Тест "Культура речи. 11 класс"
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Арсеньева Наталья Сергеевна

Может быть использован как тренировочный тест при продготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_11_klass.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 1

1.        Ударение падает на первый слог в словах:

а)        лакомый;                                             б)        агент;

в)        брюшко;                                              г)        (тайная) вечеря;

д)        доска.

2.        Ударение расставлено верно в словах:

а)        ждалО;                                                б) взялА;

в)        римлЯне;                                            г) христианИн;

д) новорождённый.

3.        Нормы произношения нарушены в словах:

а) ку[п'е];                                                      б) лабо[ла]тория;

в)        биз[нэ]с;                                             г)        ко[фэ];

д)        му[з'е]й.

4.        Слово экономный сочетается со словами:
а) закон;                                                б) технология;

в)        хозяйка;                                             г)        газета;

д)        повар.

5.        Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а)        гнедая кобыла;                                  б) выполнить согласно договору;

в)        управляющий бизнеса;                     г)        баллотироваться в депутаты;

д)        положительные достоинства.

6.        Лексическое значение слова указано неверно в определениях:

а)        аксессуары — вспомогательные детали, сопутствующие
предметы;

б)        геральдика — наука, изучающая дворянские гербы;

в)        латентный — скрытый, невидимый, внешне не проявляющийся;

г)        мегаполис — документ, подтверждающий наличие страховки;

д)        ноу-хау — охраняемые законом технические знания, секреты производства.

7.        Соотнесите паронимы в левом столбике с их синонимами
в правом.

а)        Злой;        1) Сердитый;

б)        злостный.        2) злонамеренный;

  1. лютый;
  2. свирепый;
  3. недобросовестный.

8.        Укажите, какой фразеологизм вы употребите в ситуации, когда
оказываетесь в грязном, запущенном помещении, которое давно не убиралось:

а)        бочка Диогена;                                                     б)        валтасаров пир;

в)        геенна огненная;                                            г)        земля обетованная;

д)        авгиевы конюшни.

9.        Образованы верно падежные формы имён существительных:

а)        бухгалтера;                                                    б)        яслей;
в)торты;                                                              г) щупальцев;

д)зятья.

10. Падежные формы имён числительных образованы неверно в словосочетаниях:

а)        пятьдесят семь студентов;             б) пятидесяти семи студентов;

в)        пятидесяти семи студентам;              г) пятидесятые семью студентами;

д)        о пятидесяти семи студентах.

11.        Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:

а) более престижная профессия;                     б) запечённый кольраби;

в)        с обеими подружками;                                 г) напои коня;

д)        вышел вместе с ей.

12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        уверенность в успех;                                   б)        надежда на завтра;

в)        держать между пальцами;                          г)        обычная для него поза;

д)        ограничить себя едой.

13.        Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а)        Пробежав три километра, стало очень плохо.

б)        Законы природы неумолимы.

в)        Он выздоровел, однако тем не менее продолжал сидеть дома.

г)        Йодная настойка, именуемая в просторечии «йодом», известна каждому.

д)        Самая первая операция чуть не стоила актрисе жизни.

14.        Соотнесите слова и понятия в правом и левом столбиках.

а)        Биться об заклад —                                      1) Паронимы;
держать пари;                                      2) омонимы;

б)        полдень — полночь;                                      3) синонимы;

в)        глушь — дебри — чащоба;                             4) антонимы.

г)        токсический — токсичный;

д)        поглотить — проглотить.

15.        Укажите, в каких рядах оба слова являются стилистически окрашенными:

а)        учебник, книга;                                             б)        плакать, ныть;

в)        доходяга, умничать;                                    г)        коллизия, защитить;

д)        смотреть, умный.

Вариант 2

1. Ударение падает на последний слог в словах:

 а) дремота;                                 б)        кашлянуть;

в)        каталог;                                   г)        древко;

д)        досуг.

2.        Ударение расставлено верно в словах:

а)        брАла;                г) красивЕе;

б)        звонИшь;                д) ленИшься.

в)        влИли;

3.        Нормы произношения нарушены в словах:

а)        [скур]пулёзный;               г) сне[к];

б)        нале[х]ке;               д) чу[-]ство.
в)бере[х];

4.        Слово рыбий сочетается со словами:

а) суп;             г) промысел;

б)корм;             д) плавник.

в)        хозяйство;

5.        Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а)        карие глаза;                                           б)        самая красивейшая женщина;

в)        рецензия о вчерашнем концерте;        г)        пристально посмотреть;

д)        скучать по вас.

