Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Немшанова Татьяна Сергеевна

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_chisl.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Имя числительное как часть речи

Дидактическая цель урока: сформировать представления у учащихся об имени числительном как о части речи, научить находить числительные в тексте, определять разряды числительных, отличать числительный от других частей речи через познавательную деятельность на уроке.

Задачи:

предметные:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает, на какие разряды делится, как изменяется, каким членом предложения является);
  • научить различать числительные и прилагательные, глаголы, существительные с числовым значением;
  • научить находить имена числительные в тексте;

коммуникативные:

  • уметь строить взаимоотношения с учителем и одноклассниками;
  • слышать и слушать отвечающего;
  • развивать монологическую речь;
  • работать в группах;

регулятивные:

  • приготовить свое рабочее место к уроку;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • воспринимать и выделять нужную информацию.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, презентация «Имя числительное как часть речи», проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 6 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, добрый день (слайд 1). Перед вами на доске кроссенс, все картинки которого связаны между собой. Наша задача – найти эти связи.

- Сегодня будем говорить о части речи, которая называет число.

Настраиваются на работу. Читают вместе с учителем кроссенс.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии

- (слайд 2) Перед вами лежит таблица из трех колонок «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Давайте запишем в первую колонку, что мы уже знаем об этой части речи (часть речи, называет число).

- Вспомним, что это за часть речи?

- Сегодня будем говорить об имени числительном как о части речи. Сформулируйте тему урока.

- Оформляем записи в тетради, записываем тему.

Заполняют первый столбик таблицы.

- Имя числительное

- Имя числительное как часть речи.

Оформляют записи в тетради.

  1. Выявление места и причины затруднений.

- Давайте запишем, что хотим узнать об имени числительном. Что мы должны знать о числительном как о любой части речи? Запишем вопросы во второй столбик.

- Чтобы ответить на первый вопрос, обратимся к предложению (слайд 3). Прочитайте его вслух.

- Найдите в предложении имена числительные.

- Зададим вопрос к ним.

- Ответили на первый вопрос? (слайд 4) Запишем ответ в третью колонку.

- Посмотрим, что обозначают имена числительные (слайд 5).

- Значит, все числительные можем разделить на 2 группы: те, которые обозначают количество и называются количественными, и те, которые обозначают порядок по счету и называются порядковыми числительными.

- (6 слайд) Какую синтаксическую роль выполняют данные числительные? Найдем грамматическую основу предложения, слова, от которых зависят числительные и зададим вопрос.

- Порядковые числительные всегда отвечают на вопрос какой?, а значит в предложении всегда будут определением. (слайд 7) Запишем это в таблицу.

- В данном предложении количественно числительное является дополнением. А каким членом предложения может быть еще кол-ое числительное? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику (с. 241). (слайд 8) Читаем правило и отвечает на следующие вопросы:

1. Каким членом предложения может быть кол-ое числительное?

2. Как изменяются количественные числительные?

3. Как изменяются порядковые числительные?

Слушаем ответы на вопрос и записывает ответы в таблицу.

- На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Какую синтаксическую роль выполняет?

Один ученик читает предложение.

Ученики зачитывают имена числительные.

Задают вопрос. Заполняют третью колонку таблицы.

Ученики записывают ответ на второй вопрос.

Ученики записывают схему в таблицу.

Ученики работают с предложением вместе с учителем.

Заполняют таблицу.

Работают с учебником. Ищут ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы, записывают ответы в таблицу.

  1. Физкультминутка

Ребята, нам важно уметь находить числительные в тексте и помнить, как они изменяются. Сейчас я буду называть произведения, а вы искать в их названии числительные. Если встретится количественное числительное, вы встаете и дружно произносите: «Количественные числительные изменяются по падежам». Если встретится порядковое числительное, вы садитесь и проговариваете: «Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам» (слайд 9).

Выполняют задания.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- С числительными мы встречается каждый день и всюду.

  • В каком кабинете занимаемся?
  • Сколько уроков сегодня?

- Тринадцатый и шесть – это числительные. Где еще мы можем встретиться с именами числительными?

- Я предлагаю разделиться вам на пять групп: литературоведы, историки, искусствоведы, математики, географы. Каждая группа работает с текстом и выполняет задание (слайд 10).

- Послушаем ответы каждой группы (математики последние). (слайды 11-15)

- У математиков был самый короткий текст, но самый сложный. - - (слайд 16) Давайте разберемся, почему слова «семилетний», «четырехгодовалая» и «пятак» не являются числительными. (Задаем вопросы, сравниваем с вопросами числительных). Можно ли их записать числом? А это значит, что слова «семилетний» и «четырехгодовалая» являются прилагательными, а слово «пятак» - существительным.

- В тринадцатом.

- Шесть.

Ученики отвечают.

Ученики объединяются в группы и получают задание.

Представители от групп выступают.

- Нет.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас проверим, как вы самостоятельно сможете отличить в тексте количественные и порядковые числительные от других частей речи. (слайд 17) Прочитайте предложения и выпишите только номера предложений в нужный столбик.

- Берем карандаши, проверяем таблички и ставим плюсы/минусы.

- Сосчитайте количество плюсов и поднимите руку, у кого три и больше плюсов. Молодцы!

Работают самостоятельно

Проверяют работу по эталону.

Ученики считают баллы и поднимают руки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы говорили уже, что числительные всюду. Числительные встречаются и в песнях. Давай вспомним песни, где встречаются числительные, и споем несколько строчек.

- Замечательно! (слайд 18) Вернемся к нашей таблице. На все вопросы мы нашли ответы?

- Значит, мы решили все задачи, которые поставили для себя на урок.

Поют песни, в которых есть числительные, вместе с учителем

- Да.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, вернемся к радуге, которая была на первом слайде (слайд 19). Выберете понравившийся цвет и продолжите предложение.

Ребята продолжают предложения и делятся впечатлениями от урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....