"Формирование духовно-нравственных основ национальной культуры, приобщение детей к русским традициям в урочное и внеурочное время"
статья по русскому языку на тему

Шароватова Елена Валерьевна

Доклад учителя русского языка и литературы на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_doklad.odt25.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование духовно-нравственных основ, национальной культуры, приобщение детей к русским традициям

в урочное и внеурочное время.

                                                                                       Шароватова Е.В., учитель

                                                                                       русского языка и литературы.

2017г.
                                                                     Воспитать человека интеллектуально,
                                                                     не воспитав его нравственно, - значит
                                                                     вырастить угрозу для общества.
                                                                                                          Теодор Рузвельт

     Будущее любой страны решается за школьной партой. Учительство – одно из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Как воспитывать детей? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в стране повлекло сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. Именно поэтому мы, педагоги, должны дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях.
  Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Воспитывать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого необходимо как можно раньше «пробудить в нем душу», воспитывать в нем волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Главной задачей нравственного воспитания, таким образом, является процесс становления в каждом ребёнке, прежде всего Человека.
  Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное развитие не спасет её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод – на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности».[1]
  Поэтому одной из главных задач, стоящих перед современным образованием, становится духовно – нравственное воспитание.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
  Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Задача учителя - воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало постоянной чертой его характера.
  Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
 Задача учителя на уроках – донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути. Наиболее способствует этому литература, ибо художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка.
В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
  Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

   Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства». [4]
  Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

 Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

   Во время чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова мы обращаемся к вечным проблемам: в чем назначение человека, что такое созидание, какой ценой достается все ценное, что такое труд?

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о

гражданской позиции автора, о патриотизме, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно в результате анализа этих рассуждений ученики приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.

  Изучая сказ Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе уч-ся узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. Учащиеся работали над понятием слова «патриот» и выяснили что:

Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во имя интересов своей Родины.

Отвечаем на вопрос:

- Кто же патриот – царь Александр Павлович или атаман Платов? Уч-ся отвечают, что Платов и приводят цитаты из текста, характеризующие обоих героев.(Александр Павлович: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть…».

И, конечно же, истинный патриот – левша. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро – самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В.Распутина «Уроки французского» (6 класс). Ребятам понравилось это произведение. Эстетическая задача изучения произведения состоит в том , чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

  Изучая рассказ А. Платонова «Юшка» ( 7 класс), мы говорим о необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей видеть в человеке хорошее. Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».

   Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.На уроках литературы обращаемся мы и к далекому прошлому. Так в 6 классе учащимся предлагались два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? По – первых, потому что, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.

  Знакомятся ребята и с рассказом В.Астафьева «Конь с розовой гривой», который открывает перед ними добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель в рассказе ставит очень важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
  Семиклассники знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Ярким примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя.

  На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением.

Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках русского языка являются базовые национальные ценности:

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

   И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. Нравственному воспитанию школьников способствует создание подборки текстов словарных и контрольных диктантов, изложений нравственного содержания для каждого класса с 5 по 9. Большие возможности работы с пословицами представляется при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»: Знание в юности - это мудрость в старости; Молчать - потворствовать злому делу. Пословицы использую и при повторении написания не с различными частями речи. (Не) ножа бойся, а языка. Плохого человека (ни) чем (не) уважишь. Правда милости (не) ищет. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.)

   Большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника. Особенно текстов публицистического стиля. Именно через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Полезно составить банк текстов по следующим темам:

- как прекрасен этот мир;

- добрый человек, как им стать?

- экология души;

- человек интересной судьбы;

- моя семья;

- в мире природы.

  Работа с текстом непроизвольно приучает школьников запоминать образцовые тексты, а затем использовать для самодиктантов, сочинений.

   Все перечисленные виды работ заставляют задуматься о себе, о своём поведении, размышлять о смысле жизни. При изучении различных тем по русскому языку я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
  При обобщении темы «Союз как части речи» в 7 классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Я предлагаю ученикам поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями - из произведения А. П. Платонова « Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.
 На уроке развития речи в 7 классе по теме «Описание внешности человека» ребятам предлагается сочинение по картине П.Д. Корина «Александр Невский». Цель его: духовно-нравственное просвещение на примере жизни и деятельности Александра Невского. Почему Александр Невский? Это – достойный пример для подражания. Невский – это патриот своей страны. Он и прославленный военачальник, и мудрый правитель, и талантливый дипломат, и просто князь, причисленный к лику святых. Самое главное – это человек с активной жизненной позицией, а значит – он и есть тот духовно-нравственный ориентир, который необходим в жизни наших детей.

   След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

   Я считаю, что внеклассная работа  по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

   Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Князь Владимир-креститель Руси, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский,  деятели истории - это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мнения. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к духовным и нравственно-этическим ценностям  осуществляется  посредством таких мероприятий:

фольклорный праздник «На посиделках», «23 февраля – День защитника Отечества»

 часы православной культуры:  Час духовной поэзии «Выйди к небесам»

   час поэзии: «Любите Русь! Любите всей душой».

   В библиотеке были организованы  книжные выставки: «Цените жизнь, что Господом дана», «Через книгу к миру и согласию», «Образы родного края»

Большое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения лучших качеств человеческой личности, таких как доброжелательность, уважение к людям и иным культурам, умение видеть личность в каждом, кто находится рядом, терпение, послушание, неприятие зла и насилия, щедрость, вежливость, правдивость, искренность и т.д. В связи с этим проведены мероприятия:

  уроки размышления: “Что такое хорошо, что такое плохо», «Разговор о добром»

  ролевые игры: «Секрет волшебных слов», «Если добрый  ты...»

   час добра «Твори добро»

  этикет – игра «Этикет и мы»

  читательская конференция «Спешите делать добрые дела»,

   Считаю, что нестандартные формы проведения внеклассных занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают.


                                                 
Литература
1.Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997, 423 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. – СПб.: Изд – во «Русский язык», 1998.
3.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. О первоначальном преподавании русского языка. М. 1974.
4.Солженицын А.И. «Как нам обустроить Россию». «Литературная газета». – 2008. - №32, 3с.
5. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций

Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...

Приобщение студентов к национальным культурным традициям как средство формирования духовно-нравственной личности

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...