Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Мусина Зухря Фатиховна

Цели:

·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предложения;

·       развивать связную речь, орфографические и пунктуационные навыки;

·       воспитывать доброту, милосердие, сочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnoe_predlozhenie_obobshchenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«С доброты человек начинается».

(обобщение изученного о сложном предложении).

Цели:

  • повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предложения;
  • развивать связную речь, орфографические и пунктуационные навыки;
  • воспитывать доброту, милосердие, сочувствие.

Оборудование: карточки с заданиями, лист для гимнастики для глаз.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

На доброе слово

 Не надо скупиться.

Сказать  это слово –

Что дать напиться.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. Пусть хорошее настроение будет с вами  весь урок.

  1. Актуализация изученного материала.

Эпиграф:

Маленький человек должен быть добрым ко всему живому.

                                                                    В. Сухомлинский

Тема и цели урока.

Посмотрите на доску. Назовите тему урока. Сегодня при повторении раздела «Сложное предложение» я хотела бы затронуть тему, о которой мы так мало говорим, но говорить о которой так важно и нужно.

Работа с эпиграфом к уроку.

Какой смысл заключает в себе слово «доброта»? (отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).

Назовите синонимы к слову «доброта». (Добродушие, добросердечность, отзывчивость, сострадание, милосердие, бескорыстие, человечность, любовь, сочувствие, понимание, душевная щедрость).Выразительное  чтение эпиграфа.

Назовите главные члены предложения. Охарактеризуйте предложение. Продолжите предложение (…и тогда к нему будут хорошо относиться люди»). Как называют такие предложения?

Используя опорный конспект, расскажите о сложном предложении, его видах.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Выразительное чтение стихотворения.

Не бойся доброты, не бойся,

Не избегай ее в борьбе:

Ведь доброта – не слабость вовсе,

А лишь уверенность в себе.

Будь добрым, где бы ни носило

Тебя призвание твое:

Ведь доброта – избыток силы,

А не отсутствие ее.

Как вы думаете: к кому в первую очередь обращается автор этих строк? И почему?

Сформулируйте главную мысль стихотворения (Доброта – большая сила, и надо быть добрым всегда и везде.)

Объясните постановку двоеточия.

  1. Разминка «Третье лишнее».

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Назовите «третье лишнее» предложение, мотивируя свой выбор.

Вариант 1

Добро, правду всюду надо любить, всюду надо им радоваться.

Наверное, добрый человек так устроен: он отвечает добром на добро.

Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

Вариант 2

Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность.

Хочешь людям добра – сей в их сердцах любовь.

Обобщение знаний о постановке знаков препинания в БСП.

  1. Задание «Запятые, не теряйтесь!»

Расставьте знаки препинания.

Мы не должны ждать добрых дел, мы должны сами их делать.

 Человек так устроен, что отвечает добром на добро.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью.

Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.

Определите вид предложений, составьте схемы.

  1. Физкульминутка(зарядка для глаз).
  2. «Конструктор».

Допишите предложения, сделав их сложными. Определите их виды, расставьте знаки препинания.

Держится мир на доброте…

Если хочешь изменить мир к лучшему…

Из всей человеческой жизни можно извлечь одну мудрость…

  1. Самостоятельная работа.

О доброте

…Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем: ты –мне, я - тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем…

Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.

Сформулируйте основную мысль текста.

1 ур.Составьте схемы 3-4 предложений.

2 ур. Выскажите свое отношение к мнению автора о доброте в одном –двух сложных предложениях.

  1. Обобщение изученного.

Конспект.

  1. Домашнее задание.

Мини-сочинение на тему «Самый светлый талант – доброта» или составить 5 сложных предложений о доброте.

  1. Выставление отметок.
  2. Заключительное слово.

Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия. В наших силах сделать этот мир лучше. Когда понимаешь, что злым быть нехорошо, это уже можно рассматривать как первый шаг к воспитанию доброты.

Мы – будущее нашей страны. И от нас зависит, каким оно будет. Пусть каждый из нас определит, что он может сделать, чтобы добрее стал мир вокруг нас. Давайте стараться жить так, чтобы сама жизнь наша была олицетворением добра.

  1. Рефлексия.

Давайте подумаем. С каким настроением мы уйдем с урока, как вы понравились себе, понравилась ли вам моя работа. Сделали ли вы на уроке что-то хорошее, или наш разговор о доброте воодушевил вас на хорошие поступки. Выберите то высказывание, которое вам наиболее запомнилось и объясните свой выбор.

Безумное богатство – доброта.

И пусть ее надолго хватит.

Человек настоящий всегда

Щедро добро свое тратит.

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....