Урок по литературе "Русские народные исторические песни" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Анализ исторических песен 17 века "Возвращение Филарета" и "Иван Грозный молится по сыне". В процессе анализа выявляется историческая основа песен, особенности их поэтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_istoricheskie_pesni.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Литература – 8

Тема: «Исторические песни 17 века: «Возвращение Филарета», «Иван Грозный молится по сыне»

Цели:

  • выявить  исторические основы песен, особенности их поэтики;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечание

1.ОНУ

2.Проверка д/з

1)Проверка кратких конспектов статьи «Литература и история». Заслушивание пересказов.

2)Сообщение о 3 родах литературы.

Оценка д/з

3.Работа по теме урока

(повторение)

1)Учитель: Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с  любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей. В 7 классе при изучении раздела «УНТ» мы уже встречались с жанром народной песни. Давайте вспомним эти жанры.

Календарно-обрядовые песни:

Свадебные (основным жанром здесь являются причитания, которые выражали только одно чувство – печаль по поводу утраты воли);

самым торжественным моментом свадьбы был пир, здесь пели только весёлые плясовые песни;

на свадьбе величали, то есть хвалили гостей, пели так называемые величальные песни.

В соответствии с народным календарём календарные песни можно разделить на несколько групп, некоторые связаны с празднованием Нового года, другие со встречей весны, третьи – с уборкой урожая, так же существовали песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу. Колядки и масленичные песни так же относятся к календарным песням.

Лирические песни передавали состояние души человека. В них пелось о любви, об измене, о страданиях и счастливых моментах, связанных с любовными переживаниями.

Слайды №1,2

Ответы уч-ся.

Просмотр презентации (слайды №3-6 )

4.Собиратели и исследователи

1) Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с  историческими народными песнями.

--В чём же отличие ист.песен от летописей и былин?

2)Учитель: Исторические песни активно собирали и записывали в 18-19 в.в. Наиболее известными и крупными собирателями были:

Михаил Дмитриевич Чулков (1744-1792), русский писатель, фольклорист; итогом его собирательской деятельности явилась изданная в 1770-1774 г.г. в четырёх частях книга «Собрание разных песен»;

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856), русский фольклорист, археограф, публицист. Исторические песни, собранные им, вошли в издание «Песни, собранные Киреевским», в 10 томах, вышедших в 1860-1874 годах;

Всеволод Фёдорович Миллер (1848-1913), русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог, академик Петербургской академии наук. Он систематизировал исторические песни в своём труде «Исторические песни русского народа 16-17 в.в.»;

Владимир Николаевич Добровольский (1856-1920), этногрф, фольклорист, лингвист; наиболее известными его трудами были четырёхтомный «Смоленский этнографический сборник» (1891-1903) и «Смоленский областной словарь» (1914)

Чтение учебника, с.5. Запись термина и его определения в тетрадь.

Чтение статей «Ист. песни и летописи», «Ист.песни и былины» с.6-7

Презентация (слайд №7 )

Таблица

Летописи последовательны и строги в отборе фактов и их описаний. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический.

В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы

В народной ист.песне в отличие от летописи уделяется внимание не столько хронологии, последовательности событий, сколько нравственной оценке происходящего.

В отличие от былин основой сюжета ист.песен служат действительные события, важные социальные и внешнеполитические конфликты. Герой ист.песни – реальный человек, не богатырь.

Просмотр презентации (слайды №8-11  )

5.Анализ песни «Иван Грозный молится по сыне»

Беседа:

-- Большой цикл песен 16 века посвящён времени правления Ивана грозного. Что вы знаете об этом политической деятеле?

Историки называют разные причины гнева царя на сына: и личные, и политические. Убийству царевича посвящено множество исследовательских работ, и многие историки утверждают, что Иван Грозный не убивал сына Ивана, это заблуждение.

--Посмотрим, как оценивает это событие народ в песне «Иван грозный молится по сыне»

--Передайте содержание песни современным языком.

--Историки показывают Ивана Грозного беспощадным тираном, а каким он предстаёт в глазах народа?

--Какова же идея песни?

