Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Морозова Юлия Александровна

урок с применением приемов развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.82 КБ
Файл imya_chislitelnoe.pptx222.38 КБ
Файл zadaniya.docx68.55 КБ

Предварительный просмотр:

Имя числительное как часть речи

(урок с использованием технологии критического мышления)

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Предмет: русский язык

Класс: 6

Номер урока в теме: 1

Базовый учебник: «Русский язык» 6 класс под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской,  - М.: Просвещение, 2008 г.

Цель урока: организовать деятельность детей по изучению новой темы.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма работы с учащимися: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный этап

Создает атмосферу учебного сотрудничества, приветствует учащихся

Приветствуют учителя

1 мин.

2.

Стадия вызова

Работа с презентацией

Формулировка темы урока.

Формулировка задач урока.

Выбор средства достижения цели урока.

Прочитайте словосочетания, данные на слайде.

Попытайтесь определить, какой частью речи являются выделенные слова.

Что нужно знать, чтобы определить часть речи слова?

Обратите внимание на последнее словосочетание. Какой частью речи является выделенное в нем слово?

Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

Какие задачи нам предстоит сегодня решить?

Где мы можем найти информацию об имени числительном?

Читают словосочетания.

Определяют часть речи выделенных слов. Для этого задают вопрос, определяют морфологические признаки слова.

Числительное.

Имя числительное

-Узнать, что такое имя числительное.

- Научиться находить числительное в тексте.

В Интернете, в справочниках, в учебнике.

7 мин.

3.

Стадия осмысление

Работа с учебником.

Работа с кластером.

Проверка кластера при помощи презентации

Выполнение упражнений

Проверка задания 1.

Задание 2.

Проверка задания 2.

Задание 3.

Проверка задания 3.

Откройте учебник на  стр. 145 и найдите информацию о том, что такое имя числительное.

На основе данного правила заполните кластер.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Обратите внимание на экран.

А теперь вспомним поставленные нами задачи урока. Мы узнали, что такое числительное?

А теперь нам предстоит решить вторую задачу, и научиться находить числительные в тексте.

Обратите внимание на задание 1. Определите часть речи данных ниже слов. Что нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?

 

Проверяем правильность выполнения задания 1.

Найдите в предложениях числительные и определите, к какой группе они относятся.

Вернитесь к нашему кластеру, и вспомните, на какие группы делятся числительные.

Итак, проверим правильность выполнения второго задания.

Обратимся к третьему заданию. В тексте (который посвящен Олимпиаде) нужно найти числительные, подчеркнуть их как члены и определить их падеж.

Какими членами предложения могут быть числительные?

Какое задание показалось вам наиболее сложным? Почему?

Читают правило, заполняют кластер.

Проверяют  кластер.

Да.

 

Читают задание 1.

Чтобы верно определить часть речи, нужно знать значение слова и правильно поставить вопрос, на который это слово отвечает.

Проверяют результаты при помощи слайда.

Читают задание.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

Выполняют второе задание.

Проверяют второе задание при помощи слайда.

В предложении числительные могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.

Читают текст задания 3, находят числительные, подчеркивают их и определяют их падеж.

Делают вывод, что числительные могут быть разными членами предложения.

Отвечают на вопрос и поясняют свою точку зрения.

25 мин.

4.

Стадия рефлексия.

Работа с таблицей

«Верные и неверные утверждения»

Проверка правильности заполнении я таблицы при помощи слайда.

Теперь проверим, как вы усвоили наш урок. Решили ли мы с вами поставленные задачи?

Обратите внимание на таблицу «Верные и неверные утверждения». Ваша задача – правильно заполнить эту таблицу.

Проверим правильность заполнения таблицы.

Да. Мы узнали, что такое числительное, на какие вопросы оно отвечает, что обозначает; и научились находить их в тексте.

Заполняют таблицу «Верные и неверные утверждения», обозначая условия своего выбора знаками «+» или « -»

Меняясь тетрадями с соседом по парте, проверяют правильность заполнения таблицы.

7 мин.

5.

Оценивание

На следующем слайде дана таблица «Проверь себя» с указанным количеством правильных ответов и оценкой за них.

Все оценки можете выставить себе в дневники.

Внимательно изучают таблицу, считают правильное количество ответов и оценивают полученные знания.

Выставляют оценки в дневники.

3 мин.

6.

Объяснение домашнего задания

Используя числительные, составьте небольшой рассказ о себе и своей семье.

Спасибо за внимание. Урок окончен. Можете быть свободны.

Записывают задание в дневники. Задают вопросы.

2 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать.

Слайд 2

Прочитайте словосочетания Солнечная погода Смотреть в окно Громко смеяться Шесть книг Какой частью речи являются выделенные слова?

