Обобщающие слова при однородных членах
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Презентация содержит  обобщающий материал по теме. позволяет составить алгоритм действий для учеников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

Слайд 2

Цели: научить находить обобщающие слова при однородных членах , определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Слайд 3

Задание: дописать части союзов . Привести примеры. не только ________________ ________________ так и не так __________________ ___________________ сколько настолько_______________ хотя и_________________ если не________________

Слайд 4

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните ОЧП, выделите союзы. 1. Калиныча более трогали описания природы гор водопадов необыкновенных зданий больших городов. 2. Человек не за красивое хорош а за хорошее красив. 3. На дорогу людей медведь не выходил ни сегодня ни вчера ни много раньше. 4. Ни на озере ни на горах ни на небе ни одной цельной линии ни одного цельного цвета ни одного одинакового момента. 5. Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

Слайд 5

Графический диктант(составить схемы) 1. Река была неглубокая но широкая. 2. Дождь перестал так же неожиданно как и начался. 3. Работе мешала не столько непогода сколько неорганизованность. 4. Погиб и кормчий и пловец. 5. Тропа то поднимала нас высоко в скалистые горы то опускала вниз к бурлящему потоку. 6. Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. 7. Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом. 8. Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей. 9. Рожь густая рослая темнеет и волнуется. 10. Деревья кусты и трава на земле покрылись каплями росы.

Слайд 6

Обобщающие слова при ОЧП Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель. Стоят в той же форме, что и ОЧП. Являются тем же членом предложения, что и ОЧП. ·Имеют обобщенный смысл. Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др. В схемах обозначаются .

Слайд 7

Беседа по теме – Где может находиться обобщающее слово по отношению к ОЧП? – Какими знаками препинания отделяется обобщающее слово, если оно стоит перед ОЧП? – А если после? – Как пунктуационно оформлять предложение, если обобщающее слово стоит перед ОЧП, но после ОЧП предложение продолжается? – Бывает ли обобщающее слово и перед, и после ОЧП? Как его правильно пунктуационно оформить? – Как быть, если между ОЧП и обобщающим словом есть другие слова? – На какие вопросы вы не смогли дать ответы?

Слайд 8

Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них

Слайд 9

1. Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной. 2. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо. 3. Лоси и медведи волки и лисы многие другие звери водятся в наших лесах. 4. Ни дерево ни вода ничто не шелохнется. 5. Он слышал все в этот час всякий шорох утра каждый запах веявший с поля треск сучка шелест земли размываемой колесом посвист птичьего крыла над самым ухом. 6. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. 7. На песках все свое особенное и травы и кустарники и птицы и насекомые. 8. Куда ни глянешь всюду кругом мох и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев. 9. И утесы и море и горы и берег – все это приняло одну общую не то черную не то серую окраску. 10. Футбол хоккей этими видами спорта увлекается большинство школьников. 11. Лиственные деревья осины ольха березки еще голы. 12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери бурые медведи лоси олени косули маралы росомахи.

Слайд 10

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной. 2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо. 3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах. 4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется. 5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом. 6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. 7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые. 8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев. 9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску. 10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников. 11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы. 12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.

Слайд 11

Домашнее задание: § 44, упр. 272. Словарь: контраст, пленительный. обаяние, обоняние. Творческое задание.



Предварительный просмотр:

8 КЛАСС        

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ      

Цели: научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Целеполагание.

Прочитайте тему урока. Назовите новый термин. Как вы думаете, что он обозначает? Это более широкое понятие, чем ОЧП, или нет? Выделяется ли он как-то пунктуационно: так же, как и однородные члены предложения, или по-иному? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

II. Задание: дописать части союзов.

  • не только ________________
  • ________________ так и
  • не так __________________
  • ___________________ сколько
  • настолько_______________
  • хотя и_________________
  • если не________________

Перед второй частью двойного союза: как … так и; не так … как; не только … но и; не столько … сколько; настолько … насколько; хотя и … но; если не … то

III. Устная разминка по правилам: ОЧП, запятая при ОЧП, сочинительные союзы.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните ОЧП, выделите союзы.

1. Калиныча более трогали описания природы гор водопадов необыкновенных зданий больших городов.

2. Человек не за красивое хорош  а за хорошее красив.

3. На дорогу людей медведь не выходил ни сегодня ни вчера ни много раньше.

4. Ни на озере ни на горах ни на небе ни одной цельной линии ни одного цельного цвета ни одного одинакового момента.

5. Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

IV. Графический  диктант.

Задание: во время чтения учителем предложений ученики должны записывать их схемы.

1. Река была неглубокая, но широкая.

2. Дождь перестал так же неожиданно, как и начался.

3. Работе мешала не столько непогода, сколько неорганизованность.

4. Погиб и кормчий, и пловец.

5. Тропа то поднимала нас высоко в скалистые горы, то опускала вниз к бурлящему потоку.

6. Виднелись или необработанные песчаные равнины, или далекие горы.

7. Небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

8. Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.

9. Рожь густая, рослая, темнеет и волнуется.

10. Деревья, кусты и трава на земле покрылись каплями росы.

V. Работа с таблицей.

Обобщающие слова при ОЧП

 Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.

 Стоят в той же форме, что и ОЧП.

 Являются тем же членом предложения, что и ОЧП.

 Имеют обобщенный смысл.

 Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

 В схемах обозначаются . 

VI. Практическая работа.

Устная работа по упражнению 267.

Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом § 44 (с. 125).

Где может находиться обобщающее слово по отношению к ОЧП?

– Какими знаками препинания отделяется обобщающее слово, если оно стоит перед ОЧП?

– А если после?

– Как пунктуационно оформлять предложение, если обобщающее слово стоит перед ОЧП, но после ОЧП предложение продолжается?

– Бывает ли обобщающее слово и перед, и после ОЧП? Как его правильно пунктуационно оформить?

Как быть, если между ОЧП и обобщающим словом есть другие слова?

– На какие вопросы вы не смогли дать ответы? Нам поможет электронная таблица (переписать в справочник).

Обобщающие слова при ОЧП и пунктуация при них

 VII. Цифровой диктант.

Задание: записать номера предложений, в которых обобщающее слово стоит перед ОЧП (I вариант); обобщающее слово стоит после ОЧП (II вариант); обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается (III вариант).

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.

2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо.  

3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах.

4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.

5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом.

6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.

8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.

10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.

11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы.

12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.

Ключ: I вариант – 5, 7, 8, 12; II вариант – 1, 4, 6, 9, 10; III вариант – 2, 11.

VIII. Фронтальная работа по упражнению 270-271 (комментированное письмо).

Домашнее задание: § 44, упр. 272.

Словарь: контраст, пленительный. обаяние, обоняние.

 Творческое задание.

1. Перестройте предложение: однородные члены соедините союзами, указывающими на чередование признаков моря. Запишите его.

Море бывает ласковое, сердитое, вкрадчивое, разгневанное.

2. Запишите предложения, заменив в них соединительный союз и двойным сопоставительным союзом.

Сказки любят и дети, и взрослые. В этом году я собираюсь поехать в деревню летом или осенью.

3. Запишите предложение, соединив однородные члены попарно. В перестроенном предложении однородные члены соедините двойным сопоставительным союзом. Запишите это предложение.

В саду росли яблони, груши, вишни, сливы.

4. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.

Осина, ольха, березки еще голы.

5. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.

В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.

6. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.

В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.

7. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.

Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка – воздействуют на насекомых своими летучими веществами – фитонцидами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. тест

данная презентация содержит 2 теста по теме: "Однородные члены предложения" и "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...

Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.

Урок. Русский языкКласс: 5 ВТема: Обобщающее слово при однородных членах. Знаки препинания при обобщающем слове.Тип урока: урок открытия новых знаний.Планируемые образовательные результаты.Предметные:...