мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Приходченко Ирина Владимировна

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская); методичку для подготовки к ОГЭ (Сенина); разработано клише и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс на тему «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (15.3) в 9 классе на ОГЭ по русскому языку» Подготовила Приходченко И.В., учитель русского языка и литературы БОУ СОШ №29 Динской район

Слайд 2

Почему я выбрала эту тему для мастер – класса? Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой , Т.А. Ладыженской и т.д. Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе.

Слайд 3

Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Итоговый протокол прошлого года показал, что некоторые учащиеся были не готовы к выполнению работы: 0,6% не справились с заданием. При этом в ряде работ отсутствовало сочинение. Третья часть работы в 2016 году содержала 3 творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), которое проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Выполняя задание 15.3, необходимо было написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (среди понятий - известные нравственные категории). Это задание выпускники выбирали чаще всего и в нем же допустили наибольшее количество ошибок: на слабом уровне или неверно дано определение понятий в первой части сочинения, при этом допущено большое количество речевых, логических ошибок; в большинстве работ отсутствует комментарий и т.д.

Слайд 4

Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой , Т.А. Ладыженской и т.д . Учебник Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой , Т.А. Ладыженской и т.д. и Рабочие программы второго поколения к этой предметной линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской и др. позволяют подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку.

Слайд 5

Посмотрим на содержание учебника для учащихся 5 класса.

Слайд 6

В шестом классе учащиеся закрепляют знания о рассуждении и пишут сочинение – рассуждение.

Слайд 7

В 7 классе пишется сочинение - рассуждение на лингвистическую тему «Является ли категория состояния частью речи?».

Слайд 8

В учебнике 9 класса можно найти много заданий для написания сочинения – рассуждения. Вот одно из них -упр.№184, выполняя его, ребята должны написать сочинение – рассуждение, в котором аргументировано объясняется значение слова «подвиг».

Слайд 9

Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе. В 11 классе, выполняя задание №25, ребята так же пишут сочинение – рассуждение, в композиции которого есть сходные черты с сочинением 15.3. Это проблема почти всегда морально – этического содержания, есть комментарий, 2 аргумента и вывод.

Слайд 10

Итак, как мы начинаем работать над заданием 15.3? Вспоминаем теорию, опираясь на Сенину: структуру сочинения – рассуждения. Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис). Изучаем критерии оценивания задания 15.3

Слайд 11

Выясняем, что сочинение – рассуждение должно состоять из 4 – х абзацев. Пишем план: 1 абзац -тезис (толкование этического понятия, предложенного для размышления) + комментарий; 2 абзац – первый аргумент на основе прочитанного текста с указанием номеров предложений, на которые ссылается ученик; 3 абзац - на основе жизненного опыта(художественное произведение, жизнь великих людей, история, СМИ и т.д.), но ни житейского(нашёл кошечку, перевёл через дорогу бабушку и т.д.); 4 абзац – вывод подведение итога всему сказанному.

Слайд 12

Создаём речевое клише, выбирая понравившиеся ученикам фразы из сборника под редакцией Н.А. Сениной. Вот, что у нас получилось: Клише 1. Тезис. (Объяснить значение слова). Прокомментировать. 2. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (назвать автора текста). Так, в предложении (или предложениях) говорится о том, что … 3. Проиллюстрировать это можно и на примере произведения (назвать произведение и автора) 4. Вывод. Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «..» и приведенные примеры были удачны.

Слайд 13

Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис). Вступление (тезис). Толкование значения. Собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Способы толкования: 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. Комментарий Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

Слайд 14

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С3К1 Толкование значения слова Баллы Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. 1 Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0 С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста. 2 Экзаменуемый привёл пример(- ы )-аргумент(- ы ) из жизненного опыта 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. 0

Слайд 15

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0

Слайд 16

С3К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, н о допущена одна ошибка в построении текста. 1 В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9

Слайд 17

Попытаемся, пользуясь текстом, определить значение слова «самостоятельность». Самостоятельность – это значит самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок. Почти каждый ребёнок в детстве мечтает быть самостоятельным: распоряжаться свободным временем, выбирать свой стиль в одежде, кружки и секции и т.д. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Валентина Григорьевича Распутина, русского прозаика, представителя «деревенской прозы». Так, в предложении 23 говорится о том, что Саня полюбил ходить в магазин, варить себе еду, справлять мелкую работу по дому. Саня проявлял самостоятельность.

Слайд 18

Проиллюстрировать это можно и на произведении « Васюткино озеро» В.П. Астафьева. Васютка , заблудившись в лесу, не растерялся, а проявил находчивость и даже открыл озеро, которое стало называться Васюткино . Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «самостоятельность» и приведённые примеры были удачны и корректны. Считаем слова. Всё, сочинение написано.

Слайд 19

Желаю успеха! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку»

Цель работы  данного кружка - формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по...

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».

Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...

"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...

Сочинение-рассуждение. Урок развития речи. Русский язык. 6 класс.Программа Баранов М.Т. и др.

Урок с применением АМО технологии. Задача учителя создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,...

Использование технологии педагогических мастерских при подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3. (ОГЭ: Русский язык)

Презентация отражает содержание мастер-класса для учителей русского языка и литературы. Презентацию можно использовать при подтоговке учащихся к написанию сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку....