| Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности (2 мин) Цели: Уточнить тип урока; Уточнить тематические рамки | Огранизационный момент. Создание атмосферы сотрудничества Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки.
|
Готовятся к восприятию информации
| Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания
|
| (Коммуникативные УУД) Уметь слушать собеседника
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о деепричастии
| В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.
|
Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради
| Разные развивающие задания
| Организация активной мыслительной деятельности учащихся.
| (Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
(Коммуникативные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию
(Регулятивные УУД). Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
III.Постановка учебной задачи. Работа по теме урока.
Фронтальный опрос(5мин) Цели: Сформировать представление об изучаемом предмете; начать знакомство с содержанием учебника; с понятиями «язык, языкознание»; осознать, что язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения
| Организует фронтальный опрос учащихся | Ученики отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, используют справочную литературу, работают в парах и индивидуально | Изучают рубрику «Советы помощника», комментируют материал к упражнению №2 | Вспомнили определение понятия «язык», «языкознание» | (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
(Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. . (Регулятивные УУД). Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . |
Обсуждение теоретического материала параграфа (7 мин.) | Организует работу в парах | Заполняют таблички. Работаю в парах, составляют задания для партнеров
| Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, осуществляют для решения учебныз задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
Минутка для здоровья (гимнастика для глаз)(см. Приложение №3) | Принимают и сохраняют учебную задачу | (Познавательные УУД). Уметь работать с таблицей (Коммуникативные УУД). Уметь составлять задания для партнера. (Регулятивные УУД). Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу. |
Раскрытие сущности новых понятий..Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся | Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика, предлагаю группам учащихся практическую работу с текстом упражнения №4, раздаю каждой группе задания
| Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.
| Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.
| Ответить на вопрос «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» с последующей взаимопроверкой. Найти антонимы в тексте. | (Регулятивные УУД). Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. (Познавательные УУД). Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
Работа по развитию речи. (3 мин) Цели: Составить план мини-сочинения на лингвистическую тему «Нам дан на владение наш язык» с последующей ызаимопроверкой. | Задает вопросы: - Какой темой объединены? - Чему учат? (о пословицах) | Сочинение-миниатюра на тему «Нам дан во владение наш язык» (дом.задание). Прочитают 2-3 работы. Отвечают на вопросы. Объясняют изученную орфограмму и постановку знаков препинания. | Работают со словарём, с рубрикой «Из истории языка». Составляют цепочку родственных слов (здоров, здравица, здравница…) | Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации, учатся выступать перед аудиторией | (Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой) (Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию. |
Актуализация знаний. (7 мин). Цели: Анализ имеющихся знаний, открытие новых наний | Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант. | Язык – 4 б., 5 зв. (Фонетика) Языкознание – соединительная О! (Состав слова, словообразование) | .Языкознание – сущ., 2 скл., ср. р. (Морфология) Язык – средство человеческого общения. (Синтаксис) | Учимся работать в парах (группах) | (Познавательные УУД). Самостоятельно делать вывод . |
6) Игра «Я редактор». в речи. (7 мин Цели: Научить принимать и сохранять учебную задачу, составление плана и последовательности действий, поиск и выделение нужной информации |
| Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению ошибок, работают в тетрадях. | Исправление ошибок в предложениях: | Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора. | (Коммуникативные УУД). Уметь анализировать и исправлять предложения. (Познавательные УУД). Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. |
IV.Итоги урока. (2мин.)
| Вопрос: -К каким выводам о роли языка в жизни людей привели нас выполненные упражнения. |
| В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о языке и языкознании. |
| (Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»). (Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. |
V.Домашнее задание. (1мин.) |
| Подготовить рассказ о том, что такое языкознание, упр. №2, дополнить материал схемы |
|
| (Познавательные УУД). Уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |
VI.Рефлексия. (2мин.) Обобщить полученные на уроке сведения, осмыслить выполненную работу, определить своё отношение к теме | Вопросы: - Что было трудным? - Что вызвало интерес?
| Отвечают на предложенные учителем вопросы
| Закончите фразы: сегодня на уроке я узнал… я бы хотел, чтобы… я понял, что…
|
| (Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
|