Проверочная работа по теме: "Предложения с однородными членами"
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Чигвинцева Ольга Николаевна

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ - выполнении задания 15.1 и в 11 классе для подготовки к ЕГЭ (задания №7,15, 24,25). Работа проверяет знание признаков однородных членов, разные типы их сочетания, навык постановки знаков препинания, нормы построения и употребления предложений с однородными членами. Формат рабочей тетради помогает совершенствовать не только познавательные, но и регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации и после работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_odnorodnye_chleny.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ - выполнении задания 15.1 и в 11 классе для подготовки к ЕГЭ (задания №7,15, 24,25). Работа проверяет знание признаков однородных членов, разные типы их сочетания, навык постановки знаков препинания, нормы построения и употребления предложений с однородными членами. Формат рабочей тетради помогает совершенствовать не только познавательные, но и регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации и после работы над ошибками.


Вариант I

Задание

Баллы

1. Перечислите основные признаки однородных членов (5б.):
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
3) _______________________________________________________________
4) _______________________________________________________________
5) _______________________________________________________________

2. Запишите примеры синонимических конструкций (не менее 4-х), которыми можно заменить однородные члены в предложении ПОД СНЕГОМ БАГРЯНАЯ ЛИСТВА ОСИН ПЕРЕГОРАЕТ И СТАНОВИТСЯ ПЕПЕЛЬНОЙ, ПОЧТИ ЧЁРНОЙ (4б.)
1) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________

3. Запишите четыре ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТА, в которых антонимические понятия связаны сочинительными союзами (в том числе и повторяющимися) (4б.):
1)  ________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________
4) _________________________________________________________________

4. В предложениях расставьте знаки препинания, составьте схемы, показывающие, как соединяются ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (6б.):
1) Встречаются деревья-чудеса то эвкалипт постоянно меняющий кожу то магнолия производящая огромные из тончайшего белого фарфора цветы то секвойя величиной чуть ли не с Эйфелеву башню.
___________________________________________________________________
2) Есть деревья красно-бурые и серые чёрные и зелёные узловатые и гладкие мохнатые и голые.
___________________________________________________________________
3) Древние камни накладные рельефные маски поросший травой холм сам воздух окрестности все окружающее пространство насыщено духом истории.
___________________________________________________________________
4) Дымковские игрушки не только не затерялись среди других игрушек, но привлекали внимание живописностью и своеобразием.
___________________________________________________________________
5) Лесная малина по сравнению с садовой очень мелка, но гораздо душистей и слаще своей прирученной соплеменницы.
___________________________________________________________________
6) В лесу еще сумрачно и свежо и тихо и нетронуто.
___________________________________________________________________

5. Укажите (обведите кружком) номера предложений, в которых перед союзом И не ставится запятая (знаки не расставлены) (3б.):
1)
Солнце едва показалось из-за зеленых вершин и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление.
2) Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей!
3) Обожженную глину или дерево расцвечивали водяными красками и Петрушка выходил весьма потешным: то верхом на коне избивающим палкой доктора-басурмана, то кланяющимся почтенной публике.
4) В праздники в монастырь стекались люди со всей страны, на посадской площади шумел торг, где продавались изделия местных ремесленников и конечно деревянные игрушки.
5) Скалистые хребты соединились и на фоне неба возник профиль Пушкина, обращённый к Каспию.
6) В XVII веке весь храм был расписан яркими красками и стал
напоминать веселую игрушку наподобие тех глиняных игрушек,
которые и ныне обжигают и расписывают в Дымковской слободе.

6. Дополните словарную статью примерами с однородными членами. По словарной статье определите словарь (5б.).
ДОВЕРЯТЬ – ВЕРИТЬ – ПОЛАГАТЬСЯ – ВЕРОВАТЬ
Проявлять доверие к кому-, чему-либо; считать кого-либо способным оправдать возлагаемые надежды.
ДОВЕРЯТЬ _______________________________________________________
ВЕРИТЬ      _______________________________________________________
ПОЛАГАТЬСЯ _____________________________________________________
ВЕРОВАТЬ (устар.) ________________________________________________
___________________________________________________________________

7. Запишите три предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами (3б.):
КАК… ТАК И … ___________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
НЕ ТОЛЬКО … НО И… ____________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
ЕСЛИ НЕ … ТО … ________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

8. Укажите (обведите кружком) предложения с ОДНОРОДНЫМИ определениями. Расставьте знаки препинания (3б.).
1)
Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
2) Кружева плетутся из льняных шелковых хлопчатобумажных нитей.
3) Прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
4) Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается со временами года.
5) Охота волков в малоснежных открытых пространствах несравненно эффективнее, чем в тайге.
6) Тонкий сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из
снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и
гребень, и ожерелья, и браслеты, и кольца, и головной платок.

9. Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте СХЕМЫ, объясняющие их постановку (3б.).
1) Деревянные чаши ковши солонки прялки вальки ложки коромысла лубяные и берестяные короба эти изделия украшались резьбой и росписью по кости и очень ценились.
___________________________________________________________________
2) Он отдал другим все уверенность и сомнения тяжесть перегрузок и парение невесомости бездну незнакомого черного неба и красоту внеземных зорь все чему научил что показал что подарил ему космос.
___________________________________________________________________
3) Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни и дом, и лодка и керамическая посуда и кованый светец и костяной гребень и игрушка для забавы ребенка.
___________________________________________________________________

10. Найдите (обведите кружком) примеры с ОШИБКОЙ в употреблении однородных членов (3б.)
1)
Идеалы и мода народов и эпох меняются со временем.
2) Редкая чистота воды Байкала обеспечивается жизнедеятельностью его не только уникального животного, но и растительного мира.
3) Для предупреждения высыхания рек надо отказаться от вырубки леса и лесозаготовок на побережье озера и прилегающей водосборной территории.
4) Великое сибирское озеро, мировой источник питьевой воды,
священный дар природы, удостоены чести благодаря своим
уникальным особенностям внесения в 1996 г. в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
5) С неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
6) Нигде и никто из нас не видели такого огромного, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, медуницы и конского щавеля, как на этом плесе.

Оценка:
«2» - 18
и менее баллов
«3» - 19 - 24 балла
«4» - 25 - 30 баллов
«5» - 31 - 39 баллов

Вариант II

Задание

Баллы

1. Назовите способы связи однородных членов и разряды союзов, которые используются для их связи (4б.):
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
3) _______________________________________________________________
4) _______________________________________________________________

2. Запишите примеры синонимических конструкций (не менее 4-х), которыми можно заменить однородные члены в предложении С ПЕРВЫМ ДЫХАНИЕМ ОСЕНИ ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ МАТОВО-ЗЕЛЁНАЯ СЕРОВАТАЯ ЛИСТВА ОСИН И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО (4б.)
1) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________

3. Запишите четыре ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТА, в которых антонимические понятия связаны сочинительными союзами, в том числе повторяющимися (4б.):
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
3) _______________________________________________________________
4) _______________________________________________________________

4. В предложениях расставьте недостающие знаки препинания, составьте СХЕМЫ, показывающие, как соединяются однородные члены (6б.)
1) Постепенно с ростом гриба шаровидная шапочка начинает разгибаться разворачивает края и принимает форму обыкновенной грибной шляпки.
_____________________________________________________________________
2) Юрий Гагарин напитывал своих слушателей энергией, не скрывая трудностей, пресекал нытье учил бороться верил в успех и заражал этой верой всех вокруг себя.
_____________________________________________________________________
3) Скоморохам помогали не только селяне-пахари но и птицы животные звери.
_____________________________________________________________________
4) При производстве донского фаянса используется метод уникального ручного труда и оригинальность форм изобретательность и поэтичность в декоре передающего красоту донского края фольклорные казачьи мотивы и традиции.
_____________________________________________________________________
5) Дождь стучал по крышам и трепал листья в саду и плескался на дворе в лужах.
_____________________________________________________________________
6) В деревенских кузницах ковались как подковы для лошадей да гвозди так и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины да узорные петли для ставен и дверей.
_____________________________________________________________________

5. Укажите номера предложений, в которых перед союзом И не ставится запятая (знаки не расставлены) (3б.):
1)
Книга, как и любое произведение искусства, требует сотворчества от читателя и поэтому настоящий читатель в известной степени может считать себя соавтором.
2) Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил
Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О
попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом.
3) Может быть, когда-нибудь люди назовут его светлым именем новые звёзды и не в поэтическом воображении, а наяву засияет над нашей Землёй созвездие Гагарина.
4) Лес, никогда не знавший хозяйственной деятельности человека и
находящийся в состоянии устойчивого равновесия, постоянно
меняется.
5) Безлесные берега рек и склоны речных долин легко подвергаются
размыву после таяния снега и во время обильных дождей.
6) С равным интересом следил он за гудящим косым полётом ястреба-перепелятника, преследовавшего какую-то крохотную птичку и за медлительным ходом жука и за лёгким покачиванием багряно-чёрного тюльпана, блистающего яркой девичьей красотой.

6. Дополните словарную статью примерами с однородными членами. По словарной статье определите тип словаря (5б.).
ДУМАТЬ – РАЗМЫШЛЯТЬ – МЫСЛИТЬ – СООБРАЖАТЬ.
Погружаться в какие-либо мысли, размышления, предаваться раздумью.
ДУМАТЬ  ___________________________________________________________
РАЗМЫШЛЯТЬ ______________________________________________________
МЫСЛИТЬ __________________________________________________________
СООБРАЖАТЬ ______________________________________________________
_____________________________________________________________________

7. Запишите три предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами (3б.):
КАК… ТАК И … _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
НЕ ТОЛЬКО … НО И… ______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
НАСКОЛЬКО … НАСТОЛЬКО … _____________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

8. Укажите (обведите кружком) предложения с ОДНОРОДНЫМИ определениями. Расставьте знаки препинания (3б.).
1)
Глухую тишину нарушал лишь монотонный усыпляющий звон
кузнечиков.
2) Леса сохраняют чистую пресную воду - главный природный ресурс XXI века.
3) Даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские люди любят ходить за лесной и употребляют ее исключительно на варенье, которое берегут на случай болезни.
4) Нежное сочное сладкое ядрышко ореха лежит в белой ватке, как
желток в окружении белка.
5) Если смотреть на Москву издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, она видится как сказочный златоглавый и островерхий град.
6) Толстая крепкая короткая ножка поддерживала тёмно-коричневую шляпку маслёнка.

