Урок русского языка в 8 классе "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Черняева Наталья Владимировна

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_obrashchenie.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

1строка  - находится в тексте ключевое слово, оно будет заглавием.
Вторая строчка – придумываются два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строчка – три глагола, характеризующих ключевое слово.
Четвёртая строчка – предложение из четырёх слов (служебные части речи не считаются).
Пятая строчка – вывод словом или словосочетанием.
Конец формы

Конспект урока по русскому языку по теме

«Обращение» в 8 классе.

                                                                                                                       

Тема: Обращение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Образовательные:

1. Воспитывать гражданственность.

2. Прививать  любовь и интерес к родному слову, его неограниченным возможностям.

Предметные:

1. Расширить представление о функциях обращения в речи.

2. Сформировать представление о распространённых и нераспространённых обращениях.

3. Научить различать предложения с однородными членами и предложения с обращениями.

Задачи:

1. Находить в тексте обращения и определять его функции.

2. Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками препинания в письменной речи.

3. Отличать распространённые обращения  от нераспространённых.

4. Развивать мыслительные и речевые способности учащихся.

5. Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

- определить содержательные рамки урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка проблемы.

Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи:

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.

На доске –  синтаксическая конструкция:

Маша, Ирина и Катя успешно сдали экзамены.

Учитель читает задание: Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто  2 версии: 3 девочки и 2 девочки),  но каждый из них был по-своему прав.  А каково ваше мнение?

Учащиеся аргументировано соглашаются с выдвинутыми версиями или опровергают их.

Ученик :

-Я думаю, что  успешно сдали экзамены 3 девочки, потому что здесь три действующих лица (Маша, Ирина, Катя), а значит, три однородных подлежащих.

 Учитель:

-А что тебе помогло определить, что здесь однородные подлежащие?

Ученик :

-Интонация перечисления. (Читает предложение вслух с интонацией перечисления).

Учитель:

- Есть в классе другие мнения?

Ученик :

- А мне кажется,   в этом предложении  говорится о двух девочках, успешно сдавших экзамены (Ирина и Катя), потому что  слово «Маша»  можно рассматривать  как  обращение, а обращение не является членом предложения, поэтому остаётся только 2 действующих лица (Ирина и Катя).

Учитель:

-Прочитай, пожалуйста, предложение вслух. (Ученик читает). Как изменилась интонация предложения?

Ученик:

-Появилась звательная интонация.

Учитель:

-А в чём выражается звательная интонация?

Ученик:

-В том, что обращение произносится более высоким тоном.

Учитель:

-Ребята, а  почему предложения были прочитаны с разной интонацией?

Ученик:

- Я думаю, что всё зависит от  коммуникативной ситуации, которую себе каждый представил: если  нужно было сказать о том, что все 3 девочки сдали экзамен, то  при чтении  предложения была использована  интонацию перечисления,  а если сообщить Маше о том, что Катя и Ирина сдали экзамен, то  звательная интонация при обращении «Маша».

Учитель:

- Вы абсолютно правы.

Учитель:

-Произведите синтаксический разбор данных предложений.

(Учащиеся делают синтаксический разбор данных предложений).

Учитель:

-В чём сходство между предложениями?

Ученик 1:

-Сходство заключается в том, что оба предложения являются  невосклицательными, повествовательными, простыми, распространёнными, осложнёнными.

Ученик 2:

-Эти предложения сходны ещё и тем, что в них одинаково расставлены  знаки препинания.

Ученик 3:

 -Сказуемое и все второстепенные члены абсолютно одинаковые.

Ученик 4:

-Слово «Маша» в двух предложениях стоит в именительном падеже.

Учитель:

-А в чём же различие?

Ученик 1:

-Различие заключается в интонации, с которой произносятся предложения. В предложении с обращением появляется звательная интонация.

Ученик 2:

-Несмотря на то, что предложения осложнённые, одно из них осложнено только однородными членами, а другое ещё и обращением.

Ученик 3:

-В одном предложении 3 однородных подлежащих (Маша, Катя, Ирина), а в предложении с обращением только два (Катя и Ирина), а слово «Маша» является обращением и членом предложения не является.

Учитель:

-Ребята, а одинаково ли в предложениях расставлены знаки препинания?

Ученик:

-Полностью, скорей всего, нет,  потому  что эти знаки препинания  отражают разные пунктуационные правила: в одном предложении – при однородных членах, в другом – при обращении.

Личностные УУД: 

- самоопределение

Личностные УУД:

- смыслообразование

Регулятивные УУД:

- выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения

Познавательные УУД:

- логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков.

Формулировка темы и цели урока.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого будет сформулированы тема и цели урока.

Составление

алгоритма нахождения обращения.

- Какова будет тема нашего сегодняшнего урока и можете её сформулировать?

Ученики:

- Тема урока – «Обращение».

Учитель:

-Верно. Но ведь вам многое уже известно об обращении. Давайте подытожим то, что уже прозвучало при обсуждении задания и то, что вам ещё известно об обращении.

Задание. Поставьте плюс напротив утверждения, которое вам известно в колонке с «ДО». Время на выполнение – 2 минуты.

Личностные УУД:

- выдвижение гипотез, их доказательство

Регулятивные УУД:

- целеполагание

- планирование

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные:

Перерабатывать и преобразовывать информацию (из ответов в алгоритм), составлять алгоритм и действовать по нему.

