Урок-игра по теме "Фразеология"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Костянова Анна Николаевна

Закрепление и контроль знаний в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskaya_igra_po_teme_frazeologiya.pptx1.66 МБ
Файл filologicheskaya_igra.docx264.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филологическая игра по теме «Фразеология» Семи пядей во лбу

Слайд 2

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазами , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит. «Поймай фразеологизм»

Слайд 3

«Что я вижу!»

Слайд 4

«Что я вижу!»

Слайд 5

«Что я вижу!»

Слайд 6

«Что я вижу!»

Слайд 7

«Что я вижу!»

Слайд 8

«Что я вижу!»

Слайд 9

«Переменка!»

Слайд 16

« Перепутаница » как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу

Слайд 17

Спасибо за игру!



Предварительный просмотр:

Урок- игра«Семи пядей во лбу»

Закрепление и контроль знаний по теме "Фразеология"

Подготовила учитель русского языка и литературы

Костянова Анна Николаевна

6 класс

Цели: формирование познавательной активности

Ожидаемые результаты: 

Предметные результаты:

  • Умение толковать значение фразеологизмов , заменять их  синонимами и антонимами;
  • Употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

  • Адекватное понимание информации  сообщения;
  • Определять тему и цель урока;
  • Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
  • Умение оценивать достигнутых результатов.

Личностные результаты:

  • Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

Оборудование:

  1. Компьютер, видеопроектор, экран.
  2. Карточки  индивидуальными заданиями
  3. Таблицы для подсчета баллов
  4. Раздаточный материал

  1. Вступительное слово учителя

Дорогие мои, мы  подходим к завершению изучения раздела "Фразеология".

Сегодня я бы очень хотела проверить, чему же вы научились.

Давайте вспомним изученное:

- Напомните, пожалуйста, что изучает фразеология?

- А что означает «семи пядей во лбу»?

Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.

Итак, начинаем нашу игру. Вам предстоит продемонстрировать и личные знания, и умение работать в команде.За каждый правильный ответ вы вносите в свою таблицу результатов 1 балл, за групповое выполнение задания по баллу получают участники победившей группы.

Конкурс 1. Разминка.

Дайте толкование фразеологизму:

  • Заблудшая овца (овечка) – человек, сбившийся с правильного жизненного пути.
  • Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
  • Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.
  • Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
  • Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.
  • Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.
  • Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.
  • Отогревать (согревать) змею на груди (за пазухой) – проявлять внимание, заботу, любовь и т.п. к человеку, который впоследствии платит за это неблагодарностью.
  • Змея подколодная – злобный, коварный, опасный человек..
  • Какая муха укусила (кого-либо) – чем вызвано такое странное поведение; что случилось с кем-либо; о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо.
  • Как сонная муха – вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.
  • Белые мухи – снег, снежинки. О падающем снеге.
  • Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незаслуженно большое значение.
  • Мухи дохнут (мрут) – невыносимо скучно.
  • Мухи не обидит – кроткий, безобидный, добрый.
  • Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
  • Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.
  • Медвежий угол – отдаленное, глухое, малонаселенное место; захолустье.
  • Конь (еще) не валялся у кого, где – ничего еще не начато, не сделано кем-либо.
  • Оседлать своего (любимого) конька, садиться на своего (любимого) конька – начать говорить, рассуждать, распространяться на излюбленную тему.
  • Не в коня корм – не идет на пользу кому-либо. О пище, о еде; не может быть должным образом оценено, понято кем-либо. О том, что делается для кого-либо.
  • Врет как сивый мерин – бессовестно, беззастенчиво, беспредельно.
  • Темная лошадка – о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
  • Рабочая лошадка – о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.

Что объединяет все эти фразеологизмы (во всех упоминаются животные)

Конкурс 2. Поймай фразеологизм (выполнятся группами по 4 человека)

 На доске вам предложен ряд словосочетаний, куда включены и фразеологизмы. Командам надо найти и «выловить» только фразеологизмы, составить с ними небольшие предложения. Побеждает команда, составившая большее число предложений за 5 минут.

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазами, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

Конкурс 3. «Части тела»

Вам предлагается вспомнить фразеологизмы, где бы упоминались части тела человека. Например: остаться с носом.  Вы  поочерёдно называете фразеологизмы, за каждый правильный ответ плюсуете себе баллы. Если вы затрудняетесь с ответом, просто скажите «сдулся» или «пролетаю».

Конкурс 4. «Что я вижу!» (выполняется группами)

Сейчас перед вами появятся изображения, обозначающие определённые фразеологизмы. Вам надо «расшифровать» какой фразеологизм имел ввиду художник.

Конкурс 5 «Художники»(выполняется группами)

А теперь вам самим нужно зашифровать фразеологизм для соперников. Но так, что б его содержание нашло отражение в вашем рисунке. (Командам даются карточки с фразеологизмами, после окончания работы они демонстрируют её соперникам, те называют задуманный фразеологизм)

«Переменка» (физкультминутка)

Хватит лясы нам точить, нужно тело укрепить. Подниметесь дружно все со стульев, разомнитесь, повернитесь, на месте потопчитесь. А теперь опять присядем и засучив рукава продолжим работу.  

Конкурс 6 «Собиратели» (выполняется группами)

Представляете, кто-то подшутил надо мной и вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их за 2 минуты.

(как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовыхрасхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).

Конкурс 7. «Блиц-опрос»

Фразеология не может жить без других лингвистических наук. Всё в языке взаимосвязано, он как живой организм многогранен и изменчив. Вам предлагаются вопросы, которые затрагивают и другие разделы языка. Кто больше даст правильных ответов, тот и победит в этом конкурсе.

1.Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)

2.Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)

3.Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)

4.Яйцо в геометрии. (Овал)

5.Мудрое время суток. (Утро)

6. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс)

7. Именно этого слова не хватает в перечне, который надо запомнить  «Замуж

невтерпёж». (Уж)

8. Изменение имени по падежам. (Склонение)

9. Что есть и у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного   на     бумаге? (Корень)

10. Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкинпризывал «жечь сердца людей». (Глагол)

11. Сколько букв в русском алфавите? (33)

12. Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)

13. Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)

14. Определите значение слова десница (правая рука)

15. Что обозначает слово ВЕЩИЙ в  поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)

16. На основе какой азбуки было создано русское письмо? (на основе кириллицы)

17. Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)

18. Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна,  месяц)

19.С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголом)

Конкурс8  « Сочинители»(выполняется группами).

Следующее задание творческого характера: вам нужно сочинить небольшой рассказ на тему «Однажды на уроке  (в школе)…», употребив как можно больше фразеологических оборотов.  (5-7 мин) Участники команды, сочинившей самый богатый фразеологизмами текст, получает дополнительные баллы.

А теперь давайте подсчитаем наши результаты. (Вручение медали «Семи пядей во лбу»)

- Понравилось ли вам наше занятие?

-Что вызвало наибольший интерес?

Всем большое спасибо.  Надеюсь, что наше сегодняшнее повторение поможет вам на контрольной работе. До новых встреч!

C:\Users\САША\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\пр.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...