Программа элективного курса "Простые секреты стихосложения"
элективный курс по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Гатина Светлана Анатольевна

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Элективный курс 

«Простые секреты стихосложения»

для учащихся 5-6 классов

                                                                Автор- составитель –

                                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                                  Гатина Светлана Анатольевна

2014 год

                                                    Пояснительная записка

     Основная задача курса, реализуемого с помощью этой программы,  - развитие творческих способностей учащихся, углубление лингвистических знаний и повышение их речевой культуры, исходя из личностно-ориентированного обучения.

    В  школьном курсе преподавания литературы предусматривается изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Однако эти сведения даются зачастую разрозненными, уроки по теории литературы относительно редки, что приводит к тому,  что учащиеся способны удержать полученные на них сведения в памяти кратковременно, литературоведческая  компетентность обучающихся не до конца сформированы.  Дети чаще всего усваивают материал на уровне представления. На изучение стихотворных размеров выделяется слишком мало времени для того, чтобы у детей мог сформироваться навык определения размера и самостоятельного использования его.  Невысокая результативность освоения материала по литературоведению объясняется еще и тем, что литературоведческие понятия воспринимаются большинством школьников как скучные, сухие. Тем не менее знание и умение использовать размеры  стихотворения важны в жизни не только для развития чувства ритма; это инструмент для воплощения творческих способностей ребёнка. Это и определяет актуальность предлагаемого курса, так как он способен восполнить указанные пробелы в знаниях учащихся.

   Цель программы:

Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка; помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные  с темой «стихосложение» и «средства художественной выразительности.

Задачи программы:

1.        Учить детей рифмовать строки, определять ритм и размер стиха, анализировать прозаический текст.

2.        Развивать  творческие способности учащихся, их способности чутко воспринимать художественное слово

3.    Совершенствовать умения детей в стихосложении и составлении поэзии и прозы через разум, чувства, эмоции.

4.    Скоординировать представления о стихосложении и прозе с опорой на образцы художественных произведений.

5.    Упорядочить знания в области литературы, риторики, предметов эстетического цикла, через использование  художественного слова.

6.    Углубить понимание  поэзии и прозы через эмоциональные переживания, через любовь к  природе и родному краю.

7.    Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении русского языка и литературы, развивать культуру речи учащихся .

    Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои художественные средства, стихотворения .

       Выполняя оригинальные, творческие задания, ученики получают реальную возможность для развития своего творческого потенциала и эмоциональной сферы.

Таким образом, обучающиеся приобретут навыки элементарного стихосложения, рецензирования, научатся находить, определять и создавать наиболее распространенные средства выразительности. Важным моментом следует считать и то, что ребята смогут научиться корректному отношению к труду другого ученика, почувствовать сложность труда настоящего художника слова.

     Курс предполагает участие в нем обучающихся разного уровня  подготовленности  и мотивации и направлен на развитие индивидуальных способностей каждого участника курса. Таким образом, курс позволяет  раскрепостить учеников, способствует развитию интереса к предмету.  

  

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

                              Учебно-тематический план:

№п/п

Тема

Задачи

1.

Любимые стихотворные строки.

1.Дать возможность через чтение детьми любимых стихов прочувствовать красоту поэтического языка.

2.Прививать интерес к художественной литературе, развивать чувство прекрасного.

2.

Поэзия, ее особенности. Ритм.

Познакомить с понятием поэтической речи, дать понятие ритма.

3.

Рифма.

Определить роль рифмы в стихотворной речи, сопоставить роли рифмы и ритма. Показать детям, что им доступно умение подбирать рифмы.

Игры «Буриме», «Сочини на рифму», «Подбери рифму».

4

Первые поэтические опыты.

Показать детям, что им доступно сочинение элементарного стихотворения; раскрепостить детей; закрепить понятие о ритме и рифме.

Игра «Поэтический пинпонг» . 

5

Стихи русских поэтов о родной природе

1.Продолжить работу по выразительности и эмоциональности чтения на примере педагога.

2.Учить детей читать стихи наизусть с элементами драматизации (обыгрывая речь движением).

3.Способствовать  развитию любви к родной природе; подобрать стихи русских поэтов, которые точно характеризуют природные явления.

6.

Отзыв о стихотворении.

4.Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, учить передавать чувства и мысли лирического героя и свои собственные.

  1. Ф.И. Тютчев Неохотно и несмело…

7.

Акростих.

Познакомить с понятием «акростих», закрепить понятие о рифме, ритме; развивать веру в свои способности.

2. Игра «Сочини на имя», «Сочини на название»

8.

Тропы

Дать понятие о тропах, их разновидностях, показать, как тропы используются в поэтической речи.

