Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Булыгина Яна Владимировна

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)

Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_a_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»

Технологическая карта урока русского языка по теме

«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)

 6 класс

                          («Русский язык. 6 класс» (авторы:  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. - М.: Просвещение, 2015. )

   Составитель: Булыгина Яна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

  Урок 62                                                                                                                                                                                                                            Дата 22.11.16                                                                                                                                                                                                                                                                              

Тема урока:  Соединительные о и е в сложных словах.  $ 41 стр.119-120

Цели урока:

- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;

-формирование представлений о стилях речи, теме, основной мысли текста;

- создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности текста;

- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

-формирование понимания  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные УУД:

-развитие умений искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

- развивать умение использовать  правило выбора соединительных гласных,  уметь применять его при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение переводить конфликтную ситуацию в логический план разрешения конфликта

Регулятивные УУД:

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Предметные УУД

- формирование интереса к новому учебному материалу ;

- формирование умения видеть основную идею исходного текста.

Тип урока: урок развивающего контроля знаний.

Основные понятия: стиль речи, речевая ситуация, цель общения, средства общения.

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

- Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами.

-Вспомнтите, что такое притча? ( Притча-это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. В отличие от басни, не содержит мораль. Каждый должен извлечь из неё сам)

Учитель читает притчу

                      Потому что я-человек.

  Вечерело. По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребёнок.Посреди дороги лежал камень.

  1. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.
  2. Через некоторое время  отец с сыном снова шли по той же дороге обратно. До камня было ещё далеко. Отец сказал сыну:
  3. — Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.
  4.  Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
  5. — Дедушка,— спросил мальчик,— вы не видели здесь камня?
  6. — Я убрал его с дороги.
  7. — Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
  8. — Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
  9. — Почему же вы убрали камень?
  10. — Потому что я — человек.

-Какой урок преподал старик семилетнему мальчику?        

Подготовка класса к работе.

Вспоминают определение  притчи.

Слушают притчу, определяют основную мысль, формулируют мараль.

 

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;       умение слушать и понимать речь других

II

Сообщение темы и цели урока

Формулировка целей урока

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

3. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составляют  предложения:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

III

Актуализация субъективного опыта

повторение изученного материала

Орфографическая разминка.

  • Выпишите строчку, в которой пропущена одна и та же буква.

з..ря, заг..реть

подб..рать, бл..стеть

прик..снуться, р..сток

перег..рела, сл..гать

Синтаксическая разминка

Когда на небосклоне догорает последний луч солнца, из прибрежных зарослей раздаются птичьи голоса.

- Найдите слова с чередующейся гласной в корне слова. догорает, зарослей

- Найдите слово с неизменяемой приставкой. догорает,зарослей

- Найдите слово с приставкой зависящей от последующего звука. раздаются

- Найдите слово с приставкой, зависящей от значения. прибрежных 

Записывают предложение, находят грамматическую основу, объясняют постановку запятой, чертят схему.

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Доказывают справедливость своего выбора.

Объясняют правописание.

VI

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Найдите сложное слово. Небоскон

- Как оно образовано?

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь. Выделите корни.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (самолёт)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как  загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое?  (пароход)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

На дорогах... (пешеход)

Записывают слова, выделяют корни.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

V

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

2. Наблюдение за языковым материалом.

- Обратите внимание на соединительные гласные, которая соединяет корни. Назовите их.

- Чтобы правильно выбрать соединительную гласную, нужно знать правило. Обратимся к учебнику и найдём ответ на наш вопрос.

3. Обращение к теоретическому материалу  § 41.

Какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах?

Соединительные гласные

Твёрдые согласные — О

Мягкие согласные или ж, ш, ц — Е

Наблюдают за языковым материалом.

Разбирают слова по составу.

Отвечают на вопросы.

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;                              

Л: формулирование проблемы

VI

Физминутка

- Давайте отдохнём и поиграем в игру «Лови ошибку». Я называю слова и утверждаю, что они все сложные. Если я не права, вы  хлопаете, (то есть ловите мою ошибку)

Хлебница, хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыковед, музыкант, водовоз, сталевар, варенье, жизнелюб, садовод, огородник.

VII

Первичное закрепление

проговаривание и закрепление нового знания

Выполним упр.215 коллективно.

-Прочитайте задание.

Один ученик у доски, выполняет, комментирует, обозначает орфограмму.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VIII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

- А сейчас разделимся на 6 групп. Каждой группе будет дано задание подобрать сложные слова на определённую тему.

1 гр.- 5 слов профессий людей или род занятий

2 гр.-5 слов названий техники

3 гр.- 5 слов названий природных явлений.

4 гр. - 5 слов названий бытовых приборов.

5 гр.- 5 слов, обозначающих черты характера человека.

6 гр.- слова, названия животных.

Работают в группах. Подбирают сложные слова в соответствии с тематикой.

Пчеловод, рыболов, лесоруб

паровоз, ледокол,...

гололёд, водопад,полнолуние

пылесос, самовар,мясорубка

сладкоежка, водохлёб...

утконос, носорог

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

IX

Итог урока (рефлексия деятельности)

 самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- До урока я знал, что...

-На уроке я узнал, что...

-Самым трудным мне показалось...

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались почему я употребила именно это слово?

Благодарить-дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу. И не забывать притчу, прозвучавшую в начале урока.

Осуществляют самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

X

Домашнее задание

Читать теоретический материал.

Дифференцированное задание. Читать и знать§ 41

1 в а р и а н т — упр. 216

2 вариант — выписать из учебников по географии или ботаники предложения, в состав которых входят сложные слова.

3 вариант — найти или составить текст, в который включены сложные слова.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Сложные слова"...