Готовимся к ОГЭ Русский язык. 9 класс Алгоритм выполнения задания 13 (СПП с несколькими придаточными)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Лариса Юрьевна Красильникова

Данную презентацию можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс (на уроке, практикуме, элективном курсе, консультации)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 13 ОГЭ Русский язык 9 класс

Слайд 2

Грамматическая разминка Выполним несколько тестовых заданий, алгоритм выполнения которых нам уже известен

Слайд 3

1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

Слайд 4

1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка. Прихрамывая

Слайд 5

2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль)

Слайд 6

2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль) Рябиновые кисти

Слайд 7

3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены.

Слайд 8

3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены. Сердца были утомлены

Слайд 9

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове . Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

Слайд 10

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове . Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. 3, 4

Слайд 11

5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.

Слайд 12

5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны. 4

Слайд 13

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)

Слайд 14

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер) 1

Слайд 15

ОГЭ Русский язык. 9 класс Задание 13

Слайд 16

Задание 13. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

Слайд 17

Вспомним теорию! В C ПП может быть несколько придаточных частей. Такие СПП называются многочленными . Соподчинение Однородное подчинение Неоднородное подчинение Последовательное подчинение

Слайд 18

Однородное соподчинение При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). [ Она знала ] , ( что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ) , ( что чувствуют они себя связанно ) . [ – = ] , (что – = ) , (что = – ) .

Слайд 19

Запомни! Если придаточные связаны союзом И , то запятая между ними не ставится: [ Она знала ] , ( что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ) и ( что чувствуют они себя связанно ) . [ – = ] , (что – = ) и (что = – ) .

Слайд 20

Запомни! Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ, но вопрос при этом один и тот же : [ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ] , ( что такое добро ) и ( почему добрый человек внутренне красив ) .

Слайд 21

Неоднородное (параллельное) подчинение При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на разные вопросы Когда мы встали, то нельзя было понять, который час. (Когда – = ), [то = ], (который – ).

Слайд 22

Последовательное подчинение При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. [ = – ], (которые = ), (когда – =).

Слайд 23

Запомни! Придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], ( = – ), ( = – ). Но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =).

Слайд 24

Алгоритм выполнения задания Внимательно прочитай задание. Найди грамматические основы во всех предложениях, которые предлагаются в задании. (ОГЭ – Задание 8) Исключаем простые предложения (одна грамматическая основа); Исключаем СПП с одним придаточным, потому что ИСКОМОЕ предложение будет состоять как минимум из трех частей! Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ – задание 11, ОГЭ – Задание 12) ).

Слайд 25

6. Выделяем все средства связи (союзы и союзные слова), не забывая о составных или употребленных рядом союзах. 7. Устанавливаем смысловые связи между частями: для этого сначала находим главную, затем задаем от нее вопросы к придаточным.

Слайд 26

Вспоминаем теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. 9. Обращаем внимание! Существуют предложения с комбинированные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно. 10. Записываем правильный ответ!!!

Слайд 27

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

Слайд 28

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

Слайд 29

Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.

Слайд 30

Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.

Слайд 31

Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.

Слайд 32

Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение . (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.

Слайд 33

Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: –– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..

Слайд 34

Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: –– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания С"

Программа элективного курса создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерально...

Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку

Материал в накопительную папку учащихся....

Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку

Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку...

Алгоритм выполнения заданий ОГЭ по русскому языку

В метадоческой разработке даны рекомендации по выполнению заданий 3-14 тестовой части ОГЭ по русскому языку (теория+примеры)...

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...