Сценарий к внеклассному мероприятию по русскому языку в 8-11 классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет".
материал по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Линник Ирина Владимировна

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-11 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8-11-х классах

«Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет».

Цели мероприятия:

- расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий;

- обогатить речевой запас учащихся.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- плакат «Высказывания поэтов и писателей о русском языке».

Действующие лица: ведущий – учитель, учащийся, юный литературовед, юный историк, юный психолог, юный лингвист, учащиеся, исполняющие сценки.

Ход мероприятия:

Ведущий:

(Слайд 1) С 10-15 февраля у нас в школе проводится Лингвистическая неделя, в рамках которой проходит внеклассное мероприятие  «Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет».

(Слайд 2) Состояние современной русской среды вызывает большую тревогу. В период различных социально-экономических потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещён, например, в средства массовой информации.

(Слайд 3) Особенно болезненно эта вседозволенность сказывается на детях и подростках. Вырастая в убогом и агрессивном языковом пространстве, они не умеют правильно выражать свои мысли, зачастую их словарный запас ограничен несколькими десятками слов, штампованными рекламными фразами.

 (Слайд 4) Каждая библиотека может (и должна) противостоять этому явлению. Используя книгу, библиотекарь и учитель учат детей правильному общению, обогащают их словарный запас.

Ведущий: 

Знаете ли вы, ребята, что такое этикет? (Ответы учащихся)

Учащийся:

(Слайд 5) Большой толковый словарь русского языка даёт следующее определение этому понятию: «Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях».

Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома и на работе, в театре и в библиотеке, в кругу друзей и уличной сутолоке. К сожалению, далеко не все люди знают и выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение к нам окружающих. Очень важно и то, как мы говорим, общаемся между собой. Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре или бескультурье.

Юный литературовед:

(Слайд 6) Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвящённой русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению):

(Слайд 7) «Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у неё дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень её духовной культуры. И в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости. Что, например, хорошего мог я подумать о той любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!».

Сценка 1.

(Слайд 9) С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие книгу:

«Возьми эту: ценная вещь. Там один так даёт копоти!»

«Вот эта жутко мощная книжка!»

«Эту не бери! Лабуда! Пшено!»

С острой, пронзительной жалостью гляжу на юнцов.

По мнению К.И.Чуковского, этот жаргон свидетельствует о душевном и духовном убожестве говорящего.

Юный историк:

(Слайд 10) Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится размышлять, оценивать свои слова и поступки.

(Слайд 11) Культура слова – это культура чувств, культура человеческих отношений. (Слайд 12) Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа XVIII века Ж.Ж.Руссо, всегда благожелателен к людям. (Слайд 13) А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности: “Неучтивость, - писал французский писатель XVII века Ж.Лабрюйер, - есть следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти”.

(Слайд 14) А как чудовищно выглядят те из нас, мои юные друзья, которые засоряют свою речь нецензурными словами, то есть сквернословят. Как больно смотреть, например, на милые девичьи уста, изрыгающие матерщину. (Слайд 15) Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель считал, что “из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков”. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика, несдержанность в общении и склонность к дурным поступкам.

Юный лингвист:

(Слайд 16) Этот язык, похожий на язык Эллочки-Людоедки из романа И.Ильфа и Е.Петрова “12 стульев”, распространён и в языковой среде современного молодого человека: студента, школьника. Эта вульгарная, “людоедская” речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от неё не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам -Людоедкам!

Чтение стихотворения Евгения Вестника “Ода русскому языку”

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумится над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
“ОблЕгчить, нАчать, взАд, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил”.
Ну, ладно б жулик или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку лупят:
“ОсУжденный и инциН дент
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят”.
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной -
Его для внуков сохраните!

Ведущий:

(Слайд 17) Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками матерщины. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Вспомните свой класс. Наверняка, одни используют в своей речи нецензурные слова чаще, другие – реже, кто-то не использует никогда. От чего это зависит, по-вашему? (Ответы учащихся)

Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.

Юный лингвист:

Что с нами происходит?

Мы, россияне, должны любить свой язык, гордится им. Нуждается ли он в похвалах? Надо говорить о его образности, силе и красоте, способности с удивительной точностью обозначить любой предмет, любое явление, действие, передать любые мысли и чувства, самые тончайшие их оттенки?

(Слайд 18) Ещё М.В.Ломоносов находил в русском языке “…великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, неясность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского”.

(Слайд 19) А.И.Крылов своим творчеством показал, что писателю можно пригоршнями черпать слова, выражения прямо из речи народной. Всё дальше раздвигали возможности литературного языка, отлаживали его великие мастера – А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.М.Пришвин, М.А.Шолохов…

(Слайд 20) Александр Иванович Куприн, русский писатель, сказал: “Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.

Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий:

(Слайд 21) Главная функция языка – общение, беседа. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником?

(Слайд 22) (Ответы учащихся – умение внимательно слушать; общая эрудиция, широкая осведомлённость; отсутствие речевых ошибок; выразительность, красота речи; доброжелательный тон).

Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает и оскорбляет окружающих.

Я попрошу вас произнести одну и ту же фразу - “Прошу вас этого больше не делать” - первый раз спокойно, доброжелательно, а второй раз – резко, агрессивно.