6.        Лексическое значение слова указано неверно в определениях:

а)        актуальность — важность, соответствие запросам современности;

б)        геноцид — истребление населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;

в)        мезальянс — неравный брак с лицом более низкого социального положения;

г)        нудизм — стенания, долгие рассуждения зануды.

д)        легальный — законный, сообразный с законом.

7.        Соотнесите паронимы в левом столбике с их синонимами в правом.

а)        Невежа;        1) Неуч;

б)        невежда.        2) неучтивый;

  1. профан;
  2. бестактный;
    5)грубиян.

8.        Укажите, какой фразеологизм вы используете для того, чтобы сказать, что на вас обрушились всевозможные бедствия:

а)        заиграла иерихонская труба;         б)пришёл каменный гость;

в)        открылся ящик Пандоры;              г)        попали в лоно Авраамово;

д)        оказались в садах Семирамиды.

9.        Образованы верно падежные формы имён существительных:

а)        эполет;        г) столяров;

б)        чукчей,;        д) запястьев.

в)        шофера;

10.        Образованы неверно падежные формы имён числительных:

а)        три тысячи семьсот восемьдесят две книги;

б)        трёх тысяч семьсот восьмидесяти двух книг;

в)        трём тысячам семистам восьмидесяти двум книгам;

г)        тремя тысячами семьюстами восьмьюдесятью двумя книгами;

д)        о трёх тысячах семьюстах восьмидесяти двух книгах.

11.        Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        обязательно уведомьте меня;                        б)        брызжет фонтан;

в)        выглядеть более лучше;                                г)        уйдём с ими;

д)        изрешеченный пулями автомобиль.

12.        Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        обратиться не по адресу;                           б)        выйти на коридор;

в)        усталость была виной;                               г)        неудачлив на дела;

д)        отправиться в обход озера.

13.        Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а)        Печально видеть цепенеющих от осеннего холода шмелей и стрекоз.

б)        По телевизору, с обложек журналов мелькают лица любимых актрис.

в)        Мы подолгу останавливались у картин тех художников,
которые показывают красоты природы.

г)        Жарким воскресным днём в Театре белорусской драматургии было необычно многолюдно.

д)        Не доезжая до берега, лёд провалился.

14.  Соотнесите слова и понятия в правом и левом столбиках.

а)        Оговорить — обговорить;                         1) Антонимы;

б)        яичница-болтунья —                                2) синонимы;
девушка-болтунья;                                        3) паронимы;

в)        восход — закат;                                        4) омонимы.

г)        гадание — ворожба;

д)        валять дурака —  лодыря гонять.

15.        Укажите, в каких рядах оба слова заимствованные:

а)        квас, тесто;                              г) юмор, кекс;

б)        увлечение, хобби;                              д) дефиле, аттестат.

в)        запястье, устранить;

Вариант 3

1.        Ударение падает на предпоследний слог в словах:

а)        маркетинг;        г) завидно;

б)        еретик;        д) ломота.

в)        генезис;

2.        Ударение расставлено неверно в словах:

а)        сЕстринский;        г) обУглиться;

б)        недУг;        д) погнУтый.

в)        отплЫла;

3.        Нормы произношения нарушены в словах:

а)        се[в]одня;        г) [тэ]рмин;

б)        [з']бегать;        д) га[з'е]та.

в)        резю[мэ];

4.        Слово снискать сочетается со словами:

а)        уважение;        г) деньги;

б)        книгу;        д) любовь.

в)        кольцо;

5.        Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а)        смотреть более веселее;       б)командующий Северного флота;

в)        надеть шапку;                        г)свойственное ему поведение;

д)        советник юстиции.

6.        Лексическое значение слова указано неверно в определениях:

а)        альтернатива — необходимость выбора между двумя возможностями;

б)        генезис — процесс образования и дальнейшего развития чего-либо;

в)        летальный (исход) — возможность перемещаться на высоте;

г)        менеджер — управленец в промышленности, торговле, сфере услуг;

д)        оказия — удобный случай для попутного выполнения какого-либо дела.

7.        Укажите, каким паронимам в левом столбике соответствуют
антонимы в правом.

  а) Гармонический;        1) Сумбурный;

б) гармоничный.        2) несогласованный;

  1. какофоничный;
  2. односторонний;

5)непропорциональный.

