Сценарный план урока по русскому языку в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Корниенко Елена Сергеевна

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_v_5_klasse.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА В 5 КЛАССЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" УЧИТЕЛЬ: КОНИЕНКО Е. С..

Учитель: Корниенко Е. С.

Урок русского языка в 5 классе МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык 5 класс, Москва «Просвещение», 2013

Тема урока

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Тип урока

комбинированный.

Цель урока

- закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных;

- показать условия выбора гласных в безударных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие;

-  развивать  мотивацию к познавательной деятельности, способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма, обеспечить проверку и оценку знаний обучающихся.

Планируемые результаты обучения

Познавательные УУД:

-- осознание познавательной задачи;

-- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

-- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

-- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

-- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

-- осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Личностные УУД:

-- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

-- осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

-- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные:

-- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Межпредметные связи

Литература.

Средства обучения

Учебник, тетради, карточки, интерактивная доска.

Ресурсы

Методические пособия:

-- Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.

--Уроки русского языка в 5 классе. Е.И.Никитина. 2001 г.

--Влодавская Е.А. Дидактические материалы. 2011год

--Г. П. Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки» М., «Дрофа», 2006

Ход урока.

№ п/п

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

Организовать обучающихся на урок

1.Создание эмоц. настроя.

Настраивание на урок

Коммуникативные:

-- вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

Личностные:

-- желание приобретать новые знания, умения

II.

Мотивация к учебной деятельности

 

1.Работа с записью на доске:

Из песн.., работать на фабрик.., приблизиться к площадк.., на привокзальной площад.., в природ.., в лагер.., по дорожк.., к дач.., на алле.., выступили по очеред.., вернулись к ноч.., дороже жизн.., об арми.., в галере.., по алле.., в редакци.., о лекци.. .

Запишите слова в тетради, установите, в какой морфеме пропущена буква, и объясните условия её выбора (фронтально).

Давайте обобщим знания, которые повторили? Итак, мы вспомнили падежи, вопросы, на которые они отвечают; склонения, по какой морфеме  существительного определяется склонение и то, как существительные распределяются по склонения.

Какие слова вызвали у вас затруднения? (в редакции, о лекции)

Есть группа слов, не подчиняющихся основному правилу. В эту группу входят слова, оканчивающиеся на – ия .

Приведите примеры слов, оканчивающихся на - ия

Общему правилу не подчиняются не только слова женского  рода. В группу слов – исключений входят существительные среднего  рода на –ие  и мужского рода на –ий

Приведите  примеры слов на --ие, -ий.

-- Читают запись, списывают, анализируют, делают выводы.

так как эти слова не подчиняются правилу, с которым мы познакомились на прошлом занятии

Познавательные:

--понимать информацию;

-- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

-- участвовать в общей беседе;

--формулировать собственные мысли.

III.

Целеполагание

 

-- О чём будем говорить на уроке?

1.Определ. цели:

Повторим имеющиеся и сформируем новые знания по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Узнаем о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие

-- Запись темы в тетради

Познавательные:

-- осознавать познавательную задачу.

Регулятивные:

--принимать и сохранять учебную задачу.

IV.

Поиск решения проблемы

 

--Подчеркнуть, что речь идет не об окончаниях, а о буквах, на которые оканчиваются подобные слова.

И.п.         Редакци-я                        санаторий                                                  Р.п.         Редакци-и                        санатори-я                 Д.п.        Редакц-и                        санатори-ю                В.п.        Редакци-ю                        санаторий                                    Т.п.      Редакци-ей                            санатори-ем                         П.п.        о Редакци-и                           о санатори-и                       

Выделим окончание.

На предыдущем уроке мы заполняли таблицу «Буквы Е –И в падежных окончаниях существительных». Одна колонка осталась пустой.  Заполним  таблицу  и вы сможете сформулировать правило.

1. Проблемы:

- Как правильно определить окончание?

- Просклоняем существительные: редакция, санаторий, здание

-  Слова не подчиняются основному  правилу

Все эти слова имеют окончание –И в предложном падеже, а слова на –ИЯ в предложном, родительном и дательном падежах.

Познавательные:

-- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-- строить монологические высказывания;

--формулировать собственные мысли.

Регулятивные:

-- планировать необходимые действия.

V.

Актуализация знаний

Индивидуальная самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой с помощью ИКТ (после взаимопроверки). Работа над ошибками выполняется дома.

-- Упр. 538

Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете

О волнении

В сопротивлении

По астрономии

О развлечении

Об ударении

На площади

На площадке

На лошадке

На березе

Творческое задание . Словарная работа

Знаете ли вы, что такое планетарийдельфинарийсерпентарийгербариКолизей.  Составьте предложения с этими словами. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. ( предложение устно )

1.Меняются тетрадями и проверяют текст с помощью интерактивной доски.

Составление предложений

Познавательные:

-- понимать информацию ;

-- осуществлять анализ, синтез, делать выводы.

--развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Коммуникативные:

-- осуществлять продуктивное общение.

Личностные:

-- осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные:

-- действовать по плану.

VI.

Первичная проверка понимания

Дать оценку товарищу, самому себе.

Выявить причины затруднения

-- Легко было? У кого возникли затруднения? Как вы думаете, почему?

Оценка работ

Регулятивные:

--адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

VII.

Применение знаний обучающимися.

 

Повторение посредством выполнения индивидуальных заданий.

Объективное оценивание выполненных заданий.

1.Объсняет (организует повторение)

2. Выполняет роль эксперта, следит за порядком, оказывает помощь в виде инструктажа, разрешает конфликтные ситуации.

1.Работают в парах, читают предложения только те, в которых  есть ошибки 

2.Самостоятельная работа

Вставляют пропущенные буквы. Списывают, отмечая окончания сущ.

Познавательные:

-- читать и слушать, извлекая нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему;

--осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.

Коммуникативные:

-- вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

--формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные:

--осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Регулятивные:

-- контролировать процесс и результаты деятельности.

VIII.

Этап подведения итогов

Обобщить проделанную работу

 

Проверяют текст с помощью интерактивной доски.

Называют учащихся, которые справились с заданием наиболее точно

Регулятивные:

-- контролировать процесс и результаты деятельности

IX.

Рефлексия

Объективно оценить работу класса и себя.

-- Как работали в целом?

-- С каким настроением уходишь с урока?

1.Оценка работы класса.

2. Самооценка

Регулятивные:

-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по русскому языку в 5 классе

Чередующиеся и безударные гласные в корне слова...

План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.

        Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Сценарный план урока по немецкому языку как второму иностранному в 8-м классе (4-й год обучения) на тему: «Праздники в Германии».

Сценарный план урока по немецкому языку как второму иностранному в 8-м классе (4-й год обучения) на тему: «Праздники в Германии»....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...