Употребление глаголов в речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Анищенко Тамара Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Употребление глагола в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка49.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Анищенко Н.Д.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс:6

Автор  УМК: Разумовская М.М.,  Дрофа, 2013.

Тема урока: Употребление глаголов в речи 

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить собственные высказывания о книгах и чтении Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Слайд № 1

1. - Хочу начать свой урок со слов Бориса Пастернака: «Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…»

- Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия при исследовании (исследовать - осмотреть для выяснения, изучения чего-либо) объектов русского языка. Мы снова выступим в роли исследователей и понаблюдаем о роли глагола в русской речи.

- А для того, чтобы стать исследователями, будем выполнять разные виды работ…

 - Откройте тетради, запишите число, вид работы. И эпиграф к уроку.

Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.  

 

Отвечают на вопрос , высказывают своё понимание.

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Активизация мыслительной деятельности.

Слайд № 2

Постановка учебной задачи.

1. Проверка домашнего задания и знаний по ранее изученной теме.

а) Чтение 2-3 работ учащихся - Дома вы должны были выписать из рассказа «Бежин луг» предложения с глаголами, которые использовал Тургенев, чтобы более ярко и образно нарисовать картины природы. Послушаем желающих, попробуем оценить их (объясняя свою оценку).  По окончании урока, ребята, сдайте тетради, и я проверю все работы.

Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Употребление глагола в речи). Запишите тему урока.

Читают свои предложения

Отвечают на вопрос.

Формулируют и записывают тему урока.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Постановка учебных целей и задач. «Открытие нового знания»

3 слайд.

Беседа о глаголе.

- Вспомним, ребята, что означает слово «глагол?» Зачитаем из словаря В.И. Даля…(Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние).

- Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь (словарь, объясняющий происхождение слов). (Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь». Пример: У А.С. Пушкина  «Глаголом жги сердца людей», т. е. словом).

Устная работа со стихотворением А. Татьяничевой. Беседа с учащимися.

- Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием и тем, что обозначает действие, бесчисленное множество действий, сопровождающих  его деятельность. О глаголе восхищённо написала  А.Татьяничева:  

Эн…ргичен  мног…лик

Глагол.

Он действовать пр..вык.

Необходим он –

Вот в чём соль.

Я гов…рю ему:

«Глаголь!»

- Как автор характеризует глаголы? (энергичный, многоликий)

- Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”. (лексическое значение глагола)

- Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?» (Вот в чём главный смысл.)

- И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).

- Почему же так необходим глагол? Какую роль играет глагол в речи?   – вопросы сегодняшнего урока.

Цели и задачи? Уметь: определять роль глаголов в речи; употреблять глаголы в соответствии с их лексическим значением; подбирать к глаголам синонимы и антонимы; применять правила правописания глаголов.

 

- Итак, приступаем к нашему исследованию и понаблюдаем за ролью глагола в речи.

 

Высказывают собственное мнение.

Орфографическая и синтаксическая работа.

- Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания.  

- вставим орфограммы, объясним написание слов и постановку запятой.  

-  Укажите способ образования слова  многолик.

Письменная работа по анализу стихотворения, оценивание.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

4. . Реализация построенного проекта.  Парная работа с последующей взаимопроверкой 4 слайд

5 слайд

Сравнительный анализ текстов

- Прочитаем тексты и выполним задания.

Чудная картина,

Как ты мне р…дна:

Белая р…внина,

Полная луна,

Свет с небес высоких,

И бл…стящий снег,

И саней д…леких

Од…нокий бег. (А.Фет)

На дворе гуля…т (не) погода,

Ноч(?) стоит темным (темна),

И совою пучеглазою

Из-за туч гл…дит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепч…тся,

Как со старым колдуном. (П. Комаров)

Парная работа с проверкой по эталону- Прочитаем текст и выполним задания.

Перепишите слова с пропущенными орфограммами.  Поменяйтесь тетрадями. Проверьте по слайду. Исправьте ошибки карандашом.

Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте стихотворения.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

Физкультминутка.  

6 слайд

- Сколько глаголов встретилось в стихотворении?  (девять)

-Какова роль глаголов в стихотворении? (Глаголы называют действия, которые нужно выполнить.  Без названных глаголов мы бы не смогли выполнить комплекс упражнений).

выполняют физические упражнения

5. Включение в систему знаний и повторение

Беседа по художественным текстам. VII слайд

- А теперь мы продолжим исследовать объекты русского языка и понаблюдаем  за  ролью глаголов в этих текстах.

-  Определите стиль речи текстов. (Художественный)

- О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

- Как называется описание природы? (пейзаж)

Словарная работа.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу. VIII слайд

- А теперь сравним оба текста. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

IX слайд

- Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

- Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

- Почему у Комарова так много глаголов? Какое состояние природы они описывают? (Разгул непогоды)

- Сделаем вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

- В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль? В каком значении они употребляются? (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

- Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

- Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.) X слайд

Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают.

Отвечают на вопросы.

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

Закрепление.

Работам над упр учебника 348. Работа с толковым словарем

Выписывают глаголы, проверяют по толковому словарю учебника.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

 

Что нового мы узнали о глаголах?

- Какие выводы мы можем сделать?

(Мы сегодня   наблюдали, какую роль играют глаголы в нашей речи и пришли к выводу о том, русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно, глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным).

- Глагол важен потому, что все действия в языке мы обозначаем с помощью глагола. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться.    Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.

В заключение составьте сообщение:

1. Природа

2. Какая ?Два прилагательных

3.  Что делает? Три глагола

4. Фраза из 6 слов

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? 

3. Дает дифференцированное домашнее задание.

4. Выставляет отметки за урок.

Составляют сообщения,  выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя и читателей.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление глаголов в речи

Урок русского языка в 5 классе...

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

Конспект урока русского языка «Упражнения в употреблении глаголов в речи» проведен в 7-ом классе коррекционной школы VIII вида. Цели: учить школьников правильно употреблять глаголы в речи...

Употребление глаголов в речи

урок русского языка по теме "Употребление глаголов в речи"...

Урок" Употребление глаголов в речи".

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Презентация на тему "Особенности употребления глаголов в речи"

Презентация «Особенности употребления глаголов в речи» предназначена для работы в 10-11 классах в ходе подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку, посвященному нормам образования форм слова. Отдельн...

«Глаголом жги сердца людей». (А.С.Пушкин). Употребление глаголов в речи.

Урок  повторения с помощью конспектора. 6 класс. Тема "Глагол"....