--Обратите внимание, что народ не обвиняет царя в убийстве сына, прямо об этом  в песне не говорится, но есть косвенные факты, указывающие на это. Какие?

--Посмотрим, при помощи каких выразительных средств (тропов) народ показывает своё отношение к царю, своё сочувствие.

Ответы учащихся

Просмотр презентации (слайд № 12).

Портрет Грозного и репродукция картины И.Репина  «Иван грозный убивает сына» №13

Чтение песни, с.9

Любящий отец, который не находит места после убийства сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение  переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Народ видит в царе не тирана, а безутешного отца, который горько оплакивает смерть сына.

«Бояре-князья промеж себя ухмыльнулися» Они не верят в искренность раскаяния сыноубийцы.

1)Царь глубоко верующий человек, он искренне молится в церкви.

2)Используются многочисленные повторы и уменьшительно-ласкательные слова. Несколько раз повторяется эпитет «православный»

3)Другие эпитеты не менее яркие, образные: горе великое, кручинушка безысходна, поднебесная моя светла звёздонька.

6.Анализ песни «Возвращение Филарета»

1)Учитель читает песню «Возвращение Филарета» и предлагает подумать над её содержанием. О чём она? (На уроках истории в 7 классе этот период изучался)

2)Учитель: Чтобы понять смысл этой песни, её идею, нужно в первую очередь обратиться к историческим фактам и биографии Филарета.

Биография

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

А двумя годами ранее в 1611 году, участвуя в переговорах с польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками .

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) ,и торжественно встречен сыном, русским царём Михаилом.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года.

Именно это событие и отражено в исторической песне «Возвращение Филарета»

Как сказано в песне «С собой он вывез много князей-бояр». В песне упоминается имя князя Михаила Борисовича Шеина – воеводы, видного гос. деятеля России, который так же находился в плену.

Царь Михаил Фёдорович встречает отца не один, а с дядей (братом Филарета) Иваном Никитичем Романовым.

3) Повторное чтение песни. Работа над смыслом.

Анализ песни:

--Как вы думаете, кто является главным героем этой песни?

--Какие выразительные средства используются в песне для создания образа царя?

--Какой эпитет постоянно используется при упоминании царя? (Православный)

--В связи с этим, какой факт использует автор песни, чтобы показать набожность русского царя, его благочестие?

--Какое благословление даёт Филарет своему «чаду»? как вы понимаете этот наказ?

Учитель: Будучи родителем государя, Филарет до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

4)Сформулируем идею песни «Возвращение Филарета»

Презентация. Материал о Филарете (слайды № 14-15)

Слайд № 16

Слайд № 17

Царь Михаил Фёдорович. Именно он «умолил» как сказано в песне, т.е. вернул из плена отца вместе с другими пленниками.

Приём психологического параллелизма, основанный на отрицании «Не красное солнышко катилося, пошёл государь православный царь…»

«А как будут оне в каменной Москве,//Не пошли они в хоромы царские,//А пошли оне к Пречистой соборной//А пети честных молебенов»

В отличие от Ивана Грозного, который имел 7 жён и вёл разгульный образ жизни, который не дорожил понятием «семья», царь Михаил собирает свою семью вокруг престола для того, чтобы «..сдержати царство Московское и вся земля святорусская!»

7.Итог урока

--Для чего нам надо знать и изучать народные исторические песни?

8.Дом.задание

Перечитать статьи «Ист.песни и летописи», «Ист.песни и былины», с.6-7. Письменно ответить на вопрос «В чём сходство и отличие ист.песен от летописей и былин?»

Слайд №18

Индивид. задание: сообщение о Степане Разине (2-3 ученика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

технологическая карта урока изо русская народная вышивка 5 класс

технологическая карта к уроку изо "Русская народная вышивка" программа Неменский с учетом ФГОС...

Искусство. Урок по теме: "Народные мастера" - 8 класс.

На уроке учащиеся знакомятся с народными мастерами новосибирской области....

Конспект урока изобразительного искусства "Народные промыслы" 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства содержит рекомендации по разработке технологии использования групповой работы в ходе выполнения творческой работы, знакомства с народными промыслами...

Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс

Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс...