План конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Котельникова Мария Владимировна

Данная разработка может быть использована при иучении имени числительного в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Автор: Котельникова Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы

Тема: «Имя числительное как часть речи»

  6 класс

                               Тип: объяснение нового материала.

Цели:

1.познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

2. Дать представление о разрядах числительных.

     3. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.

4. Развивать умение  обобщать, делать выводы.

     5. Воспитывать творческие способности учащихся.

Используемые технологии:  проблемная (эвристическая), информационная, игровая, дифференцированный  подход к учащимся, исследовательская, межпредметные связи.

Ход урока!

Ребята, здравствуйте!

Садитесь, не шумите.

Готовы знаний базу пополнять?

Я вас прошу внимательно смотреть и слушать.

Неясно вдруг – вопросы задавать.

  1. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).

Начнем урок с несложного вопроса.

Ответить без сомненья будет просто

Скажи      (имя)      сколько тебе лет?

Который это ряд, и скольких на уроке нет?

Теперь подумайте, ребята, и скажите,

О чем мы на уроке будем говорить.

Ответом полным мысль свою вы изложите

И сможете оценку получить.

Знакомство с частью речи, для нас новой,

Пройдет с единой целью во главе:

Узнать, какими признаками та блеснуть готова

И в предложении какое место ей.

Должны уметь распознавать разряды,

От схожих слов по смыслу отличать.

Работать с ноткой творчества нам надо

И развивать умение обобщать

Нас в жизни много чисел окружает.

Здесь всякий что-то каждый день считает,

Чтобы в формулировках нам не заблудиться,

К энциклопедии должны мы обратиться

Чтение статьи энциклопедии.

 «Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!»

(По материалам «Энциклопедии  для детей». «Языкознание. Русский язык»)

II Определение изучаемого понятия

В важности числительного нет у нас сомнения

Давайте подкрепим статью определением.

В тетрадь его запишем, подчеркнем.

А дома выучим и применять начнем

Сейчас в тетрадь запишем мы вопросы,

Чтобы к числительному верно задавать.

Когда количество хочу узнать,

Спрошу я: «Сколько?»

«Какой?», «Который?», если по порядку рассчитать.

III Разряды числительных:

Могу количество назвать,

Своих подружек сосчитать.

Их в школе пять, на танцах три.

Как это просто, посмотри.

(количественные числительные)

Числительные в счете по порядку

Употребляем в речи каждый день:

Четвертый класс выходит на зарядку,

А Витя не дежурит пятый день

(порядковые числительные)

  1. Закрепление

Я прочитаю вам стихотворение.

Внимание и острых слух нужны:

Вы из него с старанием и рвением

Числительные выписать должны

Во вторник я часам к шести

(Дождаться еле смог!)

Решил с товарищем пойти

На городской каток

Я первый выехал на лед,

А друг не отставал.

Боялся он, что упадет,

И я его держал.

На нас три девочки с трибун

Смотрели, чуть смущаясь.

Сказал «Смотри, как я могу!»,

Я другу похваляясь

На третьем круге я прыжок

Задумал совершить,

Но вот, увы, подвел конек,

Не смог притормозить…

Два вывиха и перелом –

сегодняшний удел…

Как сильно я девчонкам трем

Понравиться хотел!

  1. Работа с языковым материалом:

Язык родной красив, богат,

Явление исключительное.

А вспомним мы пословиц ряд,

В которых есть числительные.

        (Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

       Двумя ложками кашу не едят)

4.Из этимологии.

Ребята, какая наука поможет

Историю слова любого узнать,

Все корни найдет, как кирпичики сложит

Смелее, друзья, вам пора отвечать?

   (  Этимология)

 Проверка индивидуального домашнего задания. Сообщения о числительных сорок  и миллион.

5. Физкультминутка

Вот пришла пора размяться,

Нужно с места всем подняться.

К соседу справа повернуться,

Соседу слева улыбнуться.

Руками к солнцу потянуться

К лесному ручейку нагнуться.

На одной ножке поскакать

И самого себя обнять.

В себе дух спорта воспитайте,

О нем не стоит забывать

За партой место занимайте

Урок наш нужно продолжать

        6. От схожих внешним видом частей речи

Должны числительные четко отличать.

Не спутать чтобы с прилагательным, глаголом

Что сделать мы должны?... (Вопрос задать)

- Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

Работа с таблицей

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию

Вас прошу я постараться,

С частями речи разобраться:

Текст на карточке понять

В две колонки расписать.

Вопросы задавайте, вы знаете какие.

В правую -  числительные, в левую - другие

-

IV Синтаксическая роль имени числительного

Числительное уникально, в этом нет сомнения.

Может быть сказуемым или дополнением.

Может быть предметом спора, то есть подлежащим.

Может быть определением  с вопросом подходящим

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения

V. Стремимся знания на деле применять.

     Смекалку кругозор к решенью подключать.

     Попробуем мы ребусы нелегкие решить,

     Числительные нужно нам скорей восстановить

(работа с ребусами)

  1. Подведение итогов урока.

         Какое интересное знакомство!

         Сказать мы можем смело, без притворства.

         Занятие, бесспорно поучительное,

         Мы рады встрече с именем числительным.

        Ну а сейчас, друзья, без промедления,

         Напомните его определение.

         Хочу числительное в тексте отыскать.

         Скажи, какой вопрос должна задать?

         

         Среди числительных разряды выделяются

         Кто может сказать, как они называются.

       

     

 Наш урок подошел к завершению.

 Поделитесь со мной впечатлениями.

Если все вам понятно и  тема хорошая,

Хлопните дружно три раза в ладоши.

Если трудно запомнить или что-то иное

Тогда топни три раза под партой ногою.

   

    Вас хвалю за смекалку и за старание.

    Пусть успешными будут ваши все начинания.

    Пусть с ответом рука смело тянется вверх.

    Не сдавайтесь, упорных ожидает успех.

IV. Домашнее задание.

  1. Исследовательское. Найти примеры использования числительных в русских народных сказках. Какие числительные в них используются чаще всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...