Урок русского языка 6 класс «Фразеологизмы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Давыдова Светлана Адильевна

Урок изучения нового материала в 6 классе (Лексика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Учитель русского языка
МБОУ СОШ №6

г. Сасово Рязанской обл.
Давыдова Светлана Адильевна.

Урок русского языка  6 класс

«Фразеологизмы»

Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи:

Научить распознавать фразеологические обороты.

Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».

« Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире» .К.Ушинский.

- Ребята, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину)

            В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то  боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …» (Слайд 2)

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного – то  боку зелёное», « с другого румяное». А главное: « Ты умей его, девица, повёртывать», т.е. умей владеть словом, так слово или выражение  может иметь не одно значение. Значит, надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи.

- Это высказывание мы возьмём эпиграфом к уроку и будем учиться правильно употреблять слова в своей речи.

III. Проверка домашнего задания

1. Лексический  терминологический диктант(нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей  взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)

 2) слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

3) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

4) слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

5)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);

6) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

7) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

Проверка на экране (Слайд № 3)

У  учеников в тетради  должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

При проверке учащиеся на полях оценивают правильность своих ответов (+, - )

IV. Формулирование темы и  целей урока.

Вступительное слово учителя: - Ребята, посмотрите на экран и прочитайте  данное четверостишие

 (Слайд № 4)

Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

- В основе этого забавного случая  лежит сложное и интересное явление русского языка.

 Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока     « Фразеологизмы».

- Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на  тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

Цель нашего урока:

  1. познакомиться с понятием фразеологизмы;
  2.  учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов;
  3.  правильно употреблять их в своей речи.

(Слайд № 5) – пожелание ученикам.

V. Синтаксический разбор предложения (один ученик на доске разбирает предложение, а остальные – в тетради, затем сверяют написанное).

 Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук.

Найдите в предложении фразеологизм, определите его синтаксическую функцию.  (Фразеологизм является неделимым словосочетанием,  поэтому играет роль целого члена предложения, в данном случае – обстоятельства)

Попробуйте подобрать к нему синоним, антоним.

Какой вывод можно сделать? (К фразеологизму можно подобрать синонимы, антонимы).

VI. Итак, сравним наши выводы с теми, что выведены на экран (слайд № 7)

VII. А теперь немножко поиграем. Игра называется «Угадай синоним» и запиши в тетрадь(слайды  9-15)

Итак, какую цель мы выполнили? (узнали, что такое фразеологизмы)

VIII. Распределите следующие словосочетания в два столбика. А по какому принципу вы будете это делать, догадайтесь сами. (Два человека у доски, потом проверка).  Объясните свой выбор.

1) Медвежья услуга, медвежья берлога.

2) С чистым сердцем, с чистым полотенцем

3) Горькая микстура, горькая правда.

4) Серебряная свадьба, серебряная ложка

В один столбик ребята записывают фразеологизмы, в другой – свободные словосочетания. Делают вывод с помощью учителя, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. Сравнивают свои выводы с учебником.

 Учитель:

- Молодцы! Мне нравится, как вы сегодня работаете! Предлагаю продолжить работу в группах.

IX. Работа в группах (по рядам).

1 группа

Подбери к данным фразеологизмам синонимы из другого столбика.

А)   До корней волос.                                                                                  1) Хорошо знать

Б)   Как убитый.                                                                                            2) Громко кричать.

В)   Сломя голову.                                                                                       3) Сильно краснеть.

Г)   Как свои пять пальцев.                                                                      4) Крепко спать.

Д)  Во всё горло.                                                                                        5) Быстро бежать.

Проверяем работу группы №2 (Слайд 19)

2 группа

В данном тексте подчеркните все фразеологизмы.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

                                                         (По Э.А. Вартаньяну)

Проверяем работу 2 группы( слайд 22)

3 группа

  1. Хитёр как
  2. Труслив как
  3. Голоден как
  4. Здоров как
  5. Изворотлив как
  6. Надут как
  7. Нем как
  8. Грязный как
  9. Упрям как

10)Болтлив как

  1. Колючий как

А) Рыба

Б) Сорока

В) Ёж

Г) Осёл

Д) Волк

Е) Свинья

Ж) Лиса

З) Индюк

И) Бык

К) Заяц

Л) Уж

  1. Хитёр как  
  2. Труслив как
  3. Голоден как
  4. Здоров как
  5. Изворотлив как
  6. Надут как
  7. Нем как
  8. Грязный как
  9. Упрям как

10)Болтлив как

11) Колючий как

А) Рыба

Б) Сорока

В) Ёж

Г) Осёл

Д) Волк

Е) Свинья

Ж) Лиса

З) Индюк

И) Бык

К) Заяц

Л) Уж

 Проверяем работу группы № 3 (слайд № 24)

X. Ребята, а знаете ли вы, что у русских фразеологизмов есть родственники за рубежом? Давайте попробуем отгадать, какие русские фразеологизмы кроются за следующими фразами. (Слайды 28-33).

Если есть время – проверочная работа (слайд 34-35)

XI. Молодцы! Все вы неплохо сегодня поработали. Подведём итог урока.(слайд 36)

1. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

2. Что такое фразеологизм?

3.  Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

4.  Приведите примеры фразеологизмов.

XII. Оцените свою работу.(Слайд 37)

  1. Если вы хорошо потрудились, активно работая и в тетради, и отвечая устно, то это высказывание про вас: Я трудился не разгибая спины.
  2. Если вы работали хорошо в тетради, то можно сказать: Я работал не покладая рук.
  3. Если же кто-то из вас списывал у товарища, совершенно ничего не делая сам, то это про вас:

Весь урок я бил баклуши.

Напишите то высказывание, которое отражает  вашу работу на уроке.

XII. Домашнее задание (слайд № 38)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе: "Употребление фразеологизмов"

Данный материал содержит разработку урока по теме: " Употребление фразеологизмов", образец рабочего листа для учащихся и дополнительный материал к уроку....

Урок в 5 классе "Фразеологизмы"

Урок знакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь учащихся станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень знаний, обогатят свой сло...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....