Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Перегудова Вера Павловна

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

по теме  «Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Тип урока: Обобщающее повторение

Форма урока: Урок- экспедиция в  «Город, где живут морфемы»

.

Цели урока: сформировать универсальные учебные действия:

  • Предметные: знание понятий раздела,  умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова, умение применять изученные орфографические правила.
  • Коммуникативные: соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
  • Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
  • Личностные: формирование способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке на основе наблюдения за собственной речью, стремление к речевому самосовершенствованию.
  • Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, словообразовательный разбор, орфографические задачи, работа на осмысление текста, составление словосочетаний с учётом значения слова или его частей, конструирование предложений, поиск информации, систематизация, рефлексия.
  • Оборудование урока: листы самооценки,  раздаточный материал с заданиями (приложение 1),компьютер, медиапроектор, презентация, справочная литература, учебник.

        

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

    I

Организационный момент. Мотивация к успешной работе.

1 мин.

Проверка готовности обучающихся

 

Настрой на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? «Видеть вас мы очень рады!»

Посмотрели вправо, влево,

Улыбнулись – и за дело.

 Положили лист удачи,

Чтоб оценивать задачи,

А задачи непростые,

Все они языковые.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Построение речевого высказывания(П)

II

Проверка домашнего задания

        III

       

Целеполагание

             

Лингвистическая справка

Формулировка цели урока.

Объяснение условий игры

Сведения о слове «экспедиция»

Работа с презентацией к уроку.Слайд№2

Задача №1-вспомнить,что было задано на дом. Сначала вспомним, какую большую тему мы закончили с вами  изучать?

 А это значит, что сегодня мы займёмся чем?

Какое ещё задание получил каждый ряд?    

Давайте подумаем, а  почему это мы такое большое внимание уделяем  этому слову? Мне кажется, что вы догадываетесь.

 Сегодня мы отправляемся в экспедицию в один очень необычный город.

Какой? Не торопитесь отвечать.

Посмотрите на карту. В какой стране находится этот город? Как мы можем назвать нашу экспедицию?

В ваших Листах удачи(здесь вы будете значками  +  и  -  оценивать свои успехи) – маршрут нашей экспедиции.  

 Угадайте, что нам понадобится  взять с собой, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно?(знания).

Как обычно, мы разделились на три экспедиционные  группы, выбрали капитанов и названия команд , приготовили наградные знаки- вот такие листочки определённого цвета для каждой команды.

 Не забываем этические номы поведения, т.к. экспедиция – дело серьёзное.

Анализируют вопрос и отвечают на него: 1)Повторить по учебнику раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2)Составить лингвистическую справку слова «экспедиция»

Формулируют ответы.

 Дают лингвистическую справку  слову «экспедиция»

Ответ  1группы:

Этимологическая справка.

Ответ 2 группы:

Лексическое значение слова

Ответ 3 группы:

Производные слова  от слова «экспедиция»

Дают предположительный ответ

Лингвиния

Лингвистическая

Определение цели урока(Р)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Принимают и сохраняют учебные задачи(Р)

Осуществляют логические действия.

Формулируют ответ(Р)

IV.

Актуализация и рефлексия знаний

Игровые этапы:

1 Создание символа урока по графическим символам

Работа с презентацией , слайд №3

Конкурс капитанов

Наш корабль приплыл сюда.

Что за чудо- терема?

Что за город?

Мы узнаем, знак вопроса нажимаем.

 Прежде, чем войти в сей град, мы посадим чудо-сад.

Эту работу должны выполнить ваши капитаны. Приглашаем их к доске. Правда, им предстоит посадить не сад, а только дерево. Зато какое необычное. Они должны закончить мою фразу, пользуясь графической подсказкой. И при помощи этого значка  создать часть дерева.

Что за дерево пред нами ?

Славится оно ….. (корнями).

У него крепка……( основа),

Сучья, ветки – части слова,

 А какие – угадай,

 Поскорее называй…..(приставки,  суффиксы)

Это дерево будет символом нашей экспедиции.

(награждение)

Какой части слова нет на нашем дереве?