9. Расставьте в предложениях ЗНАКИ препинания, составьте СХЕМЫ, объясняющие их постановку (3б.).
1) По убеждению первобытного человека всюду в поле в лесу на воде и в жилище он сталкивается с враждебной себе живой, сознательной силой, ищущей случая наслать неудачу, болезнь, несчастье, пожары, разорение.
_____________________________________________________________________
2) Интерьер здания может совмещать в себе творчество различных мастеров мебельщиков паркетчиков живописцев позолотчиков бронзовщиков.
_____________________________________________________________________
3) Жёлтые брызги лютиков малиновые головки луговых васильков венчики бело-жёлтой кашки и тонкие ниточки душистого колоска всё перепутано перемешано и образует душистое разнотравье.
_____________________________________________________________________

10. Найдите (обведите кружком) примеры с ОШИБКОЙ в употреблении однородных членов. (3б.)

1) Наш современник должен не только созерцать и наслаждаться
величественной красотой Русского леса, а и учиться видеть его болезни, помогать всеми возможными средствами врачевать их, охранять и защищать доброго зеленого друга.
2) Блеск полноводной, могучей, несущей воды к Хвалынскому морю Волги должен был отразиться в облике Москвы, ставшей столицей необъятной державы.
3) Храм напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами
северные деревянные церковки, украшающие поныне леса, озера и
поляны в карельской, архангельской, вологодской и костромской
сторонах.
4) Для крепкого дома нужен был карниз, резное убранство, бревна, наличники с изображениями на них русалок львов и других зверей.
5) Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшалось резьбой и росписью.
6) Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка,
богатая узорность.

Оценка:
«2» - 18
баллов
«3» - 19 – 24 балла
«4» - 25 - 30 баллов
«5» - 31 - 38 баллов



КЛЮЧ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Вариант I

Вариант II

2.

1) Под снегом багряная листва осин перегорает, становясь пепельной, почти чёрной.
2) Багряная листва осин, перегорающая под снегом, становится пепельной, почти чёрной.
3) Под снегом багряная листва осин, перегорев, становится пепельной, почти чёрной.
4) Перегоревшая под снегом багряная
листва осин становится пепельной, почти чёрной.

1) С первым дыханием осени матово-
зелёная листва осин, преображаясь до
неузнаваемости, превращается в багрец
и золото.
2) С первым дыханием осени матово-
зелёная листва осин, превращаясь в багрец и золото, преображается до неузнаваемости.
3) С первым дыханием осени превратившаяся в багрец и золото матово-зелёная листва осин преображается до неузнаваемости.
4) С первым дыханием осени матово-
зелёная листва осин, превратившаяся в
багрец и золото, преображается до неузнаваемости.

3

Ни жарко ни холодно

Ни к селу ни к городу
Правдами и неправдами
В огонь и в воду

Ни шатко ни валко
Вопрос жизни и смерти

Ни жив ни мёртв
Ни шьёт ни поре

5

2, 4, 6

2, 4, 5

6

Синонимов
Доверять другу, учителю, опыту
Верить слепо, безгранично
Полагаться на знания, силу, опыт
Веровать (устар.)

Синонимов
Думать о жизни, поездке, об отце
Размышлять о будущем, прошлом
Мыслить образно, отвлечённо, верно,
Соображать быстро, медленно

8

2, 5, 6

1, 4, 6

10

2, 4, 6

1, 4, 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Предложение"

Проверочная работа по теме "Предложение" (2 варианта)...

Проверочная работа по теме "Предложения с вводными конструкциями и обращением"

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ (за...

Проверочная работа по теме "Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями"

Работа предназначена для осуществления контроля знаний учащихся по теме "Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями"....

Проверочная работа по теме: «Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами».11 класс

Проверочная работа по теме "Пунктуация при однородных членах с обощающим словом" 11 класс 3 варианта...

Проверочная работа по теме: " Главные и второстепенные члены предложения"

Данная работа  составлена в 2 вариантах на основе пособия под редакцией С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина "Русский язык. 8 класс. Мониторинг успеваемости". На основе прочитанного текста об...

Проверочная работа на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Проверочная работа состоит из двух частей: 1 часть - теоретическая, 2 часть - практическая. В начале 5 класса важно знать, как усвоили учащиеся синтаксис простого предложения. Это помогает в дальнейше...