презентация "Активные методы обучения русскому языку"
презентация к уроку по русскому языку на тему

Пусикова Наталья Александровна

В презентации описаны некоторые приёмы повышения познавательной активности учащихся на уроках русского языка, в частности, подробно представлены этапы целепогагания, выведения темы на уроке, расписан инструментарий учителя. Особое внимание уделено таким приёмам, как "Инсерт", "Лингвистический эксперимент". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aktivnye_metody_obucheniya_russkomu_yazyku.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения русскому языку Подготовила: Пусикова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы ОГКОУ «Школа – интернат №92» г. Ульяновска

Слайд 2

Главная цель обучения русскому языку - Развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем запасом лексических и грамматических ЗУН , которыми они владеют на активном уровне

Слайд 3

Причины снижения активности учащихся: Дети часто не осознают, зачем им вообще учиться; Не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; Устаревшие методики, используемые учителями, не отвечают потребностям детей

Слайд 4

Мотивация; Целеполагание; Инструментарий (методы) Три составляющих активности:

Слайд 5

Мотивация активности Стремление самостоятельно решать интересные задачи; Попытаться завоевать авторитет в глазах сверстников; Рассмотреть свою деятельность с точки зрения её пользы для себя и людей

Слайд 6

Целеполагание Правило №1: прежде чем ставить цели, нужно мобилизовать ребят на деятельность (через сравнение, группирование, классификацию лингвистического материала); Правило №2: Функцию постановки целей урока нужно отдать детям!

Слайд 7

Пример целеполагания: Сгруппировать между собой слова , в которых пропущены одинаковые орфограммы: Пос… дить Чу…ствительное Пор…жаться В т…плице Сер…це Вс..гда

Слайд 8

Пример целеполагания Определить, какая синтаксическая единица у нас получилось Пос а дить в т е плице; Чу в ствительное сер д це; словосочетание Вс е гда пор а жаться Сформулировать тему урока

Слайд 9

Что вы ждёте от урока? На какие вопросы нужно ответить, чтобы изучить эту тему? Что мы с вами уже знаем? Какую цель к уроку мы с вами поставим? Пример целеполагания ?

Слайд 10

Инструментарий учителя - словесника Активные методы обучения Моделирова- ние ситуаций Деловые, имитац. и ролевые игры Лингвистиче- ский эксперимент Текстоцент-рич. подход Эвристиче- ские(пробл.) задачи Алгоритми- зация и структури- рование Тренинго- вые технологии Проектно – исслед. деятельность

Слайд 11

Метод алгоритмизации и структурирования 72 орфографических правила 14 блоков Краткий, чёткий алгоритм (не 3 – 4 шагов)

Слайд 12

Алгоритм «Ь после шипящих» Определи часть речи глагол кр. прилаг. существ. наречие прич. Ь Ь она,одна он,много Ь Ь

Слайд 13

Составление плана; Тезисы; Схема; Таблица; Словарь ключевых слов; Приём инсерт Структурирование при работе с учебником

Слайд 14

Структурирование при работе с учебником Пролистайте параграф Какие структурные элементы вы можете выделить? Какой материал отличается по цвету, как вы думаете, почему? Зачем материал представлен в виде таблицы (схемы, алгоритма)? Почему задания предлагаются в такой последовательности? Можем мы сначала поработать с последним упражнением, а затем вернуться к первому?

Слайд 15

Ученики самостоятельно производят анализ теоретического материала: Я это знаю и с этим согласен; Я не согласен с этим; Это ново для меня; ? Не совсем понятно, хотелось бы поподробнее Приём инсерт

Слайд 16

Приём инсерт как этап урока Тема «Главные члены предложения» (5 кл.) Фронтальный опрос Инсерт Традиционный Компетентностный

Слайд 17

Приём инсерт как этап урока Заполнить 1 графу таблицы самостоятельно: САМОДИАГНОСТИКА Знаю Узнал Хочу узнать

Слайд 18

Приём инсерт как этап урока Заполнить 1 графу таблицы совместно с классом: Сравнение своих достижений с уровнем одноклассников СТИМУЛ Знаю Узнал Хочу узнать

Слайд 19

Приём инсерт как этап урока Дифференцированная работа над 2 графой: Сильные: прочитать материал учебника и заполнить графу самостоятельно. Слабые: поработать над конкретными примерами, прочитать материал, обсудить, что нового узнали, заполнить графу Знаю Узнал Хочу узнать

