Язык и языкознание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марчук Нина Александровна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_i_yazykoznanie.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

5 класс УМК Академический школьный учебник в двух частях Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын ФГОС

Тема: Язык и языкознание

Тип урока: комбинированный

Цели

Учебно-познавательные: сформировать представление об изучаемом предмете; начать знакомство с содержанием учебника; начать знакомство с понятиями «язык и языкознание»; осознать, что язык - это система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Планируемый результат

Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала.

Основные понятия

Язык, языкознание

Межпредметные связи

Русский язык. Литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

5 класс УМК Академический школьный учебник в двух частях Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын ФГОС

Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблица

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

            Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности (2 мин)

Цели:

Уточнить тип урока;

Уточнить тематические рамки

Огранизационный момент. Создание атмосферы сотрудничества

Уточняет тип урока

Уточняет тематические рамки.

Готовятся к восприятию информации

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания

(Коммуникативные УУД)

Уметь слушать собеседника

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.  Сообщение темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

 Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о деепричастии

В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

Разные развивающие задания

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

(Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

(Регулятивные УУД).

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III.Постановка учебной задачи. Работа по теме урока.

Фронтальный опрос(5мин)

Цели:

Сформировать представление об изучаемом предмете; начать знакомство с содержанием учебника; с понятиями «язык, языкознание»; осознать, что язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения

Организует фронтальный опрос учащихся

Ученики отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, используют справочную литературу, работают в парах и индивидуально

Изучают рубрику «Советы помощника», комментируют материал к упражнению №2

Вспомнили определение понятия «язык», «языкознание»

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .

Обсуждение теоретического материала параграфа (7 мин.)

Организует работу в парах

Заполняют таблички. Работаю в парах, составляют задания для партнеров

Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, осуществляют для решения учебныз задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Минутка для здоровья (гимнастика для глаз)(см.  Приложение №3)

Принимают и сохраняют учебную задачу

(Познавательные УУД).

Уметь работать с таблицей

(Коммуникативные УУД).

Уметь составлять задания для партнера.

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

Раскрытие сущности новых понятий..Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся

Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика, предлагаю группам учащихся практическую работу с текстом упражнения №4, раздаю каждой группе задания

Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.

Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

Ответить на вопрос «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» с последующей взаимопроверкой. Найти антонимы в тексте.

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

 Работа по развитию речи. (3 мин)

Цели:

Составить план мини-сочинения на лингвистическую тему «Нам дан на владение наш язык» с последующей ызаимопроверкой.

Задает вопросы:

- Какой темой объединены?

- Чему учат? (о пословицах)

Сочинение-миниатюра на тему «Нам дан во владение наш язык» (дом.задание). Прочитают 2-3 работы.

Отвечают на вопросы.

Объясняют изученную орфограмму и постановку знаков препинания.

Работают со словарём, с рубрикой «Из истории языка». Составляют цепочку родственных слов (здоров, здравица, здравница…)

Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации, учатся выступать перед аудиторией

(Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

(Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию.

Актуализация знаний. (7 мин).

Цели:

Анализ  имеющихся знаний, открытие новых наний

Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.

Язык – 4 б., 5 зв. (Фонетика)

Языкознание – соединительная О! (Состав слова, словообразование)

.Языкознание – сущ., 2 скл., ср. р. (Морфология)

Язык – средство человеческого общения. (Синтаксис)

Учимся работать в парах (группах)

(Познавательные УУД).

Самостоятельно делать вывод
.

6) Игра «Я редактор». в речи. (7 мин

Цели:

Научить принимать и сохранять учебную задачу, составление плана и последовательности действий, поиск и выделение нужной информации

Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению ошибок, работают в тетрадях.

Исправление ошибок в предложениях:

 

Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора.

(Коммуникативные УУД).

Уметь анализировать и исправлять предложения.

(Познавательные УУД).

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать
выбор.

IV.Итоги урока. (2мин.)

Вопрос:

-К каким выводам о роли языка в жизни людей привели нас выполненные упражнения.  

Обобщают информацию.

В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о языке и языкознании.

(Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

(Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

V.Домашнее задание. (1мин.)

Подготовить рассказ о том, что такое языкознание, упр. №2, дополнить материал схемы

(Познавательные УУД).

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

VI.Рефлексия. (2мин.)

Обобщить полученные на уроке сведения, осмыслить выполненную работу, определить своё отношение к теме

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Закончите фразы: сегодня на уроке я узнал… я бы хотел, чтобы… я понял, что…

(Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания"

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и  в форме ЕГЭ.Трудности  в  разделах  языкознания»...

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

язык и языкознание

урок в 5 классе в соответствии с ФГОС, к учебнику Рыбченковой...

Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"

Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"...

Техкарта урока №1 в 5 классе "Введение. Язык и языкознание"

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.Урок пост...