Слайд 3

Имя числительное как часть речи ТЕМА УРОКА:

Слайд 4

Имя числительное Обозначает Отвечает на вопросы Делится на В предложении бывает Изменяется

Слайд 5

Имя числительное Обозначает Количество Число Порядок при счете Отвечает на вопросы Сколько? Какой? Делится на Количественные Порядковые В предложении бывает Разными членами предложения Изменяется По падежам

Слайд 6

Определите часть речи данных ниже слов Три – Двойка – Утроить – Двойной – Сотый – Двести – Пятиклассник - Пятница –

Слайд 7

Три – числительное (сколько?) Двойка – существительное (что?) Утроить – глагол (что сделать?) Двойной – прилагательное (какой?) Сотый – числительное (какой?) Двести – числительное (сколько?) Пятиклассник – существительное (кто?) Пятница – существительное (что?)

Слайд 8

1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. 2. В третий раз закинул старик невод, пришел невод с золотой рыбкой. 3. Я услыхал сегодня первый гром, он в полдень прогремел из тучки малой. 4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 5. С первого щелчка прыгнул поп до потолка. 6. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

Слайд 9

Семь – количественное; Третий – порядковое; Первый – порядковое; Три – количественное; Первого – порядковое; Тысяча – количественное.

Слайд 10

Олимпиада зародилась еще в древности, и ее родиной является Греция. Современные Олимпийские игры проводятся с конца девятнадцатого века. В двадцать четвертых летних Олимпийских играх в Сеуле участвовало десять тысяч спортсменов. Олимпийцы нашей страны завоевали сто тридцать две медали. Двадцать девятые Олимпийские игры состоялись в две тысячи втором году в городе Солт – Лейк Сити. Миллионы спортсменов из разных стран участвуют в этих соревнованиях.

Слайд 11

Девятнадцатого – определение, родительный падеж. Двадцать четвертых – определение, предложный падеж. Десять тысяч – подлежащее, именительный падеж. Сто тридцать две – дополнение, винительный падеж. Двадцать девятые – определение, именительный падеж. Две тысячи втором – определение, предложный падеж. Миллионы – подлежащее, именительный падеж.

Слайд 12

Верные и неверные утверждения 1. Числительное обозначает предмет. 2. Числительные отвечают на вопросы сколько ? какой? 3.Числительные делятся на количественные и порядковые. 4.Числительные изменяются по родам, числам и падежам. 5.Числительные могут быть разными членами предложения. 6.Числительное девять - количественное. 7.Числительное сотый – порядковое. 8. Имя числительное не обозначает порядок при счете. 9. Количественное числительное отвечает на вопрос какой? 10.Числительное не может выступать в роли подлежащего.

Слайд 13

Верные и неверные утверждения 1.Числительное обозначает предмет. Нет 2.Числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ? Да 3.Числительные делятся на количественные и порядковые. Да 4.Числительные изменяются по родам, числам и падежам. Нет 5.Числительные могут быть разными членами предложения. Да 6.Числительное девять - количественное. Да 7.Числительное сотый – порядковое. Да 8.Имя числительное обозначает порядок при счете. Да 9.Количественное числительное отвечает на вопрос КАКОЙ? Нет 10.Числительное может выступать в роли подлежащего. Да

Слайд 14

Верные ответы Оценка 10 - 9 «5» 8 - 7 «4» 6 - 5 «3» Проверь себя

Слайд 15

Домашнее задание Составьте небольшой рассказ о себе и своей семье, используя числительные.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Определите, какой частью речи являются данные слова.

Три –

Двойка –

Утроить –

Двойной –  

Сотый –

Двести –

Пятиклассник -

Пятница   –

Задание 2. Найдите числительные. Определите, к какой группе они относятся.

1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

2. В третий раз закинул старик невод, пришел невод с золотой рыбкой.

3. Я услыхал сегодня первый гром, он в полдень прогремел из тучки малой.

4.Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

5. С первого щелчка прыгнул поп до потолка.

6. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

*Выполните фонетический разбор слова СЕМЬ.

Задание 3. Найдите в тексте числительные и определите их падеж. Подчеркните числительные как члены предложения.

  Олимпиада зародилась в Древней Греции. Современные Олимпийские игры проводятся с конца девятнадцатого века. В двадцать четвертых летних Олимпийских играх в Сеуле участвовало  десять тысяч спортсменов. Олимпийцы нашей страны завоевали сто тридцать две медали. Двадцать девятые Олимпийские игры состоялись в две тысячи втором году в городе Солт – Лейк Сити. Миллионы спортсменов из разных стран  участвуют в этих  соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....