Психолого-педагогические условия для усвоения учащимися учебно-познавательной информации через обучение русскому языку по УМК под редакцией академика Е.А.Быстровой
статья по русскому языку на тему

Спиридонова Инна Юрьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_usloviya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова И.Ю.

г.Красный Сулин, МБОУ гимназия №1

Психолого-педагогические условия для усвоения учащимися учебно-познавательной информации через обучение русскому языку по УМК под редакцией академика Е.А.Быстровой

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым УМК.                                                                                                         Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.                                        Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

- возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;

- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;

- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.                                                Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане УМК по русскому языку под редакцией академика Е.А.Быстровой предоставляет широкую возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.                                                        Установлено, что оптимальный уровень активности учения школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности учителя и учащихся, которая определяется учетом совокупности следующих факторов: целью, содержанием и характером учения, методами обучения, реальными учебными возможностями и возрастными особенностями школьников.                                                 Изучение школьниками нового материала требует постановки перед ними познавательной задачи и активизации способов умственной деятельности, направленных на ее выполнение. Организация и стимуляция познавательной активности будут тем более необходимыми, чем более сложным и трудным для понимания является новый материал. Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе учителя, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто. Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, на наш взгляд, является системный подход к формированию лингвистической компетенции учащихся средствами нового УМК.        Если обратиться к словарю, то понятие «лингвистическая компетенция»  трактуется как знание системы языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе речевой деятельности. Однако в методике преподавания русского языка лингвистическая компетенция рассматривается неоднозначно. С одной стороны, она представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися и включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, а с другой - специфика преподавания русского языка в школе открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает  формирование представлений "о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется»,  усвоение тех сведений о роли языка в жизни человека, на которых воспитывается устойчивый интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку, а также обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях. Таким образом, развитие у детей лингвистической компетенции должно способствовать решению важнейшей задачи – учить ребёнка мыслить.                                                                    Значимость понятия лингвистической компетенции учащихся подчеркивают многие ученые - лингвисты и методисты  - Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, А.Д.Дейкина, Т.С.Кудрявцева и др., и сегодня она является одной из содержательных линий проверки знаний учащихся на итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. В течение уже семи лет наши выпускники проходят итоговую аттестацию в форме Единого экзамена, и, анализируя их результаты, мы можем сказать, что проблема формирования у детей лингвистической компетенции является одной из главных. В современных условиях перед каждым учителем стоит серьёзнейшая задача: найти эффективные методические средства для успешного формирования у учащихся лингвистической компетенции.                         На наш взгляд, особая роль в этом сложном процессе отводится выбору УМК, в котором были бы заложены возможности для реализации системного подхода к формированию данной компетенции и учтены  психолого-педагогические условия усвоения учащимися учебно - познавательной информации.  Мы считаем, что такой подход в полной мере реализован в УМК по русскому языку под редакцией академика Е.А.Быстровй для 5 – 9 классов (М., «Русское слово» 2010г.).  Системными компонентами этого учебника являются:

  1. включение раздела "Основные сведения о русском языке и русистике" с краткой характеристикой русского языка как языка великого русского народа и изложением важнейших вопросов русистики и ее истории. Например, первый урок в 5 классе по теме «Наш родной русский язык» открывается текстом - отрывком из произведения К.Ушинского о родном языке и его роли в жизни народа, а осмысление прочитанного текста подкрепляется словарной статьёй из «Словаря русского языка» С.Ожегова и творческим заданием: «Известный языковед Ф.И.Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Мы называем его родным. Многие народы родной язык называют «языком матери». Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой в изучаемом вами иностранном языке?»             А в 7 классе тема «Русский язык в современном мире» подаётся на основе научно-популярной статьи с заданиями на осмысление прочитанного : «Расскажите, что вы знаете о способах распространения русского языка в современном мире»  или «Что, по вашему мнению, необходимо для поддержания русского языка в мире?»  А такие проблемные вопросы, как: «Как вы думаете, какие явления русского языка будут трудны для носителя изучаемого вами иностранного языка и почему?», «Почему русскому человеку легче изучить украинский, чем, например, финский язык?» помогают формировать лингвистическую компетенцию учащихся в контексте проблемы  воспитания языковой личности школьника. Кроме того, мы видим, что системный подход в работе по данному направлению реализован в преемственности заданий в рубрике «Русский язык в мире других языков» и подводит учащихся к творческому осмыслению учебного материала, начиная с пятого класса.
  2. Включение информации о развитии лингвистической науки и ее исследователях-творцах, их научных открытиях, о методах изучения языка. Так, в учебнике 5, 6, 7 классов школьники черпают  информацию о научных открытиях крупнейших отечественных ученых-языковедов, « чей ум отражен в выведенных ими закономерностях и законах»: о самоотверженной работе, подвижничестве, о борьбе за сохранение культуры родного языка и о вкладе выдающихся отечественных ученых - лингвистов М.В.Ломоносова и А.Х.Востокова, В.И.Даля и Ф.И.Буслаева, И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В.Щербы, А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова, В.В.Виноградова, Е.Д.Поливанова, А.А.Реформатского в развитие различных областей науки, что, несомненно, расширяет кругозор учащихся, способствует  формированию у школьников взгляда на родной язык, на основы лингвистического мировоззрения. Основной эффективной формой работы в этом направлении, на наш взгляд, является поиск учениками дополнительной информации к сведениям, содержащимся в учебнике, и их презентация, создание собственного проекта. К самостоятельной творческой деятельности детей подталкивают задания такого типа: «Докажите, что в государстве, в котором живут люди разных национальностей и говорящие на разных языках, нужен единый язык общения» (5 класс) или: «Назовите имена русских писателей, учёных, деятелей культуры, которые получили мировую известность и признание. Что вы о них знаете? Как вы думаете, почему они имеют огромное значение не только для России, но и для всего мира? Напишите об этом сочинение-рассуждение» (7 класс), которые помогают  формировать  мышление, развивать чувство любви к родному языку, через язык осмысливать  общечеловеческие ценности, воспитывать личность, интеллектуально  развивать школьников.  
  3. Подача учебно-познавательного, научно-популярного материала, адаптированного для школьного возраста и содержащего систему заданий, которая направлена на поэтапное формирование лингвистической компетенции, предусматривающей овладение способами действия, предполагающих как усвоение теоретических сведений о языке, так и формирование умений, обеспечивающих их употребление в речи; разработка системы заданий и упражнений, реализующих деятельностный аспект изучения грамматических понятий и способствующих формированию лингвистической компетенции учащихся.

Во-первых, в учебнике продуманы максимально возможные варианты использования различных средств информации: текст параграфа (в том числе включение рубрики «Знаете ли вы, что…»), таблицы,  схемы, даны ссылки на справочники и энциклопедии, словари.

Очень интересны и отвечают веянию времени задания из рубрики «Наш помощник Интернет»: например, в 5 классе упр.№292 (ч.1): «Во Всемирной паутине помещён Интернет-портал «Русский язык» (www.gramota.ru). На нём можно познакомиться с электронными словарями и справочниками по русскому языку. Сформулируйте 3-4 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ» или в 7 классе: «О чём может поведать герб вашего города? С помощью информации из Интернета подготовьте такой рассказ, используя причастные обороты»

Во-вторых, учебный материал к каждому занятию подобран таким образом, что на любом этапе урока проводится работа с информацией с целью ее осмысления: задания не предполагают механической отработки орфографических и пунктуационных навыков, а используются задания, определяющие ориентацию школьников на задачу. Например, в 5 классе при изучении темы «Глагол» в рубрике «Проверяем себя» дано такое задание: «Определите, какое общее значение объединяет глаголы каждой группы. Продолжите ряды слов: Жужжать, чирикать, булькать…; Бежать, плыть, ехать….; Говорить, лепетать, произносить…; Переживать, дремать, грустить…; Синеть, белеть, чернеть…; Копать, сеять, боронить… Продолжите ряды своими примерами».  В 7 классе, изучая правописание Н и НН в причастиях, учащиеся после изучения теории  получают задание «Почему возникают трудности при написании Н и НН в причастиях? Что необходимо знать и уметь, чтобы преодолеть эти трудности? Составьте свой алгоритм действий при выборе Н или НН в причастиях». Таким образом, в данном УМК представлена разработанная система заданий и упражнений, реализующих деятельностный аспект изучения грамматических понятий и способствующих формированию лингвистической компетенции учащихся.

            В-третьих, предметная основа русского языка предполагает использование

          графических средств в изложении программного материала (таблицы, схемы,

          алгоритмы и т.д.) Графические средства, используемые в учебнике, реализуют, в

         первую очередь, зрительную наглядность и предполагают определённую

         группировку и систематизацию изучаемого материала. Они позволяют широко

         использовать приём сравнения, что является мощным фактором активизации

         самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом для развития

         творческих способностей обучающихся предлагается организованная система

         деятельности в определённом порядке:

-  внимательное перечитывание изучаемого материала;

- выделение в нем абзацев;

- определение в абзацах главной мысли;

- определение и выписывание опорных слов;

- объяснение материала по полученной схеме.

Этот системный компонент предполагает высокий уровень активизации  мыслительной деятельности, развитие аналитического и синтетического способов мышления, приводит знания в определённую легко воспринимаемую систему, придаёт процессу обучения практическую направленность.

В-четвёртых, эффективным системным компонентом является своеобразный теоретический модуль, который подаётся также на основе преемственности: так, в 5 классе мы изучаем темы «План текста», «Типы речи: повествование, описание, рассуждение», а в 7 – «Простой и сложный план», «Типы и стили речи. Научно-учебный, научно-популярный, публицистический стили речи».  Каждый такой модуль содержит теоретические сведения, примеры, тренировочные задания, задания для самопроверки и обязательно – творческие. Это значительно оптимизирует процесс обучения в целом и подготовку детей к итоговой аттестации в частности, позволяет сосредоточить внимание  на том аспекте лингвистического анализа, который вызывает затруднения у конкретного учащегося.

Таким образом, системный подход к формированию лингвистической компетенции учащихся, предлагаемый УМК под редакцией Е.А.Быстровой, позволяет сочетать комплексные, интегративные и частные дидактические цели, основан на преемственности учебного материала и способов его подачи,  позволяет добиваться хороших базовых знаний по предмету (причём знаний не абстрактных, а конкретных, тех, которые необходимы при выполнении заданий государственной итоговой аттестации), формирует лингвистическую компетенцию учащихся, способствует овладению ориентированных знаний, развитию индивидуальных способностей учащихся.                                          Человек может быть наделен врожденной способностью владеть языком и овладевать  чувством языка, являясь языковой личностью от природы, или сформироваться как языковая личность в процессе школьного обучения. Поэтому велика роль общеобразовательной средней школы в развитии у учащихся желания совершенствования в языке, стремления к достижению языкового идеала. Обогащение школьников новыми знаниями о русистике и  ее ученых-исследователях, освоение научной терминологии повышает лингвистическую компетенцию и общую эрудицию учащихся, способствует формированию языковой личности школьников, создаёт необходимые психолого-педагогические условия для получения качественного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)

Цели урока. 1. Обобщение и систематизация  знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование  УУД:  личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....

Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...