9.

Эпитеты.

Познакомить с понятием «эпитет», научить подбирать эпитеты к словам; развивать чувство слова.

 Игра «Вставь эпитеты» .

10.

Эпитеты. Стихотворения с одним эпитетом.

Развивать представление об эпитете; показать, как можно построить стихотворение, используя только один эпитет.

С.Черный. Зеленые стихи.

11.

Может ли нравиться печальное?

Показать, что и печальные стихи могут быть прекрасны, что чувство грусти, сопереживания делают человека лучше, чище.; закрепление темы «Эпитеты»

2. Стихотворения русских  поэтов по теме.

12.

Сравнение.

Познакомить со сравнением, научить находить их в произведении и самостоятельно пользоваться приемом- сравнением.

Игра «Поэтический пинпонг»

13.

Стихи-загадки.

Развить представление о сравнении, показать, как прием-сравнение используется в загадках; научить создавать собственные сравнения.

Игра «Что на что похоже?»

14.

Стихи к празднику.

Научить детей писать поздравления родными друзьям, стихотворно описывать праздничные события и чувства; практически использовать эпитеты и сравнения.

15.

Колядки

Развить представление о народных праздниках и обычаях; привлечь детей к созданию собственных колядок.

Колядки

16.

Метафора.

Познакомить с метафорой как скрытым сравнением, показать, как создается метафора; научить использовать метафору в своей речи.

Игра «Поэтический пинпонг»

17.

Ирония.

Познакомить с понятием «ирония», научить чувствовать иронию, создавать иронические фразы и произведения.

18.

Сочиняем частушки.

Закрепить понятие об иронии, развить представление о возможностях ее использования.

Сочинение частушек на школьную тему. Выпуск классной газеты.

19.

Гипербола.

Познакомить с понятием, показать возможности ее использования в разных жанрах.

20.

Сочиняем небылицы.

Закрепить понятие о гиперболе, научиться практически использовать гиперболу в речи.

Небылицы разных авторов.

21-22

Олицетворение

Познакомить с понятием «олицетворение», показать, как оно создается, научить использовать олицетворения, отбирать среди получившихся олицетворений самые оригинальные.

Игра «Поэтический пинпонг»

23.

Турнир поэтов.

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Тропы». Смотр знаний. 

 1.Дать возможность каждому ребенку в ходе занятия проявить себя, почувствовать свою возможность быть полезным в общей работе коллектива.

2. Работать над умением определять настроение, которое заложил автор в свое произведение.

3. Способствовать развитию любознательности через словарную работу в ходе чтения стихов, развитию интереса работы со словом.

24-25.

Размеры стиха. Двусложные размеры стиха.

Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха.

Игра «Сорок слов из простокваши»

26-27.

Трехсложные размеры.

Развить представление об инструментовке стиха, научить строить схему стихотворной строки, определять размер стиха; показать зависимость ритма от размера стиха.

Игра «Сорок слов  из простокваши»

28.

Верлибр.

Познакомить с понятием верлибра; показать, что рифма – это необязательный показатель стиха.

29.

Символ.

Дать понятие символа, познакомить с некоторыми народными символами; научить разгадывать символы и использовать их.

30.

Стихи и история. Пишем стих ко Дню Победы.

Закрепить навыки  детей в элементарном стихосложении; развивать умение создавать «серьезные» стихи; воспитывать патриотизм.

31.

Анализ стихотворений.

Развивать умение высказывать свое мнение о чем-либо, оценивать художественное произведение, научить редактировать собственные сочинения.

32.

Повторительно-обобщающее занятие.

Способствовать совершенствованию навыка составления текстов как поэтического , так и прозаического характера.

 

33-34.

Итоговая конференция.

Смотр знаний.

Список используемой литературы 

 1.     Богомолов Н.А. Стихотворная речь. / Москва 1995г./

2.     Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Москва 1988/  

3.     Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./

4.     Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. / Москва 1994г./

5.   Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./

6. Журналы «Литература в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....

Программа элективного курса "Секреты школьного мела"

Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных ...

Программа элективного предмета «Секреты русского слова»

Материал элективного курса способствует расширению знаний и представлений в вопросах теории языка. В русском языке, в отличие от других языков, существует большое количество способов словообразования,...

Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

     Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...

Программа элективного курса "Секреты текста"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФКГОС – 2004 основного общего образования и на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В. Бабайцевой. М.: «Д...

Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"

Программа элективного курса "Секреты русской оргфографии", 9 кл....

Программа элективного курса «Секреты русского языка»

Программа элективного курса «Секреты  русского языка»  направлена на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ. Работа с тестовыми заданиями предполагает обобщение и систематизацию знан...