Урок в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные ".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

План-технологическая карта. ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poln_i_kr._dubovik_moy.docx124.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Полные и краткие имена прилагательные.

Класс: 5

Учитель: Дубовик Н.В.

Дата______________________

Тип урока: «открытие» нового знания.

Учебная цель урока: формирование знаний о кратких прилагательных, их грамматических  признаках и синтаксической роли.

Задачи:

- изучить и закрепить знания учащихся о полных и кратких именах прилагательных;

- научиться опознавать и различать полную и краткую формы имен прилагательных, определяя их синтаксическую роль;

-  выявить грамматические особенности краткой формы через наблюдение за языковым материалом;

- продолжить отрабатывать навыки работы в группе;

 - формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Планируемые результаты

Предметные

Научиться различать краткую и полную формы прилагательного;

работать с различными источниками   информации; использовать знания о кратких и полных формах прилагательных и их роли в художественном тексте.

        Метапредметные        

- определять цель и способы достижения цели,

- выдвигать версии,

- оценивать степень достижения цели,

-  анализировать, делать выводы,

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные

- нравственно-этическая ориентация,    

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Ход урока

Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности.

Проверка д/з (сдают тетради)

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

  1. Мотивация познавательной деятельности – 3 мин.

Осуществляют мотивирование к деятельности, определяют личный настрой на урок.

планирование деятельности.

- Добрый день, ребятам!

Посмотрите в окно: наступает  весна. У нас на севере это не бросается в глаза. Посмотрев  в окно, можно увидеть зиму, но внимательные ребята заметят: солнышко светит ярче, дни стали длиннее,  воздух становится чуточку теплее. Приём «необъявленная тема»

Тему урока вам пока не скажу, попробуете сформулировать её сами.

Попробуйте себя в моей роли, скажите, как будет строиться урок. (Говорят, поправляю, записываю).

  1. Актуализация необходимых знаний – 5 мин.

Отвечают на вопросы, используя ранее изученный материал.

Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное»; актуализируют имеющийся опыт работы опыт по анализу грамматических форм прилагательных.

Размышляют над заданием; учатся слушать мнения сверстников, планировать свою работу.

  1. Фронтальный опрос.

Приём «эмоциональное вхождение в урок». Вы сказали, будем повторять прошлые темы. Согласна! Давайте восхитимся нашими глубокими знаниями! Проведем опрос:

- Что называют прилагательным?

- Как изменяются прилагательные?

-Чем обычно бывают прилагательные в предложении?

- От чего зависит правописание окончаний имён прилагательных?

-От чего зависит написание окончаний имён прилагательных после шипящих?

Посмотрите на доску, что вы видите?  (схемы слов)

Отсканировано 15

Составьте слова к данным схемам.  Слова,  какой части речи, вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)

Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)

Отсканировано 15

  1. Формулирование проблемы        

Подобрали слова, назвали грамматические признаки.

Думаю, не подберут краткие прилагательные.

Распределяют, делают выводы.

Формулируют тему

записывают

К какой части речи относятся слова, которые  вы придумали к схемам второго столбика? (существительные)

Могут и наречия подобрать ошибочно.

 Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание. Приём «Группировка»

Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весе Что заметили? (изменилось окончание)

Основа  изменилась? (нет)

Что это значит? Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного  весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет?

На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?). Как можно назвать  такие прилагательные, почему? (краткие)

 Догадались какая тема?(полные и краткие прилагательные) Записать тему на доске

IV Целеполагание.

Формулируют цели, исходя из вопросов.

Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) исходя из ответов формулируют цели, дополняю

V.Организация познавательной деятельности

Читают стихотворение. Выписывают краткие прилагательные, используя полученные знания.

Класс делится на четыре группы. Наблюдают, как изменяются краткие прилагательные; делают вывод.

Заполняют схему или  таблицу, обобщающую выводы (работа в парах).

Прилагательные

Полные

Краткие

Изменяется по падежам, родам, числам, т.е. склоняются.

Изменяются только по родам и числам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Являются определениями

Являются сказуемыми

Создают предложения, например: Лес близок. Озеро близко. Роща близка. Дуб высок. Береза высока. Сосны высоки.

Находят краткие прилагательные, используя полученные знания.

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Чувствуют ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность; находят выход из предложенной учителем ситуации; делают вывод по этому виду работы.

Исправляют ошибки, образуя форму краткого прилагательного. Учатся слышать слово; выявляют места своих речевых затруднений.

Читают правильные варианты предложений; делают вывод по этому виду работы.