Ваши наградные листочки будут символизировать окончания и украсят наше дерево.

.

У доски работают капитаны, в случае затруднения,  команды помогают им.

Развёрнутые определения морфем.

Украшают дерево полученными листочками

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Самоопределение (Л)

Формулирование ответа в устной форме (Р)

2

Побережье  Загадок.

Словообразовательный и морфемный разбор, нахождение чередующихся  гласных в тексте

 Работа с текстом загадок(карточки) в группах, обсуждение.

Презентация , слайд№4,5,6.

Солнышко пригрело – вышел из-под снега

Синенький цветочек, он синее неба.  

Голубой  звонок висит, прикоснёшься – не звенит.

Разгорелся тот цветок, словно зорюшкин платок, мы цветочек этот знаем и кипреем  величаем.(каково второе название этого цветка?)

 

Наблюдение и контроль за ходом выполнения заданий, объяснение задания.

Каждая команда получила задание:

1.Отгадать загадку,

2.Определить способ образования слова – отгадки.

3.Найти в тексте загадки слова на изученные в разделе «Морфемика» правила, объяснить их правописание.

Как называется это явление в русском языке?

Нам понадобятся эти знания  на улице Чередований, куда  мы  с вами сейчас отправляемся.

Награждение.

Читают ,анализируют, производят разборы, вспоминают и применяют правило правописания чередующихся гласных в корне слова.

Чередование звуков и букв

Украшают дерево полученными листочками

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Самооценивание(л)

Приобщаются к прекрасному(Л)

Физкультминутка.

3.Улица Чередований.

А)

Работа с текстом (группа).Вставляют орфограммы, выделяют омонимичные  корни,Готовят развёрнутый ответ

 

Б)

В музее подводного царства.

Работа с интерактивным тренажёром

Работа в парах и группах, на партах лежат тексты стихотворения.

За горой горит закат, Разгорелся – сам не рад.

Жарко смотрит взглядом зорким , не даёт покоя зорьке.

Зорька, к солнцу прикоснись рыжею косою и полей его скорей росною слезою.

Вставить чередующиеся гласные в корне слов.

Выполняют упражнение для глаз под звуковое  сопровождение  тренажёра

-  Понравилось ли вам это стихотворение ?

1)Выписать слова с одинаково звучащими  корнями.

 Являются ли они однокоренными? Объяснить.

Как называются такие корни?

2)Объяснить правописание приставок в данном предложении

3)дать характеристику данному предложению по цели высказывания.

Готовит тренажёр

Хорошо поработали, и в награду за это благодарные чередующиеся звуки пригласили нас в некое очень интересное место, которым они  гордятся. Посмотрите, как оно называется.  МПЦ. Ответим чуть позже, а пока войдём в здание.

Учитель координирует работу на тренажёре


Награждение.

Наблюдение за работой учащихся.

Награждение.

Представим, что мы на берегу моря, слушаем плеск морских волн, крики чаек, следим за их полётом…

Читают вслух по цепочке

Отвечают на вопросы, работают в группе,

Готовят развёрнутое сообщение.

Индивидуальная работа по  принципу «цепочки»

Украшают дерево

Выполняют упражнение.

Самоопределение (Л)

Объяснение понятия(П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Участвуют в обсуждении, совместно выполняют учебные задачи(К)

Определяют последовательность действий(Р)

Анализируют языковую ситуацию, применяют приобретённые знания(П)

Самооценивание(Л)

Физ минутка, гимнастика для глаз.

Выполняют упражнения

Представим на минутку, что мы на морском побережье, закроем глаза, послушаем плеск морской волны, крики чаек, понаблюдаем за их полётом

Выполняют упражнение


  4.

Переулок Сложностей

Слуховой диктант или Словесный переполох

1.Род сложносокращённых слов

2. Выбор соединительных гласных.

1.Варит кашу - ……,

У него особый дар.

2.Сад разводит …..,

Много у него хлопот.

3.Поддержать тепло и жар

Нам поможет ……

Какой вопрос на улице чередований у нас остался без ответа?

 Как называются подобные слова в русском языке?

Именно с этой задачей мы переходим в следующий этап нашего маршрута. Как  он называется?

