Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Самусева Татьяна Александровна

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

                                                                                                                                                             

Аннотация

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской  программы по литературе «Школа 2100» (авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Литература. 6-й класс («Год после детства»). Учебник в 3-х книгах. – М.: Баласс, 2015.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью в преподавании.

Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).

 

                                 I. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные УУД:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формировать уважение к личности и её достоинству;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

- формировать уважение к истории;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

- осуществлять рефлексию.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- обучение целеполаганию;

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты определённого жанра;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- обобщать понятия;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться изучающим видом чтения;

-  самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- строить рассуждения;

- осуществлять сравнение;

- излагать содержание прочитанного текста выборочно;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять анализ;

- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять классификацию.

Предметные знания:

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- знать роды литературы;

- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;

- знать, что такое литературный портрет;

- знать отличительные признаки стихотворной речи;

- знать, что такое баллада, новелла, драма, героический эпос, миф, былина, литературная сказка;

- знать изученные теоретико-литературные понятия.

Предметные умения:

- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- уметь характеризовать героев;

- определять роль портретной характеристики героя;

- видеть в тексте средства создания характера героя;

- уметь определять роль художественной детали в тексте;

- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- уметь писать сочинения разных жанров;

- уметь анализировать литературное произведение;

- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;

- создавать устное монологическое высказывание;

- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

- уметь сопоставлять героев;

- уметь понимать ключевые проблемы произведения;

- уметь сопоставлять произведения;

- читать выразительно наизусть стихотворения;

- уметь узнавать драматические произведения по их признакам;

- уметь отличать миф от сказки;

- уметь различать героический эпос, миф, былину;

- уметь узнавать литературную сказку;

- уметь различать новеллу, рассказ, повесть по их признакам;

- уметь различать в произведении автора и рассказчика;

- определять стихотворный размер;

- уметь применять изученные теоретико-литературные понятия;

- понимать русское слово в его эстетической функции.

II.Содержание учебного предмета

Введение

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами…

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Ильская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род.  Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их  воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.  

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь.  Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о  ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы…

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е.  Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный  жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как сред-ства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение

Мир твоей литературы.

Развитие речи

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

III.Тематическое планирование

Сроки провед.

№ п/п

Раздел, тема урока

Колич. часов

1.

2.

3-4.

5.

6-7.

8.

9.

10.

11-12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37-38.

39.

40..

42.

43.

44.

45-47.

48-49.

50.

51.

52.

53-55.

56-57.

58.

59-60.

61.

62.

63.

64-65.

66-67.

68.

69.

70.

71.

72.

73-74.

75-77.

78-79.

80-81.

82.

83.

84.

85-86.

87.

88.

89-90.

91.92-93.

94-95.

96-97.

98-102

Введение

Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!

Раздел 1. Пролетая над

снами… 21

Баллада  как литературный жанр

 В.А. ЖУКОВСКИЙ.

БАЛЛАДЫ

«Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье»

(В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»)

Таинственная сила мистики (баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

Н.В. ГОГОЛЬ «НОЧЬ

ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Быт и нравы Малороссии

в изображении

Н.В. Гоголя (по повести «Ночь перед Рождеством»)

Смешно или страшно?

(Изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

А.С. ПУШКИН «УТОПЛЕННИК», «БЕСЫ»

Мистическое и лирическое в стихотворениях

А.С. Пушкина «Утопленник» и «Бесы»

А.П. ЧЕХОВ «СТРАШ-

НАЯ НОЧЬ»

Шуточки писателя

 А.П. Чехова (рассказ  А.П. Чехова «Страшная

ночь»)

ПРОСПЕР МЕРИМЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

Проспер Мериме и «Песни западных славян» А.С. Пушкина

«Берегись любящей» (новелла П. Мериме «Венера Илльская»)

ГИ ДЕ МОПАССАН

«ОРЛЯ»

«Как глубока эта тайна

Невидимого!» (по рассказу Ги де Мопассана «Орля»)

«Он, мой пленник, новое Существо, новый повелитель – Орля!»

МОРИС МЕТЕРЛИНК

«СИНЯЯ ПТИЦА»

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Морисе Метерлинке)

В каждом предмете есть

своя душа (начало работы над пьесой)

В поисках Синей птицы

Блаженства и Радости в жизни каждого из нас

Где же наша Синяя птица?