Выполняют творческую работу.

Выбирают лучший вариант для ответа.

Итак, ребята, прилагательные бывают полными и краткими. Как вы думаете, почему прилагательные так назвали: «полные» и «краткие»?

  1. Выпишите краткие прилагательные.

Давайте сейчас обратимся к стихотворению

Прочтите его. (Слайд 1)

 Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Выпишите из него краткие прилагательные

2. Мини– исследование (работа в группах).

Для того чтобы использовать кр.прил. нам нужны новые знания. Чтобы лучше изучить краткое прилагательное, надо провести наблюдение, как оно изменяется.

Группам предлагаются таблица и карточки с прилагательными ясен, тёпел, чист, красив. Задание группам: проследить, как изменяются краткие прилагательные, на какие вопросы отвечают, чем являются в предложении. Для этого и менять формы слов пытайтесь, и предложения составляйте.

На доске:

                                                                                                                                 

                                                                                     

               

Выводы ребят.

Теперь сравните полные и краткие прилагательные. (В парах)

(Слайд 2) Совпало?

Отсканировано 15

А теперь трудный, но интересный вопрос: почему краткие прилагательные не имеют падежных форм? (Если затрудняются, задать наводящие вопросы: с каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное, в каком падеже стоит подлежащее?)

Вывод: Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и ему не нужны падежи).

Образуйте простые нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных от высокий, близкий и подлежащими дуб, береза, сосны, лес, роща и т.д.

- Как изменилось ударение в прилагательных в форме женского рода и множественного числа?

Вывод: В кратких прилагательных часто окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу.

3. Игра «Прятки». Слайд3

На доске записаны схемы слов. В этих схемах нет ни корней, ни суффиксов, а только окончания.

Определите по окончаниям, где спрятались краткие прилагательные. Запишите номера правильных ответов.

1. _ _ _ ая        4. _ _ _ ий                7. _ _ _ ое

2. _ _ _ а         5. _ _ _ ы                8. _ _ _ ее

3. _ _ _         6. _ _ _ ые                9. _ _ _ о

Эталон 2,3,5,9 (на обратной стороне доски)

Подберите примеры прилагательных, которые помогли бы описать лесной пейзаж: небо, поляну, деревья.

Часто ли мы используем в своей речи краткие прилагательные?

краткие прилагательные чаще всего используются в книжной речи. Они обладают исключительной выразительностью в сравнении с полными прилагательными, так как краткие формы называют не постоянный, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени признак.

4. Игра «Поработай корректором».

- Ребята, а сейчас вам надо исправить ошибки в употреблении кратких прилагательных, описывающих лес. Вам предложены карточки с предложениями, которые нуждаются в корректировке (изменении).

- Прочитайте эти предложения и дайте правильный вариант написания.

- Расположите карточки в правильном порядке.

Карточка.

Лесные жители очень радые весне.

Небо ясна. Воздух чист. День весной светл, тёпл.              

Распускаются первые цветочки. Появляются первые ландыши. Они пахуче.

Наш лес весной очень красивен.

Эталон появляется на доске.

Наш лес весной очень красив.

Распускаются первые цветчоки. Появляются первые ландыши. Они пахучи.

Небо ясно. Воздух чист. День весной светел, тёпел.

Лесные жители очень рады весне!

  1. Творческое списывание. Нужно вставить подходящие по смыслу слова в нужной грамматической форме. (Не забывайте о краткой форме)

Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы.

Зимние дни миновали, ночи стали короче. Чиста небесная лазурь. Светит ласковое солнышко. По небу бегут легкие облачка. Воздух свеж и прозрачен. По дорожкам журчат торопливые ручьи.

На душе светло и радостно!

Слова для справок: Молодой, короткий, чистый, ласковый, легкий, прозрачный, торопливый.

VI Подведение итогов. Рефлексия.

Обращают внимание к записи темы урока и целей, мысленно соотнося их с теми знаниями, которые получили на уроке.

Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы «ИТОГ». Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным.

Слушают задания на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.

1. - Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Давайте подведём итог. Для этого вопросы:

Интерес   

              – Было ли вам интересно/неинтересно?    

Творчество  

         - Какую творческую работу вы делали?

                                                               

   Обучение        

      - Чему научились на этом уроке?

Главное

                 – Главное, что  поняли сегодня?

2. Домашнее задание.

1) П.104, упр.589;

2) Мини-сочинение «Мой друг» с употреблением полных и кратких прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....

Урок "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка по программе Е.Быстровой в 6 классе....