Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание текста рассуждение по  лингвистическому высказыванию

Цели: подготовить  обучающихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, способствовать развитию мыслительных навыков обучающихся (умение работать с информацией,   проявлять способность к разумному рефлективному творческому мышлению); повторить структуру текста-рассуждения, отрабатывать умение понимать нужную речь, мысли автора, подвести к  осознанию обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценке результатов деятельности своей и всего класса.  

Задачи:  создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы, совершенствовать умение продуцировать собственное связное высказывание  типа «рассуждение», посвященное лингвистической проблеме,  находить аргументацию в исходном тексте,  развивать умение  анализировать информацию, сортировать ее для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

 Умение выявлять лексические особенности текста; определять тему, основную мысль;  находить аргументы в тексте.

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

 Осознание значимости   личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения.

   Ход урока:

I.Мотивационный этап

1. Слово учителя:    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Каждый урок – это подготовка к сдаче экзамена.   Мы отрабатываем приемы компрессии текста, выполняем тестовые задания, пишем сочинение-рассуждение.  Вот и   сегодня мы с вами займемся   работой, которая требует умения определять смысловую нагрузку текста, исследовать его лексические и грамматические явления и не только это.

  • О чем пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.

2. Обучающиеся предлагают формулировки темы, учитель корректирует ее.

3. Молодцы! Вы правильно заметили, что речь пойдет о сочинении-рассуждении по лингвистическому высказыванию. Но мы его будем не писать его, а создавать. Поэтому тема урока звучит так: «Создание текста рассуждение по  лингвистическому высказыванию»  (слайд №1)

 

 4. Дети записывают  дату и тему урока.

 

  • Какую учебную задачу нам предстоит решить, исходя из темы?

3.Обучающиеся определяют учебную задачу: написать сочинение-рассуждение.

  • Что мы должны знать и уметь, чтобы справиться с задачей?

(Примерные ответы:

 знать: композиционные части рассуждения, языковые средства связи частей текста;

уметь: выдвинуть тезис, обосновать его, сделать вывод, подтверждающий тезис, создавать отдельные композиционные части сочинения по прочитанному тексту.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  1. Слово учителя: Итак, вы уже знаете, какие изменения вас ждут на экзамене по русскому языку. Назовем их еще раз: цитаты будут ориентированы на любое явление языка, представленное в тексте, а не разделы грамматики; аргументы не обязательно должны иллюстрировать разные языковые явления, как это было в прошлом году; в части С2 осталось только одно сочинение по лингвистическому высказыванию,  которое отражает лексические или грамматические явления текста и раскрывает его  идейно-нравственное содержание.

  1.    Обратимся к теме урока:  «Создание текста рассуждение по  лингвистическому высказыванию». Направление в работе нам даст высказывание Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (слайд №2 ). Создавая рассуждение, мы будем опираться на текст Анатолия Алексина, на основе которого проведем традиционную словарно-орфоэпическую  работу.

  1.   Словарно-орфоэпическая  работа: (слайд №3)

1) объяснить правописание слов, зачитать в соответствии с постановкой ударения и произношения:

  1. Величал по (имени) отчеству
  2. Кричали воле..болистам
  3. Приседали (на) корточки
  4. Стилем ба (т,тт)ерфляй
  5. Интересный ..ксюморон
  6. Значения с..некдохи
  7. Пример парце(л,лл)яции
  8. Использование э(л,лл)ипсиса
  9. Экспре(с,сс)ивные слова
  10. Компре(с,с)сия текста

2)   При анализе каких языковых явлений можно использовать эти словосочетания?

     (лексических)

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Сочинение-рассуждение по лингвистическому высказыванию, которое мы будем создавать,   непростая работа. Чем она является для вас?    Посмотрим, как вы выразили свое понимание проблемы в синквейне.

Задание

Творческое, трудное

Находить, исследовать, доказывать

Формирование навыков работы с текстом

Рассуждение

  1. А вот как я понимаю эту проблему:  (слайд №4)

Сочинение

Аргументированное, творческое

Развивает, доказывает, учит

Наблюдение над лексическими и грамматическими явлениями

Знание

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

  1. Слово учителя: Продолжим применять свои знания на практике. Откройте  сборники типовых экзаменационных заданий под редакцией И.П.Цыбулько на странице 16.
  2. Прочитайте, пожалуйста, текст Анатолия Алексина.  
  3. Один ученик или ученица читает текст.

 

  • Вы уже хорошо знаете, что такое тема, микротема, основная мысль текста.
  • Определите  смысловую нагрузку   этого отрывка. 

(смысловая нагрузка текста заключается в том, что героиня   могла сделать  все достижимым для родных и близких)

  1. Найдите предложения, в которых говорится, почему Колька гордился своей мамой. (3-4)

Вывод: всем – друг, всем с ней хорошо: такой мамой можно гордиться.

  1. А теперь еще раз обратимся к высказыванию писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (слайд  №5)

  1. Объясните  смысл высказывания,   найдите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

( Примерные ответы:           о богатстве, выразительности, точности русской  речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,  

       о взаимосвязи лексики и образности в тексте.)

  1. Выясните, о каких свойствах языка  и языковых явлениях идёт речь в высказывании.   ( лексических.)

  • Обратите внимание, какие лексические явления   наблюдаются в тексте?
  • Что для понимания основной мысли текста дают слова: «величал» из предложения №1, «достижимым» из предложения №19.

(достижимым –  причастие, которое образовалось от глагола достичь, т.е. добиться желаемого самому, что возможно рядом с таким человеком, как Леля.

Величал – от прилагательного великий – автор использует,  чтобы показать значимость героини,  уважительное отношение к ней окружающих.)

