Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Чернова Ирина Валентиновна
НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; с правилами заполнения конверта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_luchshiy_urok_pisma.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Лучший урок письма-2014»

 

  

НОМИНАЦИЯ:

«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»

 

 

 

 

Методическая разработка

урока письма в 6 классе

 

 

  

Подготовила: Чернова Ирина Валентиновна,

 учитель русского языка и литературы

 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназии №7 села Донского

 Труновского района Ставропольского края,

проживающая по адресу: село Донское,

 Труновского района, Ставропольского края

ул. Гагарина, д.5, кв.2

 

 

 

  

Методическая разработка урока русского языка  по теме:

 «Письмо»

 (Урок русского языка в 6 классе)

 

Цели урока:

Образовательная. Познакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; с правилами заполнения конверта.

Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки  критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).

Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.

Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

Ход урока

I.Организационный этап.  «Минутка приятных воспоминаний»

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.   

Итак, мы начинаем урок.  Запишите в тетрадях число, классная работа. Тему урока запишем немного позже, когда вместе её определим.

 II. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения. («Стадия вызова». Актуализация знаний учащихся)

1.Знакомство с текстом

            - Ребята, вашему вниманию предлагается текст (текст записан на доске)

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                                                                                                          Любящий тебя сын.

 

IV. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
1. Эвристическая беседа.

            - Можно назвать эту запись текстом? Назовите  признаки текста.

            - К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?

            - К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к            своей матери).

            - Какие особенности жанра письма вы увидели?

            - Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)

           - Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?

2. Метод смысловых ассоциаций.

            Письмо... Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Запишите  ассоциативный  ряд к этому слову в  тетради. Назовите свои ассоциации.

(Ряд наиболее часто  встречающихся слов записывается на доске)

ПИСЬМО→текст→рассказ→сообщение→информация→исповедь→известие→послание →приглашение→просьба→поздравление→благодарность→ общение →мысль

Прокомментируйте свои ассоциации. Почему эти слова так  часто звучали в ваших ответах?

3. Словарно-лексическая работа.

-Что такое письмо? (Ответы учащихся) (Определение понятия записано на доске)

 ПИСЬМО-

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

2.Умение писать.

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

4. Манера художественного изображения.

(С.И. Ожегов  и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

- Что вы заметили? Однозначным  или многозначным является это слово?

- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

 V. Формулирование темы и запись в тетради.
- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем  тему нашего урока. Как же она будет звучать?  (Ответы учащихся)

Запись на доске и в тетради: Письмо.

Вернёмся к определению слова «письмо». Какое из них больше подойдёт к нашему сегодняшнему уроку? Запишите определение в тетрадь.

VI. Целеполагание.

- Итак, тема нашего урока: «Письмо». А как вы думаете,  что нам необходимо знать  о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)

- Писать письма - большое искусство, которому надо учиться с детства. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.

VII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их  с таблицей, выведенной на экран. («Стадия осмысления нового материала»)


1. Беседа «Особенности написания письма».

- Письмо. Существует ли  сейчас это средство общения? В какой форме?

- А как вы думаете, есть ли правила написания письма?

Знакомство с правилами оформления письма

(Правила оформления раздаются каждому ученику)

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано. Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)

- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 - опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о современных средствах общения)

- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)

- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)

- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?

- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит?

Готовность группы покажете сигнальной карточкой. (Ответы учащихся из каждой группы)

Давайте обратимся к таблице (раздаточный материал) и посмотрим, правильные ли выводы вы сделали.

 2.Работа с таблицей « Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме» 

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 

- Итак, мы с вами успешно прошли  первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП.
(Я знаю все  композиционные части письма и речевые формулы, используемые в письме)

VIII. Организация первичного узнавания и определения тона обращения.

- Обратимся к анализу  частей. Обращение к адресату задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.

В каждой группе свой вариант. Обсудите в группе, готовность  покажете сигнальной карточкой.

 1. Задание по группам ( раздаточный материал)

 Определите тон обращения:

1 группа. Дорогие немецкие друзья! Пишет вам Лена Петрова (дружеское).

2 группа.  Уважаемый товарищ Смирнов! Просим Вас... (официальное).

3 группа. Привет, Слон! Пишет тебе твой друг Фока (фамильярное).

 2. Творческая работа  «Пишу письмо маме»

- Писали ли  вы когда-нибудь письма? Кому они были адресованы?

В течение  пяти минут напишите  письмо своей маме. Не забудьте про тон обращения! (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 2  ЭТАП.

 (Я умею определять тон обращения и писать основную часть письма)

IX. Организация работы с конвертом.

1.Знакомство с  правилами заполнения конверта.

- Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя  к месту назначения,  необходимо адресные данные адресата и отправителя  на всех видах конвертов  указывать следующим образом: (раздаточный материал)

 в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);

в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):

наименование адресата (для граждан это фамилия, имя, отчество);

название улицы, номер дома, номер квартиры;

название населённого пункта (города, посёлка и т.д.);

название района;

название края, республики;

название страны,

почтовый индекс.

- Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.

Теперь, когда вы  знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.

 2. Практическая работа. Заполнение конверта

Задание. Заполнить конверт, в котором вы отправите написанные мамам письма

На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют самостоятельно, затем организуется взаимопроверка в группах. (В группе назначается ответственный ученик – эксперт)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 3  ЭТАП.
(Я знаю правила заполнения конверта и умею его подписывать)

X. Рефлексия.

1.Вспомните всё, о чём шла речь на уроке, и напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке» (это пятиминутное письменное задание помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками).

Через пять минут три- четыре ученика читают работы вслух, по мере необходимости им могут быть заданы одноклассниками вопросы.           

XI.  Организация объяснения домашнего задания. 

Напишите письмо тому,  кому сочтёте нужным (своей семье, другу, подруге, солдату в армию, президенту, губернатору, мэру, герою фильма, мультфильма  или любимого  произведения  и  т.д.)

XII. Оценивание результатов работы на уроке.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧКИ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 4 ЭТАПА

(Результаты  написания письма и оформления конверта)

Заполняет учитель после проверки домашнего задания

 

 

 

Приложение 1

 Современные формы общения людей.

Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту.  Электронная почта очень удобная.

Тогда возникает вопрос: Что лучше, простое письмо или электронная связь? 

 Несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма друг другу надо писать, потому что их можно хранить долго.

Простые письма можно носить в кармане, как это делали солдаты на войне, и всегда перечитывать. Если солдаты звонили бы по телефону, присылали SMSсообщения или писали электронные письма, то они не сохранились бы до наших дней. Хотя таких видов общения в то время не было.

Даже почерк говорит о многом сердцу матери, тот листочек бумаги, на котором твоей рукой написано: «Здравствуй, дорогая мамочка...»

Электронные письма невозможно хранить 60 лет, потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.

 Значит, эпистолярный жанр письма надо сохранить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Методическая разработка "Методика преподавания урока по классу баяна"

Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инс...

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока 11 класс

Развитие временных представлений обучающихся...

Методическая разработка коррекционно-развивающего урока 6 класс

Формирование представлений о составе числа...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка «Методика преподавания урока по классу баяна»

Как и в других областях педагогики, методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучени...