Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Токмакова Любовь Михайловна

Представлена технологическая карта  урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных предложений.

Работа с текстом позволяет поговорить не только о роли союзов для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и об их значении в тексте. Кроме того, интересный познавательный материал позволяет решать метапредметные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_no3.doc695 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: русский язык

Тема урока: Слитное написание союзов  ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

Дата проведения урока: 02. 03.2017 г.

Класс: 7

ОУ: ГБОУ СОШ №118

Учитель-предметник: Токмакова Л.М.

УМК: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.

Цели для ученика

Обучающие:

  •  слитное написание союзов ТАКЖЕ,ТОЖЕ,ЧТОБЫ;
  • формирование практического умения по различению союзов и местоимений(наречий)с частицами;
  • совершенствование орфографических навыков.
  • формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие критического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Цели для учителя

Образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;
  • формировать навык слитного написания союзов ТАКЖЕ,ТОЖЕ,ЧТОБЫ.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
  • создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Форма урока

урок-практикум с элементами технологии  развития критического мышления

Опорные понятия, термины
союз

наречие

местоимение

частица

Новые понятия

-

Формы контроля:

Домашнее задание
   1. для слабых учащихся-упр.385

   2.для сильных учащихся-мини-сочинение «Открытие в литературе,сделанное Д.С.Лихачевым»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

1 минута

Включает в деловой ритм.  

Проверяют готовность к уроку, записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Проверка домашнего задания

4 минуты

Организует повторение ранее изученного материала.

(приложение 1)

2 ученика на доске делают морфологический разбор союзов. Остальные учащиеся участвуют в устном опросе

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

I11. Первичное усвоение новых знаний
                   7 минут+6 минут


Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение. Приложение 2 + приложение 3)

Работают индивидуально, составляя графическую схему , презентуют свою работу, производят самопроверку .

Фронтальная  и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.
Составление графической схемы правила.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

 Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

1V. Первичная проверка понимания  8 минут

Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила.

(Приложение 4)

Объясняют правописание слов.

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

V. Актуализация.  Первичное закрепление

13 минут

Организует работу по первичному  применению новых знаний.

   Лингвистический анализ текста.

(Приложение 5)

Вклеивают тексты в тетрадь,выполняют задания к тексту. Называют фамилию известного хирурга —Пирогов.

 Индивидуальная и фронтальная формы.

Практический, исследовательский методы.

Решение орфографической задачи.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,  анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения находить          союзы  .

6.Рефлексия    

2 минуты              

Учитель организует рефлексию, задает вопросы: 1.Чем данный текст полезен? 2.Захотелось ли вам побольше узнать о Н.И. Пирогове? 3. Как данный текст связан с нашей сегодняшней темой урока?

 Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная форма

.Личностные:

 оценивание.

Регулятивные: развитие кругозора, оценка.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VII. Подведение итогов урока

2 минуты

Что нового вы узнали сегодня на уроке. Какой этап урока был для вас наиболее интересен.

Осуществляют самооценку.

Фронтальная форма.

Словесный метод.

Слово учителя.

Личностные:оценивание.

Регулятивные: саморегуляция .

Познавательные:анализ объектов с целью выделения признаков

Самооценка результатов учебной деятельности.

VII1. Домашнее задание

2 минуты

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

(Приложение 5)

Записывают домашнее задание в дневник.

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Личностные:
смыслообразование.

Познавательные:

умение подбирать необходимый материал.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения.

Приложение 1

   1 вариант. Сделать морфологический разбор союза ЧТОБЫ. (Я стал думать, что бы мне изобрести, чтобы стать известным).

   2 вариант. Сделать морфологический разбор союза ТАКЖЕ. (Вдохновение-это творческий подъем,прилив творческих сил. Обычные люди также подвержены  вдохновению.)

 Устный опрос:

Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи?

Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи?

Дайте определение: а)предлог – это...

                                   б)союз – это...

Союзы бывают...

Дайте значения слов изобретение, открытие (предварительное домашнее задание)

Приложение 2

   Задание: Записать текст, найти союзы, обвести их в овал.

Кулинарные изобретения не менее интересны, чем научные открытия. Горячие бутерброды также появились довольно давно. Несколько позднее появился закрытый бутерброд, названный в честь английского герцога Сэндвича –  политического деятеля и азартного игрока в карты. В 1762 году, чтобы перекусить во время игры и не испачкать карты , он придумал положить мясо и сыр между двумя кусками хлеба. Его друзья по игре потребовали подать себе: «Так же, как у Сэндвича».