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу I)

Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами…»        

Раздел 2. Сказки для

взрослых  

ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ

«МАЛЕНЬКИЙ МУК» 2ч.

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа)

Бедный маленький Мук (анализ сказки В. Гауфа «Маленький Мук»)

Н.Д. ТЕЛЕШОВ «БЕЛАЯ ЦАПЛЯ»

Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»)

Книга 2

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

«Музыкант» Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя)

Кто же такой крёстный

Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке «Щелкунчик и Мышиный король»)

Добрая Мари и отважный Щелкунчик

ГАНС ХРИСТИАН

АНДЕРСЕН «РУСАЛОЧКА»

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена)

Любовь, самоотверженность, страдание (анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»)

А.Н. ТОЛСТОЙ «РУСАЛКА»

Русалочье коварство (по сказке  А.Н. Толстого «Русалка»)

В.В. ВЕРЕСАЕВ «СОСТЯЗАНИЕ» 1ч.

Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу II)

Развитие речи. Сочинение по разделу «Сказки для взрослых»

Раздел 3. «То времена,

то деяния...»

РУССКИЕ БЫЛИНЫ

«То старина, то и деяние» (о русской былине)

«А тут станут мужички меня похваливати:

«Молодой Микула Селянинович!..» (былина «Вольга и Микула

Селянинович»)

«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын

Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Творческая работа

ЭПОС РАЗНЫХ НАРОДОВ

«Вот для чего я рождён батыром» (башкирский народный эпос «Урал-батыр»)

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

«Калевала» – карело-финский народный эпос

«Вам из диких стран принёс я эту песнь о Гайавате!» (Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Из древнего эпоса северо-американских индейцев)

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»

ГОМЕР «ОДИССЕЯ»

«…Старца великого тень чую смущённой душой» (анализ фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»)

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 3)

Развитие речи. Сочинение по разделу  «То времена, то деяния...»

Раздел 4. Открывая мир вокруг...

Книга – учебник жизни

И.С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ», «БИРЮК»

Рассказ о страдающих душах

(И.С. Тургенев «Муму»)

Глубокий интерес к

человеку (И.С. Тургенев «Бирюк»). Подготовка к домашнему сочинению

Книга 3

Л.Н. ТОЛСТОЙ «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ»

Чувство, живущее в сердце солдата (по рассказу Л.Н. Толстого

«Севастополь в декабре месяце»)

Поэты о войне

Письменная работа

Александр Грин «Четырнадцать футов»

Наше тайное «я» (изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов»)

О. ГЕНРИ «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ»

Что такое истинный шедевр (по рассказу О. Генри «Последний

лист»)

 А.С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «ВЫСТРЕЛ»,

РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

«Предаю тебя твоей совести» (нравственные проблемы повести

А.С.Пушкина«Выстрел»)

Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Офицер становится разбойником

Искалеченные судьбы сына и дочери

Письменная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 4)

Развитие речи. Сочинение по разделу «Открывая мир вокруг…»

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы...25ч.

БАСНЯ КАК ЛИТЕРА-

ТУРНЫЙ ЖАНР 4ч.

Басня и её история

Великий мастер русской басни (творчество И.А. Крылова)

М.Е. САЛТЫКОВ-

ЩЕДРИН «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

Страшная сила сатиры

(М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

А.П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова

Н.А.Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей»

Умей отличить эпиграмму от эпитафии!

Что такое фельетон? (И.Ильф, Е.Петров «Любителям футбола»)

ДЖЕРОМ К.ДЖЕРОМ.

«ТРОЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ,НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ»

Хорошо втроём в лодке…не считая собаки (Джером К. Джером и его книга «Трое в одной лодке, не считая собаки»)

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 5)

Развитие речи. Сочинение по разделу «Смеясь сквозь слёзы...»

Стихи из заветной тетради

Письменная работа

Твоя поэтическая антология

Подведём итоги (обобщающий урок)

Защита проектов

Резервные уроки

1

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

3

2

1

1

1

3

2

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

3

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

2

2

2

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс УМК Р.Н Бунеева.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК Р.Н Бунеева....

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой .

Рабочая программа по литературе для шестого класса к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...

Рабочая программа по литературе шестого класса (к учебнику В.Я.Коровиной)

Рабочая программа по литературе шестого класса (к учебнику В.Я.Коровиной)...