  • Проведем лексический эксперимент:
  •  Замените эти слова стилистически нейтральными синонимами. Что-то изменилось?
  • Почему автор использует именно эти слова в тексте?

( они помогают создать образ героини)

  •  Зачитайте предложение №16. Назовите средство речевой выразительности, которое использует автор. Определите его роль   в тексте.

( метафора – не  давала громкого свистка, значит, не была резкой, не повышала голоса).

  • Обобщим сказанное: сделайте вывод о взаимосвязи лексики и образности.

( Именно благодаря лексике создается образ в произведении)

  1. Слово учителя:  Вы уже знаете, что написание сочинения-рассуждения – это непростой процесс.   Опыт прежних работ показал, что вами были допущены ошибки. Я их проанализировала и выявила типичные. Обратите внимание – они у вас на столах. Изучите их, пожалуйста.
  2. Чтобы предупредить ошибки в сочинениях, которые вы создадите,  предлагаю провести поисково-исследовательскую работу по обнаружению ошибок в тексте, который я нашла в Интернете:  (слайд №6)

( Я поддерживаю мнение Федина то, что «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  И привожу примеры о том, что в тексте Алексина есть слова спортивной лексики: гасить, сетка, матчи.

Так же автор использует разговорные слова: покажем, имени-отчеству, воротом.

Следовательно, писатель прав утверждая о точности слова и смысла.)

  • Вам уже знакомы критерии оценивания части С2. Все ли требования. Обозначенные в критериях, соблюдены автором сочинения?
  • Какие ошибки вы видите в этой работе?
  • Корректировка написанного: работа у доски.

Слово учителя: Я надеюсь, что вы постараетесь не допустить подобные ошибки при создании сочинения на сегодняшнем уроке.

 

V. Реализация построенного проекта.

Установочный этап:  определение задания.

  1. Слово учителя:   А мы продолжаем. Работа в группах для вас не нова.  На рабочем столе ваших компьютеров и планшетов находятся задания, задача которых   заключается в выборе смысловых частей сочинения по данным клише, реконструкции недостающей информации, соотнесении ее с заданной и выделении проблемы.

  1.   Прочитайте задание.  

  1. Обучающийся читает задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (слайд  №7  )

 

  1. Что ж, приступим к созданию сочинения. Сформулируйте тезис, отразив в нем  позицию автора высказывания.  Начать сочинение можно,  воспользовавшись приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами К.А.Федина». А можно поступить по-другому.  Откройте папку под названием «Тезис», в ней вы найдете разные варианты тезиса. Выпишите тот, который вам понравится.

  1. Зачитайте эти варианты.

  1.   А теперь выразите свое отношение к авторской позиции. С этой целью откройте папку под названием «Кейс-задача», предложите свой вариант решения  проблемы, обработав материалы кейса.

  1. Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось. 

  1.    Обращаемся к материалами все той же папки. Даны задания, даны клише, ваша задача – привести  аргументы, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления,  связав вступление с основной частью.

  1. Зачитайте.

  • Я напоминаю вам о критериях  оценивания примеров-аргументов.  (слайд №8) Сделайте выводы о наличии в сочинении примеров-аргументов.  

http://3.bp.blogspot.com/-HU2V6_I83NI/UJzB3JhjKmI/AAAAAAAACVQ/wTDcWkYRlbo/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B31.bmp

http://4.bp.blogspot.com/-cFdE36gUcGM/UJzCD1oNXOI/AAAAAAAACVY/gfdhy0RyXSk/s640/%D0%B0%D1%80%D0%B32.bmp

(Примерные ответы:

общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.)

 

  1.   Подведите итог, обобщив сказанное. Проследите, чтобы вывод вашей работы   был логически связан с предыдущим изложением и  не   противоречил по смыслу тезису и аргументам.  
  2. А теперь зачитайте сочинения, которые у вас получились.

  • Обучающиеся поэтапно составляют части сочинения   и проговаривают их, затем зачитывают всю работу.

  • Сохраните, пожалуйста, получившиеся сочинения на компьютерах  с целью корректировки и доработки текстов дома.

VI. Включение в систему знаний и повторение:

1. Слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы   создали  сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию, прибегая к помощи клише, которые были под рукой, вы советовались с членами вашей рабочей группы. Дома вам предстоит самостоятельно,   шаг за шагом   выполнить  подобные  действия, чтобы у каждого   получилось   сочинение-рассуждение по высказыванию Льва Васильевича Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Составьте, пожалуйста, «Дорожную карту», в которой отразите все шаги создания сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию:   (слайд №9)

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

 

Шаг 3. Оформляем вступление

Шаг 4. Пишем основную часть

Шаг 5. Пишем заключение

  • Я думаю, шаги этой карты   подскажут путь, по которому вы поведете свои рассуждения в домашней работе.

 

VII. Рефлексия : 

 1 Слово учителя:  Подводя итог проделанной работе, я предлагаю вам продолжить предложение:

Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…  (слайд №10)

 VIII. Итог.    А сейчас консультанты групп оцените работу их членов.

Домашнее задание:   сочинение-рассуждение по высказыванию Льва Васильевича Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Этапы урока:

  1. Обучающиеся предлагают формулировки темы, учитель корректирует ее.
  2. Словарно-орфоэпическая  работа
  3. Проверка д/з: синквейн.
  4. Чтение текста Анатолия Алексина
  5. Лексический анализ,  лексический эксперимент
  6. Поисково-исследовательская  работа
  7. Создание сочинения.
  8. Сформулируйте тезис
  9. Выразите отношение к авторской позиции
  10. Приведите  аргументы
  11. Сделайте вывод
  12. Зачитать сочинения
  13. Домашнее задание
  14. Составить «Дорожную карту»
  15. Продолжить предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...

4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...