Конспект урока по теме: "Паронимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Никольская Инесса Валентиновна

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paronimy_i_ih_upotreblenie.docx37.03 КБ
Файл paronimy_i_ih_upotreblenie.pptx351.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №6

Паронимы и их употребление

Задачи урока

Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.

Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся.

Цели урока

Образовательные.

Дальнейшее формирование умений в определении паронимов

Формирование умений различать пары паронимов.

Формирование умений опознавания паронимов в предложении.

Развивающие.

Обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи.

Определение роли паронимов в художественном тексте.

Развитие навыков анализа художественного текста.

Подготовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с темой урока.

Воспитательные.

Воспитание коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание чувства прекрасного.

Ход урока

I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”. (слайд 1)

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики?

II. 1. Отгадайте кроссворд и узнайте их название (слайд 2)

http://festival.1september.ru/articles/650624/1.jpg

1. Мероприятия для осуществления важной общественной задачи. 
2. Перерыв между действиями спектакля, концерта. 
3. Краски, растворимые в воде. 
4. Способность к восприятию и различению запахов. 
5. Очарование, притягательная сила.
6. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. 
7. Группа людей. 
8. Овощ.

2. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.) (слайд 3)

Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”?

(слайд 4) Прочитать текст

Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Вывод

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”.

Прочтём в учебнике теоретический материал

4. Рассмотреть таблицу, сделать вывод, как образуются паронимы. (слайд 5)

5. Рассмотреть словарь паронимов, определить, какая часть речи имеет паронимы (слайд 6)

Среди паронимов значительное место занимают существительные:

абонемент — абонент;

биология — бриология;

боцман — лоцман;

бульон — брульон (черновик);

гарант — гарантия;

гуляка — гуляш;

двигатель — движитель;

индеец — индиец;

прагматизм — прогнатизм;

проектор — проректор;

регион — район;

статус — статут;

фактура — фрактура

хиппи — хипстер

гурмэ — гурман

Есть и прилагательные:

аутичный — аутентичный

горячий — горячительный;

дефектный — дефективный;

жестокий — жёсткий;

крестный (ход) — крёстный (отец);

кубанский - кубинский

скрытый (о вещи) — скрытный (о человеке);

суверенный — суеверный;

эффектный — эффективный;

языкомвый — языковомй.

А также наречия:

безответно — безответственно;

жёстко — жестоко;

сыто — сытно.

Глаголы:

послать — постлать;

приспать — поспать — переспать;

слышать — слушать;

Однокоренные (аффиксальные) паронимы:

абонемент — абонент;

вода — водка;

китаянка — китайка;

одеть — надеть;

оплатить — уплатить — заплатить;

сгореть — погореть;

фантазия — фантастика;

цивилизованный — цивильный;

человеческий — человечный;

экономический — экономичный — экономный;

этический — этичный.

Вывод: паронимами являются слова одного корня, принадлежащие к одной части речи.

Придумать 3 предложения с паронимами, используя слова этого словаря.

6. Учитель: Какова роль паронимов в речи? Послушаем сообщение ученика

Паронимы как одно из языковых явлений с давних пор используется ораторами, писателями, поэтами, публицистами, сущность которой состоит в намеренном смешении или в нарочитом столкновении паронимов: не туп, а дуб; и глух и глуп.

Паронимы могут выполнять различные стилистические функции. Так, намеренное соединение однозвучных слов является средством создания необычного образа с целью усиления его убедительности. Например, паронимы венец – венок в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Смерть Поэта”: И прежний сняв венок, - они венец терновый, увитый лаврами, надели на него…

Паронимы используют и для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность. Паронимы нередко сопоставляются в тексте: Служить бы рад, - прислуживаться тошно; возможно и их противопоставление: Я жаждал дел, а не деяний.

Роль яркой, запоминающейся гиперболы, играют слова мор – море в стихотворении В. Маяковского “Левый марш”:

Там
за горами горя
Солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!

В речи паронимы могут использоваться для выразительности, для подчёркивания какой-либо мысли.

Особенно характерно это для художественной литературы, для поэзии.

Нередко употребление сходно звучащих слов лежит в основе каламбура и придает речи юмористический оттенок; благодаря совершенно неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые приобретают при этом новую образность и выразительность; например афоризм Э. Короткова: Классиков нужно не только почитать, но и почитывать.

Паронимы используется в заголовках газетных публикаций: “Трубы и трубадуры”, “Отходы и доходы”, а также в названиях художественных произведений.

Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их - признак невысокой речевой культуры.

Художники слова учат нас бережному обращению с паронимами.

7. Составление памятки.

III. Закрепление

1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово). (слайд 7)

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

2. Составьте словосочетания с паронимами: (слайд 8)

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить

3. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. (слайд 9)

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок

Подведение итогов урока.

В форме фронтальной беседы:

1. Какие слова называются паронимами?

2. Как образуются паронимы?

3. Какова роль паронимов в речи?

Домашнее задание. (слайд 10)

  • Словник паронимов,
  • проект-презентация

Список литературы

  1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.-455 с.
  2. Введенская Л.А., Павлова Э.Г., Культура и искусство речи. Культура речи. - М., 2002. -450 с.
  3. Красных В.В Туристический или туристский? Русская речь. 1999, №6.
  4. Красных В.В жизненный или житейский? Русская речь. 2000, № 1.
  5. Ширшов И.А. Нервы и нервы. Русская реч.ь 1995, №6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста Безымя ( н,нн ) ый мастер Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

Слайд 2

П А Р О Н И М Ы М А К А Н И Я 1 2 А Н Т Р К Т 3 А К В А Е Л Ь 4 О Б Н Я Н И Е 5 О Б А Я И Е 6 И И Ц А Т И В А Н 7 К О П А Н И Я Т К В А 8

Слайд 3

Паронимы и их употребление Урок русского языка в 10 классе

Слайд 4

Кто прав? Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

Слайд 5

Образование паронимов

Слайд 6

Рассмотреть словарь паронимов, определить, какая часть речи имеет паронимы существительн прилагательн наречия Глаголы: абонемент — абонент; биология — бриология; боцман — лоцман; бульон — брульон (черновик); гарант — гарантия; гуляка — гуляш; аутичный — аутентичный горячий — горячительный; дефектный — дефективный; жестокий — жёсткий; крестный (ход) — крёстный (отец); безответно — безответственно жёстко — жестоко; сыто — сытно. послать — постлать; приспать — поспать — переспать; слышать — слушать;

Слайд 7

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках 1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

Слайд 8

Составьте словосочетания с паронимами: Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить

Слайд 9

Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова. 1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2.Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок

Слайд 10

Домашнее задание: Словник паронимов, проект-презентация

Слайд 11

Источники: http://festival.1september.ru/articles/650624 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе "Употребление безличных глаголов"

Тема "Употребление безличных глаголов" является довольно сложной для изучения. Данный материал поможет учителю тщательно подготовиться к уроку, выбрав для детей оптимальные по трудности зада...

Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"

Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи....

русский язык приложение к теме Паронимы. Словарь паронимов

для облегчения выполнения тестовых заданий...

Открытый урок по русскому языку в 11 классе на тему "Паронимы и их употребление".

План конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему: "Паронимы и их употребление"....

Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Паронимы"

Тема. Паронимы.Цели: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со с...

Конспект урока немецкого языка во 2 классе. Тема урока: «Употребление глаголов в настоящем времени. Особенности спряжения сильных глаголов с корневой гласной «е»».

Цель урока: Создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических навыков, формирования и совершенствования грамматических навыков.Задачи урока:Образ...