 

Попытаемся понять, знания какого раздела морфемики пригодятся здесь.

 Определим род этого слова

Как и все люди, обитатели этого города заняты в различных сферах деятельности .  С некоторыми из них мы встретимся, и, я думаю, вы легко угадаете их профессию. Ваша задача – подсказать словечко,  найти третье лишнее, объяснить орфограмму.

Награждение

Отвечают на вопросы

(Что такое МПЦ)

(Сложносокращённые или аббревиатуры)

Переулок Сложностей

Вспоминают и применяют алгоритм действий при определении рода сложносокращённых слов

Дополняют слова,записывают в ряд, находят  лишнее слово в ряду, объясняют  выбор  интерфиксов О-Е:

кашЕвар, садОвод, кочегар.

Украшают дерево, отмечают Лист удачи

Извлечение необходимой информации (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Формулируют ответ.

Работают с учебником(П)

Осуществляют поиск средств решения учебной задачи(П)

Самоопределение , самооценка(Л)

Формулируют ответы(К)

 Включают логические суждения(П).

Применяют правила (П)

5.

Бульвар Сестричек.

«Круговая проверка»

1.Работа с карточками

А) Пр..сесть, пр..винтить, пр..открыть

Б)Пр..скромный, пр..скучный, пр..ступный

В)Пр..ветливый, пр..речный,пр..морский

Куда же мы отправимся дальше?

Каждый из вас получил карточку с заданием, выполняете индивидуально, в случае затруднения можете обратиться к учебнику, потихоньку проконсультироваться с товарищами. Далее работу одного из участников команды отдаёте капитану соседней команды на проверку (по кругу:1-2-3-1)

.

Ответ с помощью маршрутного листа

Выполняют орфографическую задачу, ,ищут решение, обсуждают, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку.

Поиск необходимой информации, отбор нужного материала(П)

 Осуществляют контроль и оценку (К,Л)

Минутка для шутки

Задание на логику и внимание

6.

 Творческий проспект

Карточки- пазлы.

2. составляют словосочетания с данными парами слов на различение ПРЕ и ПРИ

Собрать пазлы в слова, составить с ними предложние

Ква-ква-ква- какая песня!

Что быть может интересней,

Что быть может веселей?

 А поёт  нам ……..(лягушка)

(Белым снегом всё одето,

Значит наступает  …..(зима)

Награждение

Творческий проспект, здесь живут творческие люди, а у них  часто бывает  творческий беспорядок. Давайте поможем им исправить это положение: соберём разбросанные части слова и составим предложение.

Должно получиться предложение, имеющее непосредственное отношение к нашему уроку.

Какого пазла не хватает?

Почему он здесь необходим?

Награждение .

Пока капитаны оценивают работы, все отгадывают.

Оценивание в листах удачи

Работают в группах

(Морфемика – интересная наука)

Пазла со значком  тире.

 Формулируют правила.

Лист удачи заполняют

Осуществляют поиск средств  решения учебной задачи.(П)

Анализ и отбор информации(П)

     

   V.

Рефлексия.

7. Бухта Размышлений

Вот и пришло время подвести итоги нашей экспедиции.

-Трудно вам было?

- Что помогло нам в наших исследованиях?

-Понравилась ли вам экспедиция и хочется ли кому- нибудь рассказать о ней?

Посмотрим на наше дерево: Какое оно красивое!

 На Листках удачи нарисуем Смайлики.

Самооценка(Л)

Смыслоопределение (Л)

VI.

Домашнее задание

П.П 31-43. Рабочая тетрадь на печатной основе: Упр.38(Высокий уровень),

Упр.43(Средний уровень)

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "

Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....

урок -практикум русского языка в 8 классе "обобщение изученного по теме "Обстоятельство"

  На уроке закрепляется и обобщается материал по теме "Обстоятельство". В ходе урока разнообразные задания сменяют друг друга, помогая учащимся вырабатывать навыки использования обстоятель...

Урок по математике в 5 классе -"Урок-обобщение"

Урок по математике в 5 классе -"Урок-обобщение"...

Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...