(Ребята выполняют задание).

Предлагаем вам, ребята, посмотреть в исполнении своих товарищей две коротенькие сценки.

Выходят: Прохожие (1) и (2).

Сценка 2.

Прохожий  (1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий  (2): О, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий (1): Спасибо большое.

Прохожий (2): Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 3.

Прохожий (1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий (2): Чего?

Прохожий (1): Простите. Я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий (2): Первая направо.

Ведущий:

Охарактеризуйте, пожалуйста, участников этих диалогов с точки зрения речевого этикета.

(Ответы ребят).

(Слайд 24) “Напрасно думать, - писал в XVI веке У.Шекспир, - будто резкий тон есть признак лишь грубости и невоспитанности. Ничто не даёт нам права быть невежливыми в разговоре – ни плохое самочувствие, ни неприятности в школе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком – спокойный, доброжелательный, тактичный.

Ведущий:

Общаясь, человек учится взаимоотношениям с окружающими, развивает себя как личность, учится вести беседу.

Беседа – это искусство. Любая беседа начинается со встречи, поэтому естественно, первые слова приветствия. Самый распространённый вопрос, который следует далее, - это: “Как поживаете? (поживаешь? или “Как дела?”). Затем идут более конкретные вопросы. Беседа получается плодотворной, когда собеседники умеют слушать друг друга.

Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. С человеком, умеющим слушать, всем хочется общаться, так как люди обычно больше склонны говорить. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

(Слайд 25) Ещё одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнение ваших товарищей инсценировку из рассказа Е.Носова “Телефон”. Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 4.

Мишка: Алло! Алло!

Колька: Алло!

Мишка: Слышно что-нибудь?

Колька: Слышно. А тебе слышно?

Мишка: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Колька: Хорошо. А тебе?

Мишка: И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька: Давай. А о чём разговаривать?

Мишка: Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька: Правда.

Мишка: Вот если бы не было. Было бы плохо… Ну…

Колька: Что “ну”? (пауза)

Мишка: Чего же ты не разговариваешь?

Колька: А ты почему не разговариваешь?

Мишка: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь….

Ведущий:

Как вы думаете, ребята, в чём заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чём).

Ведущий:

А какие правила телефонного разговора вы знаете? (Слайд 26) (Ответы учащихся - Ещё до того, как снимите трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный разговор необходим? При разговоре по телефону надо всегда помнить, что аппарат не может заменить личного общения, и должен служить лишь для передачи какой-либо информации. Телефонный разговор не должен превращаться в болтовню, как у героев Н.Носова)

Ведущий:

Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу.

Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте напрасно: “Кто говорит?”, “Кто у телефона?”, “С кем я говорю?”… В ответ вы, скорее всего услышите: “А кто вам нужен?” Для того чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей, как свой собственный; добрососедские отношения могут быть омрачены одним-единственным неумным звонком или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но всё-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять “остроумие” с помощью фраз типа “Нет, это зоопарк”. Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Вообще, согласно правилам этикета, любой разговор надо вести спокойно, сдержанно, не допуская крикливых, раздражительных интонаций. (Слайд 27) Швейцарский мыслитель XVIII века И.Лафатер вывел краткую и точную формулу речевого этикета: “Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать”

(Cлайд 28) Правила речевого общения отразились и в народной мудрости: русских народных пословицах и поговорках. (Слово – серебро, молчание – золото; Не велико дело – велико слово; Ласково слово не трудно, да споро; Язык мой – враг мой: прежде ума говорит)

Ведущий:

(Слайд 29) Правилам этикета, в том числе речевого, желательно научиться в детстве, в подростковом возрасте, так как потом будет намного сложнее его осваивать. Более того, можно испытать немало горьких моментов, натыкаясь на неприятие и осуждение окружающих. Воспитанному человеку легче живётся в любом обществе, так как ему привычно и не трудно соблюдать правила поведения в любом коллективе. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, так что постарайтесь, дорогие ребята, не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любом обществе.

Вывод:

- Назовите признаки культурной, правильной речи?

(Слайд 30) (Учёные выделяют:

  • правильность речи – литературно-языковые нормы;
  • точность – соответствие мыслям;
  • логичность – доступность пониманию;
  • простота – естественность;
  • богатство – разнообразие используемых языковых средств;
  • чистота – отсутствие жаргонизмов, вульгарных слов;
  • живость – выразительность, образность, эмоциональность;
  • благозвучие – приятное для слуха звучание)

Ведущий:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, – 
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова - словно суд, – 
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, – 
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту – 
Береги изначальную их чистоту…

Список использованной литературы:

  1. Статья “Как Слово наше отзовётся…”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 3, 2006 г.
  2. Статья “Сила Слова”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 12, 2006 г.
  3. http://school.slovarik.org/vneklassnaya-rabota-13/data-id17834


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык в речевом общении"

Мероприятие проходит в форме игры-соревнования двух команд: "Теоретики" и "Практики". Данная игра поможет командам  лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также ученики в...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-8 кл. "Речь и этикет"

В сценарий внеклассного мероприятия включены материалы по актуальной проблеме - использование школьниками срезств речевого этикета. Данное занятие организуется  и  готовится  как  ...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении   рус...

Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

Cценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»Команды «путешествуют» по станциям в соответств...