Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Селюкова Лариса Николаевна
Цели урока: образовательные: обучение анализу текста публицистического стиля; подготовка к написанию сочинения-рассуждения; развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, авторскуюпозицию; умение создавать систему аргументов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся; воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемамсовременности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства. Тип: урок-практикум. ФОПД: коллективная. Методы: практические. Оборудование: раздаточный материал (исходный текст).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Тема: Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения в 11 классе.

Цели урока:

образовательные: обучение анализу текста публицистического стиля; подготовка к написанию сочинения-рассуждения;

развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, авторскуюпозицию; умение создавать систему аргументов; стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемамсовременности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства.

Тип: урок-практикум.

ФОПД: коллективная.

Методы: практические.

Оборудование: раздаточный материал (исходный текст).

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

-Здравствуйте, ребята!

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Сегодня на уроке я постараюсь указать вам ту пристань, тот путь, по которому вам следует двигаться.

Тему сегодняшнего урока я предложу сама, а вы попробуйте объяснить выбор этой темы и определить цели урока.

Вы знаете, что выполнение задания с развернутым ответом - задания 25- является самым трудным этапом всей экзаменационной работы (высший балл-23). Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать навык написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, а все полученные на нем знания и умения вы сможете успешно использовать на ЕГЭ во время написания сочинения.

3.Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний.

Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля подчинено определенному алгоритму. Вспомним этапы написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Алгоритм написания сочинения - рассуждения

  1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.
  2. Прокомментируйте проблему.
  3. Сформулируйте позицию автора.
  4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы (не менее 2-х аргументов).
  5. Заключение.

Давайте обратимся к формулировке задания 25.

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» и на последующую:«Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста.Если вы правильно поймете текст – это уже путь к успеху. А правильно понять текст – задача непростая (проблема не сформулирована или сформулирована неверно - работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов).

4. Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР».

Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя-публициста Олега Павлова, которыйзатрагивает тему Великой Отечественной войны.

 Ежегодно 9 Мая мы отмечаем годовщину Победы в Великой Отечественной войне, память о которойсвященна. Но в последние годы стали появляться материалы, имеющие своей целью исказить образрусского солдата-победителя. Мне бы хотелось предложить вам посмотреть один сюжет.

- Какие чувства вы сейчас испытали? (Чувство возмущения, обиды, поражены увиденным, недоумеваете, как можно так поступать с памятниками героям, как можно нацистов возводить в ранг героев?)

 Наверное, именно такие же чувства заставили публициста Павлова написать данный текст.

5. Чтение текста.

В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебникамии другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждыйтолщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История Второй Мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя вней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то вафриканской пустыне. Всё время, сколько смотрел военные фильмы и слушал уроки истории в школе,война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — норазодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

     Вторая Мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении ВеликойОтечественной войны именно теперь, в новом времени, смешалось. Наше национальное достоинствооказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

… Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украинебандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество иотвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя навойне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, ноне дожил до того времени, когда СтепанБандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем— национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка,пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто невспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась,что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти,как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуютидти даже на воровство.

Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а злоподобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознаетв себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул наВеликой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, созлом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственныхнравственных уродов.

(О. Павлов)

6. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способовдеятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержитинформацию: 1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении кподнятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймететекст.

Давайте снова обратимся к тексту и выделим ключевые слова.

1 абзац. Какие слова являются ключевыми? «История Второй Мировой войны». Разорван был на кускивесь мир».

2 абзац. «Вторая Мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось. Нашенациональное достоинство оказалось унижено под конец века…»

3 абзац. «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… СтепанБандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти».

4 абзац. «Священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственныхнравственных уродов».

- О чем же этот текст? (горькие размышления автора о том, что священная для нас Великая Отечественная война «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»; значительно принижена роль советского народа в победе).

Формулировка проблемы

Мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. И первый наш шаг – «сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста». Проблема - это вопрос, над которым рассуждает автор, предмет обсуждения.

- Над какимивопросами размышляет автор? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос,поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)

- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее.

1 способ: Современный писатель-публицист О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне.

2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую жеправедность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно этивопросы волнуют известного публициста О.Павлова.

Справка: праведный - проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты исправедливости.

Составление комментария проблемы

Вспомним, что комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему,нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, освещаемых  в СМИ и на телевидении).

- Почему эта проблема привлекла внимание автора? Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что Великая Отечественная война священна для русского народа, и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попыткаунизить наше национальное достоинство).

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни).

- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично.)

Формулировка авторской позиции

- Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Он возмущен тем, что происходит, и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, использует при этом ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами).

- Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград).

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов)

- Согласны ли вы с мнением автора? (Да!)

Аргументация собственного мнения

 Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоитв следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции исформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мненияавтора и вашего мнения.

- Давайте вспомним, какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (из художественной литературы и из жизненного опыта)

В начале урока мы посмотрели видеосюжет. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который выувидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает автор. Какие факты можно привестив доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

Реальные факты:

Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы.

Литва (Каунас): снесен памятник «Танк на пьедестале».

Украина: разрушено более 10 памятниковпартизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г. демонтирован памятник Воину – освободителюна холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножияпамятника. Останки нашего земляка Василия Волкова, погибшего в 1944 году в боях за Таллинн, былиперезахоронены в 2007 году в Кашине, на родине солдата.

Новосибирск: в ноябре 2010 из-за медалей убиты 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и егосупруга.

Москва: в апреле 2010 года в собственной квартире убиты пожилые супруги, ветераны ВеликойОтечественной войны.

Ставрополь: в декабре 2012 года был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его домабыли похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей.

7. Подведение итогов урока.

Закончена работа над прочитанным текстом. Вам останется самостоятельно поработать над заключением и написать сочинение.

8. Рефлексия.

– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

Ребята, этот урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперты, проверяющие ваши сочинения, увидели в вас людей эрудированных, мыслящих, владеющих речью и умеющих вступить в диалог с автором.

9. Домашнее задание:написание сочинения-рассуждения.

Рабочие материалы _____________________________________

                                                                                          (Фамилия, Имя учащегося, класс)

ПРОБЛЕМА

Автор текста предлагает задуматься над проблемой…

В тексте (ФИО автора)  рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

…Именно эти вопросы волнуют (ФИО автора).

КОММЕНТАРИЙ

Тип проблемы:

  • философская,
  • социальная,
  • политическая,
  • нравственная,
  • экологическая,
  • эстетическая.

Проблема (какая?) – актуальная, злободневная, важная, сложная, глубокая, острая и т.д.

Эта проблема  особенно актуальна в наши дни, так как…

Почему эта проблема привлекла внимание автора?

На каком материале автор рассматривает проблему? Для чего он это делает?

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор возмущен тем, что…

Автор старается привлечь внимание читателей к проблеме, используя…

Автор осуждает (кого, что, за что)…

Автор, рассуждая над проблемой, …

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Таким образом, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .

В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации  в сознании подростков таких  нравственных проблем,как взаимоотношение человек...

Программа факультатива "Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения" 10-11 классы

       Цель данного факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочи...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения в 11 классе

На примере урока-практикума по написанию сочинения-рассуждения демонстрируется возможность использования технологии «Мировое кафе»....