Регулятивные:

Выдвигать версии. Определять проблему в учебной деятельности. Искать пути решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свою точку зрения, отстаивать её,  уважать мнение другого.

Учитель:

-Так если вам так много известно об обращении, то какова же цель нашего урока? Попробуйте сформулировать цели с помощью слов:

Повторить…

Узнать…

Научиться…

Ученики: Цели урока.

Учитель: 

- повторить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём;

- провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      

- расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры.

-Безусловно. Но немецкий педагог XIX века А.Дистервег говорил: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

-Не только расширить знания об обращении, но и научиться применять их в различных жизненных ситуациях.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия. 

Задания  исследовательского характера.

1. Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

            2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

5. Любимый город может спать спокойно.

6.  Прямее веди нас дорога.

7.  Чего тебе надобно, старче?

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг  двухлетнее молчанье!

Проверка выполнения задания по эталону.

  1. Я вернусь к тебе, Россия.
  2. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
  3. Чего тебе надобно, старче?
  4. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.
  5. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

Проверка выполнения задания по эталону.

2.Спишите  предложения, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).

Учитель:

-По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам?

Ученик:

-По назначению обращений. В одну группу я выписал предложения, где обращение выражено одушевлённым существительным, а в другую – неодушевлённым.

-Учитель:

-Какую новую информацию об обращении вы получили?

3.Спишите  предложения, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).

Учитель:

-По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам?

Ученик:

- В одну группу я выписал предложения, где обращение –распространённое, а в другую –нераспространённое.

Учитель:

-А чем обычно могут быть распространены обращения?

Ученик:

-Определением или приложением.

-Учитель:

- Какую новую информацию об обращении вы получили?

- В каком падеже употреблено обращение в примерах? А в предложении:  «Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж.  А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…

Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно, потому что с его формами мы встречаемся ежедневно. При обращении: Вань, Саш, Наташ, Тань, Марин, Коль. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.

-Учитель:

-Какую новую информацию об обращении вы получили?

4. Работа с материалом учебника, стр.166-170, параграф 55-57.

 - Изучите материал учебника и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали об обращении?»

Физминутка «4 стихии».

Личностные УУД:

-смыслообразование

Регулятивные УУД:

- контроль

- коррекция

- оценка

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

- управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить свое умение применять изученную теорию;

- развивать умение самостоятельной проверки по эталону 

Работа с таблицей «ДО и ПОСЛЕ».

-Поставьте плюсы в колонку «ПОСЛЕ». Осталось ли для вас что-то непонятным, неизвестным?

1. Найдите обращения. Над обращением поставьте букву «О». Поставьте пропущенные знаки препинания. (один ученик работает у доски).

1. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин).Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).

 Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

•  20-18 - «5»

•  17-15 - «4»

•  14-10 - «3»

•  Менее «10» - изучи еще раз внимательно параграфы 55-57.

Личностные УУД:

- самоопределение

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция

- оценка

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Цель:

- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

- Где вы сможете применить материал сегодняшнего урока? (в речевом этикете).

Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. 

- Назовите этикетные обращения.

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

Прощай, ваше благородие! (А. Пушкин)  

— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор.

- Мамаша, гляди, пакет унесут.

Проблемная ситуация.

- Как бы вы обратились к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к бассейну в городе Болгар?

Русские стандарты вежливого обращения сегодня (сообщение)

    Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).

  Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

    Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

- Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

   Вывод: Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

– контроль, коррекция

Рефлексия деятельности

Цель:

- оценить результаты собственной деятельности

- повторить способ нового знания

- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

- Чему был посвящен наш урок? Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь?

- Какие затруднения вы испытали?

- Что помогло вам их преодолеть? Помог ли вам в работе совет мудреца?

- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

– Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание , которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

Кто знает, что такое обращение, знает, что обращение на письме выделяется знаками препинания, но не всегда могу увидеть обращение в тексте и правильно выделить знаками препинания,  скажет себе: «У тебя обязательно всё получится!» и выполнит упражнение 348, выучит параграфы 55-57. 

Кто научился находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, может объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!» и выполнит исследовательскую работу: проведите наблюдение за речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи? Запишите.

Кто научился находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, но у него остался вопрос по теме урока, скажет себе: «Ты хорошо работал!» и выучит параграфы 55-57, выполнит упражнение 358.

Спасибо за урок!

 

Личностные УУД:

- смыслообразование

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- коррекция

- оценка

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

- доказательство

[ …, О].

[О, … ].

[ …, О].

 

[ …, О, … ].

[ …, О].


ДО

ПОСЛЕ

Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

Не является членом предложения.

Имеет форму именительного падежа существительного.

Обращение помогает вступить в разговор, выразить согласие, установить контакт при общении, выразить эмоции, отношение к окружающему миру.

В древнерусском языке обращения выражались с помощью звательного падежа.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).

Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Графически обращение обозначается буквой О.

Междометие О от обращения запятой не отделяется.

ДО

ПОСЛЕ

Обращение называет того, к кому обращаются с речью.

Не является членом предложения.

Имеет форму именительного падежа существительного.

Обращение помогает вступить в разговор, выразить согласие, установить контакт при общении, выразить эмоции, отношение к окружающему миру.

В древнерусском языке обращения выражались с помощью звательного падежа.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки).

Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Графически обращение обозначается буквой О.

Междометие О от обращения запятой не отделяется.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...