8.        Если вам предстоит изнурительная, бесконечная и бесплодная
работа, вы употребите фразеологизмы:

а)        совершать подвиги Геракла;                         б) сизифов труд;

в)        разводить турусы на колесах;                       г) строить башню

                                                                                   из слоновой кости;

д)        быть валаамовой ослицей.

9.        Образованы верно падежные формы имён существительных:

а)        блюдА;        г) гУслей;

б)        отряд драгУн;        д) шоферОв.

в)        комарЕй;

10.        Образованы неверно падежные формы имён числительных:

а)        девятьсот шестьдесят четыре слушателя;

б)        девятьсот шестидесяти четырёх слушателей;

в)        девятистам шестидесяти четырём слушателям;

г)        девятистами шестьюдесятью четырьмя слушателями;

д)        о девятистах шестидесяти четырёх слушателях.

11.        Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        жесточайшая борьба;                             б) дикое шимпанзе;

в)        жить становилось всё горчее;                г)  забежи в дом;

д)        пятеро зайчат.

12.        Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        замечание в наш адрес;           г) скучать по детям;

б)        перебои в снабжении;             д) рад вашими планами.

в)        отправить на деревню;

13.        Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а)        Для своих абонентов компания Уе1сот приготовила по-
настоящему стильный сюрприз.

б)        Можно ли свести язык на математические формулы?

в)        Разговаривая шёпотом, слух обостряется.

г)        В гостях у всемирно известной актрисы она рассказывала о далёком приморском городе и своём отце.

д)        Приглашение в Америку пришло спустя три недели.

14.        Укажите словосочетания, содержащие антонимы:

а)        путеводная звезда — ариаднина нить;

б)        женский журнал — женственная походка;

в)        высокая нота — дипломатическая нота;

г)        вежливо спросить — грубо ответить;

д)        тоскливое настроение — весёлые глаза.

а)Парадигма;

б)        борода;

в)        рожа;

г)        пищаль;

д)        чело.

15. Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.

  1. Архаизм;
  2. историзм;
  3. просторечное слово;
  4. термин;
  5. исконно русское слово.

Вариант 4

1.        Ударение расставлено верно в словах:

а)        облегчИть;        г) Оптовый;

б)        ходАтайствовать;        д) фЕтиш.

в)        пломбИровать;

2.        Ударение падает на последний слог в словах:

а)        апостроф;        г) осока;

б)        досуха;        д) пуловер.

в)        еретик;

3.        Нормы произношения нарушены в словах:

а)        видео[тэ]ка;        г) не[чт]о;

б)        интриган[т];        д) но[к]ти.

в)        ю[б]очка;

4.        Слово яростный сочетается со словами:

а)        приверженец;        г) шторм;

б)        поклонник;        д) возмущение.

в)        защитник;

5.        Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а)        старинный антиквариат;                           г) очень умолять;

б)        партнёр по бизнесу;                                   д) заслуживает доверия.

в)        скрытная обида;

6.        Лексическое значение слова указано неверно в определениях:

а)        альтруизм — готовность жертвовать для других личными интересами;

б)        бомонд — «высший свет», высшие круги общества;

в)        гипотеза — предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте;

г)        лейбл — ярлык, этикетка, наклейка;

д)        одиозный — имеющий отношение к оде как жанру литературы.

7.        Укажите, каким паронимам в левом столбике соответствуют
антонимы в правом.

а)        Искусный;        1) Натуральный;

б)        искусственный.        2) неумелый;

  1. настоящий;
  2. аляповатый;
  3. примитивный.

8.        Фразеологизм ахиллесова пята имеет значение:

а)        крепкий, мужественный человек;

б)        враждебно настроенный человек;

в)        пята с незаживающей мозолью;

г)        уязвимое, слабое место у человека;

д)        человек, который обладает невероятной выносливостью
в ходьбе.

9.        Образованы неверно падежные формы имён существительных:
а) абрикосов;                                        б) (встретить) грузин;

в) конструктора;                                     г)        таможен;

д)        лохмотьев.

10.        Образованы неверно падежные формы имён числительных:

а)        три тысячи двести сорок пять дней;

б)        трёх тысяч двухсот сорока пяти дней;

в)        трём тысячам двухстам сорока пяти дням;

г)        тремя тысячами двумястами сорока пятью днями;

д)        о трёх тысячах двухсот сорока пяти днях.

11.        Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        приехать в гости к ней;                       б) отправить ихнюю сестру;

в)        ляг на кровать;                                    г) самый важнейший предмет;

д)        с обоими ученицами.

12. Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        скучаем за вами;                     б) жертвовать свободным временем;

в)        исключая прошлой недели;    г) губителен для молодого человека;

д)        благосклонный ко мне.

13. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а)        Распахнув окно, было очень холодно.

б)        Такие произведения всегда производят сильное впечатление.

в)        Вскочив на подножку, поезд тронулся.

г)        Целебную силу солнечных лучей заметил ещё Гиппократ.

д)        В доме на холме Оля прожила два месяца.

14.        Укажите пары слов, являющихся паронимами:

а)        безответный — безответственный;

б)        на склоне лет — на заре туманной юности;

в)        поверхностный — глубокий;

г)        охладеть — охладить.

д)        марионетка — кукла.

15.        Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.

а)        Десница;        1) диалектизм;

б)        карапузик;        2) заимствованное слово;

в)        опричник;

г)        арбитраж;

д)        гутарить.

  1. разговорное слово;
  2.  историзм;
    5) архаизм.

Вариант 5

1.        Ударение расставлено неверно в словах:

а)        созЫв;        г) сирОты (мн.ч.);

б)        сабО;        д) подошвА.

в)        сливОвый;

2.        Ударение падает на первый слог в словах:

а)        опрометью;        г) выбоина;

б)        алкоголь;        д) гражданство.

в)        бедно;

3.        Нормы произношения нарушены в словах:

а)        коне[шн]о;        г) галиф[э];

б)        [полу]вер;        д) дро[п'].

в)        инци[н]дент;

4.        Слово нетерпимый сочетается со словами:

а)        духота;        г) голод;

б)        отношение;        д) человек.

в)        желание;

5.        Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а)        отрицательные недостатки;

б)        вменить ему это в обязанность;

в)        совестливо улыбнуться;

г)        дипломатичный корпус;

д)        заведующая детским садом.

6.        Лексическое значение слова указано неверно в определениях:

а)        амбиция — чрезмерно преувеличенное чувство собственного достоинства;

б)        глобальный — всесторонний, масштабный, универсальный;

в)        легитимный — законный;

г)        менталитет — психология нации;

д)        перманентный — временный, нерегулярный, периодически возникающий.

7.        Соотнесите паронимы в левом столбике с сочетающимися с ними
словами в правом столбике.

а)        Демократичный;        1) Строй;

б)        демократический.        2) характер;

3) права;

4)поступок;

5) система.

8.        Фразеологизм пир во время чумы является синонимом фразеологизма:

а)        валтасаров пир;        г) афинские вечера;

б)        лукуллов пир;        д) манна небесная.

в)        воробьиная ночь;

9.        Образованы неверно падежные формы имён существительных:

а)        башкИров;        г) (нет новых) прОстынь;

б)        кочерёг,        д) учителЯ.
в)слЕсари;

10.        Образованы неверно падежные формы имён числительных:

а)        пять тысяч сто шестьдесят восемь писем;

б)        пяти тысяч ста шестидесяти восьми писем;

в)        пяти тысячам ста шестидесяти восьми письмам;

г)        пятью тысячами ста шестьюдесятью восьмью письмами;

д)        о пяти тысячах сто шестидесяти восьми письмах.

11.        Морфологические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        выехать отсюдова;                                    г) поезжай в Москву;

б)        наилучший способ;                                    д) встретиться с ней.

в)        пятеро женщин;

12.        Синтаксические нормы нарушены в словосочетаниях:

а)        поговорить насчёт                                    в) оплатить покупку;
поездки;                                     г) похожий на отца;

б)        тосковать по отце;                                     д) отдыхать в .Сицилии.

13.        Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

а)        В классе нас было пятеро.

б)        С наслаждением посмотрев фильм, его герои остались в моей

памяти.

в)        Вы оставили тетрадь раскрытой.

г)        Пушкин изображает уверенность Петра в победу русского оружия.

д)        На улице бесконечный дождь.

14.        Укажите пары слов, являющихся синонимами:

а)        крокодилий — крокодиловый;                       б)        помощник — опора;

в)        почёт — позор;

г)        на всех парах — еле ноги волочить;

д)        что есть силы — семимильными шагами.

15.Соотнесите слова в левом столбике с их характеристикой в правом.

а)        жуликоватый;

б)        земство;

в)        камбуз;

г)        авантюра;

д)        молодой.

  1. профессионализм;
  2. заимствованное слово;
  3. разговорное слово;
  4. исконно русское слово;
  5. историзм.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...