Слайд 20

Приём инсерт как этап урока Совместно заполнить 3 графу проблемными вопросами и заданиями: Например, всегда ли подлежащее выражено существительным или местоимением? Приведите трудные случаи согласования главных членов. Знаю Узнал Хочу узнать

Слайд 21

Структурирование при работе с правилами Морфемика Предложить самостоятельно сформулировать правило правописания морфем, используя схему или алгоритм. Добавить примеры (записаны на доске в произвольном порядке) Морфология Дать правило и попросить составить по нему схему или алгоритм. Затем рассказать правило, опираясь только на свою схему, а не на учебник

Слайд 22

Структурирование при работе с правилами (шаг 1) Орфограмма Диктант 1 Диктант 2 Диктант 3 Диктант 4 Примеры ошибок Безударные гласные Сомнител. согласные Не – с разл. частями речи Н и НН Личные окончания

Слайд 23

Структурирование при работе с правилами ( шаг 2 ) На основе матрицы ошибок ученик готовит нетрадиционную форму защиты, в которой отрабатывает свою «проблемную» группу ошибок: Викторина; Ребус; Кроссворд; Игра

Слайд 24

Шаг 3: Письмо другу (индивидуальная письменная работа) Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу поделиться с тобой ……………, потому что получил…….. А ошибок всего……….. Ты знаешь, оказывается, слово…………. пишется с буквой…......., так как……………………………. А ещё я допустил ошибку в слове ………….., но теперь запомнил, что……….. Представляешь, такое простое слово как, ………. Я написал с ошибкой из – за собственной невнимательности. Несколько ошибок я допустил на правило…………, а вот слова…….. Мне следует запомнить. Думаю, что в следующей работе я учту все замечания и напишу её на…….

Слайд 25

Позволяет ученику находиться в позиции деятеля. Тренинги воссоздающего воображения: Зрительные; Слуховые; Ассоциативные Тренинговая технология

Слайд 26

Лингвистический эксперимент Цель – объяснить выбор языковых средств и установить между ними взаимосвязь. Виды : Устранение данного языкового явления; Замена языкового элемента синонимичным; Распространение текста другими языковыми элементами; Свёртывание текста; Перестановка слов.

Слайд 27

Моделирование проблемных ситуаций С ветает. Настя и Митраша собираются за клюквой. Девочка берёт с собой корзинку. Митраша вспоминает про компас отца. В пути ребят ждёт много приключений . Найдите в предложениях глаголы, определите их синтаксическую роль. Среди найденных глаголов назовите тот, который имеет только одно лицо, одно число, один род, но все три формы времени. МНОЖЕСТВО ВЕРСИЙ

Слайд 28

Моделирование проблемных ситуаций Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? Какова будет тема сегодняшнего урока? «БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ» (5 класс)

Слайд 29

Мотивирующий приём «яркого пятна» Чем отличается дом от домика, домик от домища, домище от домины? «ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ» (5 класс)

Слайд 30

Эвристические задачи Цель – научить обосновывать свою точку зрения Фонетика : Найдите два русских слова, различных по написанию, но одинаковых по происхождению; Лексика: Можно ли, не заглядывая в словарь, предположить, откуда к нам пришли слова «матрос», «мачта», «палуба»? Морфемика: Что общего между капустой и капитаном, румянцем и рудой, огородом и городом?

Слайд 31

Проектно – исследовательская деятельность Самостоятельная поисковая работа в информационном пространстве; Умение работать в команде; Приобщение к культуре исследования; Саморазвитие через самообучение; Адекватная самооценка; Умение представить продукт своей деятельности

Слайд 32

Цель – составление словарной статьи (по теме «Лексика) Лексема – любовь Распределение ролей: – энциклопедист (защищает проект), – архивариус (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколог (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнограф (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствовед (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь) Ролевая игра при создании проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы и методы обучения русскому языку

Процесс усвоения грамматики русского языка одновременно является процессом развития мышления.Совершенствование речи обучающихся способствует эмоциональному развитию ученика, т.к. истинное усвоение неп...

Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе

Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...

Активные методы обучения русскому языку и литературе как одна из составляющих здоровьесберегающего урока

       У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поста...

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Статья на тему "Использование интерактивных методов обучения русскому языку". Статья содержит раскрывает сущность интерактивного обучения, принципы, формы и методы интерактивного обучения, ф...

Диктант как метод обучения русскому языку.

Содеожание материала - виды диктантов, их достоинства и недостатки, рекомендации по проведению....

Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"

Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...