Приложение 3

                                             Союзы  слитно

                             Другие части речи

1. тоже (=и) Я вернулся, он тоже.

2. также (=и) Я ушёл ,он также.

3. чтобы (= для того, чтобы) Остановились, чтобы отдохнуть.

1. Брат советовал мне то же, что и вы.(местоимение +частица)

2. Я сделал всё так же. (как он) (наречие+частица)

3. Что бы вы посоветовали мне прочитать? (частицу бы можно переставить) (местоимение+частица)

Приложение 4

Объяснить орфограмму.

1.Всякому человеку, что(бы) действовать, необходимо считать свою деятельность хорошею.

2.Никто так и не понял, что(бы) это значило.

3.Туляки известны так(же), как первые знатоки в религии.

4.Учёный-археолог ездил не только в Африку, в Индию он то(же) ездил.

5.Знать и уметь – не одно и то(же).

6.Философский камень так(же) должен был помочь в создании эликсира долголетия.

Приложение 5

Лингвистический анализ текста. Назовите фамилию известного врача, который впервые на поле битвы применил наркоз.

1 Велики заслуги Николая Ивановича …........ перед Родиной и, в первую очередь, перед русской армией.2 Что(бы) оказать помощь раненым бойцам, великий врач решил применить эфирный наркоз в военно-полевой хирургии. 3 В это время Кавказ был постоянным театром военных действий (1847 год). 4 В Оглах, где раненые были размещены в лагерных палатках и не было отдельного помещения для производства операций, великий человек стал специально оперировать в присутствии других раненых, что(бы) убедить последних в болеутоляющем действии эфирных паров. 5 Такая наглядная пропаганда то(же)  оказала весьма благотворное влияние на раненых, они безбоязненно подвергались наркозу.  6.Великому хирургу приходилось оперировать в «примитивном лазарете», состоявшем из нескольких шалашей из древесных ветвей, крытых соломой, с двумя длинными, сложенными из камней, скамьями, покрытыми (то)же соломой, стоя на коленях, в согнутом положении. 7 За год этот замечательный врач сделал около 300 операций под эфирным наркозом. 8 Неопровержимые исторические факты свидетельствуют о том, что на заре развития обезболивания сама Америка училась у великого русского хирурга. 9. Великий человек умер, но его блестящие научные достижения живут и поныне.

  • Докажите что это текст.
  • В каком стиле написан текст?

1.Найдите во 2-ом предложении слово, в котором правописание приставки зависит от её значения. Выпишите 1-ую букву из этого слова.

2.Выпишите из 1-го предложения простой сочинительный союз.

3.В  3-ем предложении найдите существительное, которое стоит в творительном падеже, в единственном числе. Выпишите из него 5-ю букву.

4.Найдите во 2-ом предложении простой подчинительный союз. Выпишите из него 3-ю букву.

5.Во 2-ом предложении  найдите слово, в котором правописание окончания регулируется правилом: «В окончаниях имён существительных на – ИЯ в предложном падеже пишется буква И». Выпишите из этого существительного 6-ю букву.

6.Найдите в 6-ом предложении деепричастие. Выпишите из него 3-ю букву.

7.В первом предложении найдите и выпишите простой непроизводный предлог.

                                   Портрет Н.И.Пирогова                                                     памятник на парадной лестнице ВМА                               памятник в саду бывшей Обуховской

                                                                                                                                                                                                                                         больницы (Загородный 47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Слитное раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е".

Презентация урока по  данной теме с использованием интерактивной доски.  Применены различные формы работы на уроке: фонетическая зарядка, анализ текста на экологическую тему, работа сорфогра...

Технологическая карта урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», 7 кл., учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

В технологической карте урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»  представлены все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока "Слитное-раздельное написание НЕ с причастиями".

Технологическая карта урока русского языка (7 класс). Урок ознакомления с новым материалом на основе повторения ранее изученных сведений о причастии и правила "Слитное-раздельное написание НЕ с п...

Конспект урока русского языка с технологической картой в 8 классе

Класс: 8Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И .Капинос, В.В. Львов Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемымТип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е».

Сегодня всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию,...