Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Сардарян Ольга Георгиевна
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).
Содержание и организация урока существенно обогащаются за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями, При этом ученики в совместной  с учителем и одноклассниками поисковой деятельности находят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и грамматическое значение предложения (8 класс)

Цель урока: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения.

Задачи:

  1. Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию умений ставить и решать учебные задачи; ввести понятия разграничения с/с и предложений, проанализировать строение предложения;
  2. Развивающая: способствовать развитию у учащихся мыслительных действий анализа, синтеза, обобщения;
  3. Воспитательная: формировать положительную я-концепцию, умение работать в группах, общаться, отстаивать свою точку зрения .

Оборудование: таблицы ( для каждого ребенка-прил.№1- заполняется по ходу урока), презентация.

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Повторение изученного.

  1. Запись (слайд № 1):

Бр…дить, чу…ствительное, ненавидиш…, сер…це, лож(?), ле…гий, вс…гда, (в) л…су, бага…, пор…жать, выр…стить, т…лант, р…стение, оч…нь ж…лать, к…лосья, з…лотые, про…вился.

Предмет и его признак

Предмет, на который направлено действие

Признак действия или другого признака

Задание: внимательно посмотрите на запись, соедините слова по двум признакам сразу.

- По каким? (по орфограмме и по типу подчинительной связи).

(Работа в тетрадях, 1 человек у доски).

Предмет и его признак: чувствительное сердце, легкий багаж, золотые колосья.

Предмет, на который направлено действие: бродить в лесу, ненавидишь ложь, вырастить растение,

Признак действия или другого признака: всегда поражать, очень желать.

-Объясните свой выбор.

-Определите способы связи в каждой группе. Как называется это явление языка?

2. Повторение теории.

-Что называется словосочетанием?

-Из чего состоит словосочетание?

-Как строятся словосочетания (по виду подчинительной связи)

3. Задание (по подготовке к ГИА №2, №7):  замените  словосочетание «золотые колосья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

-Почему нельзя этого сделать? (это метафора).

-А что такое метафора?

4.-А теперь скажите, какие слова вы не определили ни в одну из групп?

Проявился талант- это грамматическая основа предложения.

-Попробуйте определить тему урока. (Запись в тетради и заполнение таблиц)

- Итак, тема урока «Строение и грамматическое значение предложения». Опираясь на данную тему сформулируйте цели урока.

         III. Работа над темой.

      1.         -Чем же отличается предложение от с/с? (продолжаем заполнять таблицы)

               -Где изучается предложение? (синтаксис)

       2. Работа с предложениями (работая с предложениями, продолжаем заполнять таблицы):

  1. Большой талант требует большого трудолюбия.
  2. Умение работать, трудиться- это ведь тоже талант .(К.Станиславский)
  3. Разве можно зарывать талант в землю?
  4. Трудитесь много и самоотверженно, чтобы не погубить свой талант! (Г.Бакулина)
  5. Чтобы данный от природы талант развивался, человек должен много трудиться.

Задание:

-Сравните 1и 5 предложения. Что вы о них можете сказать? (простое и сложное)

-Охарактеризуйте предложения с точки зрения высказывания. (повествовательные-1,2,5; вопросительное-3; побудительное-4)

-Сравните 4 предложение со всеми остальными. (восклицательное-имеет эмоциональную окраску)

-Сравним 1 и 3 предложения по строению грамматической основы (двусоставное и односоставное)

- Докажите, что 1  предложение распространенное.

-Объясните постановку запятой в 4 и 5 предложениях.

3. Словарная работа.

- Прочитайте еще раз внимательно предложения, определите над каким словарным словом мы будем работать?

Талант (это слово встречается во всех  предложениях )

-Охарактеризуйте его с точки зрения (3 ученика работают у доски):

1. Морфемики

2.Морфологии

3.Лексики. (работа со словарем Ожегова)

Талант-          1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные данны

                         2.Человек, обладающий такими качествами

             - Какое это слово? (многозначное)

              - Образуйте от данного слова прилагательное, определите способ  образования                         (талантливый-приставочный)

   4.       - Найдите предложение в котором есть фразеологизм? (подготовка к ГИА № 2)

            -Назовите его значение (Зарыть талант в землю-не дать развиться таланту,

              дать заглохнуть таланту).

             - Расскажите о происхождении данного фразеологизма (подготовленный ученик читает текст)

- А сейчас мы будем работать в группах с текстом, который вы сейчас прослушали. Но прежде мы проведем физкультминутку, которая называется «Гамма»  (кинезиологическая «для ума и сердца» -физкультминутка).

5. Работа в группах.

Текст «Талант»

(1)Талант очень старое слово.(2) В древнем мире так называлась самая крупная мера веса и самая большая денежная единица.(3) Рассказывают, что в давние времена жил богатый человек, хозяин поместья.(4) Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трем рабам деньги- таланты.(5) А когда вернулся, спросил отчет.(6) Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что употребили деньги в дело, которое принесло прибыль.(7) Третий отдал только то, что получил. (8) Данный ему талант он зарыл в землю, где тот пролежал  без пользы.(9) Отсюда и выражение «зарыть талант в землю», то есть не использовать его.(10) История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами. (11) И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одаренность.

Каждая группа получает задание:

Задание для группы №1.

  1. Укажите грамматическую основу в 1 предложении.
  2. Объясните постановку тире в этом же предложении.
  3. Выпишите из предложения 3 все словосочетания.

Задание для группы № 2.

  1. Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением.
  2. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание.
  3. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.

 Задание для группы № 3.

  1. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.

Проверка заданий в группах.

- Оцените работу в группах.

-Справились ли вы с заданием?

Делаем выводы, полностью заполняем таблицу.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

V. Домашнее задание упр.№ 70 (творческое задание )

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей- словесников. Урок построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).

Содержание и организация урока существенно обогащаются за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями, при этом ученики в совместной  с учителем и одноклассниками поисковой деятельности находят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением.

Приложение  № 1 ( таблица)

Предложение

Роль в языке

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях

Строение и виды предложений по количеству главных членов          

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения)

Виды предложений по количеству грамматических основ

Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ

 Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу)

Виды предложений по интонации

Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией)  и невосклицательные

Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов

Распространенные (есть  второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют)

 Виды предложений по осложненности

Осложненные предложения (имеются  обращения,  или вводные слова, или однородные члены, или обособления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....

Урок по русскому языку: Способы толкования лексического значения слова.

Урок развития умений. Учащиеся учатся пользоваться разными словорями и находить нужную информацию....

Конспект урока по русскому языку "Разряды прилагательных по значению" (6 класс)

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по УМК Бабайцевой....

Разработка урока по русскому языку в 8 классе"Значение личных местоимений в речи"

Конспекта урока по русскому языку в 8 классе по теме "Значение личных местоимений в речи" разработан в соответствии с умственными способностями обучающихся с нарушением интеллекта. Обучающие...