные члены соединены сочинительной связью
  4. Без однородных членов не существует предложения.

- Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?

- Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки и сдайте свои оценочные листы.

X.  Домашнее задание.

- Сегодняшнее домашнее задание будет двух уровней:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок содержит большой обобщающе-повторительный материал по теме и готовит учащихся к ЕГЭ. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и релаксационной музыкой....

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

«Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения».

Интегрированный урок русского языка в 8 классе с использованием материалов из творчества А.П.Чехова...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения

Рабочий лист по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"...