Мои публикации
материал по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Бамбизова Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

Тема урока

Подготовка к сочинению-описанию «Моя любимая игрушка»

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Регулятивные: уметь ориентироваться  на образец и правило выполнения задания

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

 Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

 Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; эстетические потребности, ценности и чувства; осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

 

Методы и формы обучения

 Проблемный, частично-поисковый, исследовательский; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Игрушки, презентация, раздаточный материал, опорные схемы, памятки

Основные понятия

Текст, стили речи, композиция, алгоритм

Ход урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность рабочих мест.

Создает положительный настрой учащихся на урок. Учитель читает стихотворение-приветствие.

Готовятся к уроку.

Фронтальная

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

Регулятивные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд №1

«В каждой избушке свои игрушки»

« Игрушки да смешки, шутки да потешки»

«Нечисть пугается - дитя забавляется» 
«Игрушки не балушки»

Посмотрите на доску и прочтите поговорки.  

-  Как вы понимаете содержание этих поговорок?

-А какие стихи об игрушках вы могли бы вспомнить и прочесть?

Отвечают на вопросы, читают стихи  

Фронтальная. индивид.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: структурирование имеющихся знаний

Коммуникативные:

 организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Целеполагание

Слайд№2

Слайд №3

Вы сегодня на урок принесли любимые игрушки.

 Как вы считаете, над какой темой мы будем работать?

Как вы думаете, в чем будет заключаться цель нашего урока?

Формулируют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

постановка новых учебных целей и задач

Личностные: осознание внутренней потребности к творчеству

4. Усвоение новых знаний

Слайд №4-№7

Текст №1
Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см., высота – 20 см. Цвет – оранжевый с белым, в малиновой шапке. Неозвученная.

Текст №2

 Я так давно мечтал об этой игрушке, что просто устал ждать. Но однажды моя бабушка подарила мне этого чудного щенка.

  Весёлый маленький зверёк со смешными ушками-лопушками и задорно торчащим хвостиком  сегодня  мой лучший друг.  Его густая и мягкая шёрстка имеет живописные цвета. Животик, лапки и часть мордочки белоснежного цвета, глазки агатовые, а спинка и макушка головы тёмно-каштановые.  Любопытный носик похож на чёрную кнопочку. Моя рука так и тянется к ней. Я думаю, что ему нравится, когда я  играю с ним. Глазки-пуговки в эти минуты ласково поблёскивают из-под шёрстки и выражают радость от общения со мной. Щенок просто как живой!

   Мне он очень нравится. А вам?

Создаёт проблемную ситуацию. Ребятам предлагается понаблюдать и предположить,  в каком стиле нужно создавать текст-описание игрушки и какое слово является ключевым в творчестве. 

На примере  текста №2 давайте вспомним композицию сочинения - описания  и  составим примерный план.

-С чего вы начнёте сочинение?  

- О чём будет основная часть?

- Как закончить сочинение?

Сравнивают тексты разных стилей, делают выводы, составляют план сочинения-описания по предложенному тексту.

Фронтальная, индивид.

Регулятивные: контролируют действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

5. Закрепление, применение изученного материала

1. Словарная работа (2 учащихся работают у доски)

2.Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок

1 группа

На  день рождения  папа подарил мне большую мягкую игрушку- медведя. Медведь сразу мне очень понравился. Медведь был коричневого цвета, весь пушистый и мягкий. Я назвала его  Михей. Глаза у медвежонка  были карие с черным зрачком. Уши были небольшие, аккуратные. Лапы были с маленькими коготочками.  А взади на спинке у него есть потайной карман с замочком. Там я храню свои  секреты. Я обожаю своего мишку

2 группа

У меня есть кукла.  У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать.

3 группа

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка чёрные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с чёрными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый.

Ребята перед вами находятся ваши любимые игрушки. Какие они? Составьте, пожалуйста, для вашей творческой работы рабочий материал, состоящий из прилагательных-определений  (8-10 слов).

В сочинении очень часто допускаются различного вида ошибки (речевые, грамматические, логические). Сейчас мы попробуем такие ошибки найти и исправить

Организует работу в группах с дальнейшим  обсуждением результатов групповой работы

Составляют  слова-определения, описывающие игрушки

Находят и исправляют ошибки в предложенных текстах

Индивидуальная, групповая, коллективная

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Личностные: Понимать личную ответственность за результаты деятельности группы.

Самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

6. Включение в систему знаний и повторение

Над чем мы сегодня работали на уроке?

- В каком стиле должно быть написано наше сочинение?

- Какой тип речи мы будем использовать в нашей работе?

- Как должна строиться композиция описания?

- Какой ещё тип речи мы можем использовать в нашем сочинении?

- Какое место будет в этом типе речи занимать непосредственно описание игрушки?

- Какое слово отражает идею нашего сочинения?

_ Чему учат вас любимые игрушки?

Организует работу на выявление качества усвоения знаний и способов действия

Отвечают на вопросы

индивидуальная

Регулятивные: оценка, осознание уровня и качества знаний

7.Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Моя любимая игрушка»

Записывают в дневник

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

 Я оцениваю  свою работу на уроке…

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Правописание не с существительными

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: усвоить правописание не с существительными; уметь применять изученную орфограмму на письме.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.

Коммуникативные: умение формулировать свою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Методы и формы обучения

 Проблемный, частично-поисковый, исследовательский; индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, раздаточный материал, опорные схемы, памятки

Основные понятия

Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм

Ход урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность рабочих мест.

Создает положительный настрой учащихся на урок. Учитель читает стихотворение-приветствие.

Готовятся к уроку.

Фронтальная

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

Регулятивные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд№1

Не умею, не могу, не хочу – три главных врага успешного ученика

Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?
Какие слова в этой фразе являются ключевыми?
Какими частями речи они являются?
А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?
Как пишется не с глаголами?

Отвечают на вопросы, повторяют изученное о правописании не с глаголами

Фронтальная. индивид.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: структурирование имеющихся знаний

Коммуникативные:

 организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Целеполагание

Слайд№2

Какую часть речи мы сейчас изучаем?
Как вы считаете, почему мы сейчас обратились к теме не с глаголами?
А что будем сегодня на уроке узнавать?

Формулируют тему, цель урока

Фронтальная

Регулятивные:

постановка новых учебных целей и задач

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связываю успехи с усилиями, трудолюбием

4. Усвоение новых знаний

Слайд №3

1)Ненастье 3)Не правда, а ложь

2)Неправда 4)Не 
стол

Создаёт проблемную ситуацию. Ребятам предлагается понаблюдать и предположить, почему в первом случае существительные пишутся слитно, а в другом раздельно. 

Сравнивают написание не, выдвигают гипотезы, сравнивают свои выводы с правилом в учебнике

Фронтальная, индивид.

Регулятивные: контролируют действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

5. Закрепление, применение изученного материала

1.Разработка алгоритма написания не с существительными Слайд№6, №7

2.Пользуясь алгоритмом, прокомментируйте выбор слитного и раздельного написания не

 Ненастье, недруг; не друг, а враг; неправда, непогода, неурожай, несчастье; не счастье, а горе

3. Объяснительный диктант с взаимопроверкой Слайд №8

 (Не)рушимость дружбы; (не)задача, а пример, (не)решительность мальчика, стоял (не)слон, (не)лесть, а правда.

4.Творческое задание. Собери пословицу

1 группа

1.(Не)печь кормит, а наяву (не)настье.

2. Раздружится друг — а руки.

3. Во сне счастье, квашню раскрыл.

4. (Не)вежа был,  хуже (не)друга.

     2 группа

 1.(Не) годы,  так и в вёдро дождь.

 2.У свахи-(не)ряхи  а свинья не огородник.

 3.Волк (не) пастух, а горе старит.

 4.На сердце (не)настье, невесты (не)пряхи.

     3 группа

 1.(Не) работа сушит,  не убьешь молодца (не)былицей.

 2.(Не)вежество  хуже (не)друга.

 3. Раздружится друг орудие( не)вежды.

 4.Не заслонишь солнце рукавицей, а забота.

Проверка Слайды №11-13

Корректирует ответы учащихся

Разрабатывают алгоритм, комментируют орфограмму, применяют изученный материал на практике,  собирают пословицы, объясняют их смысл.

Индивидуальная, групповая

Личностные: Понимать личную ответственность за результаты деятельности группы.

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные : контроль в форме сличения и его результата с заданным эталоном; коррекция реального действия и его результата

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Познавательные:

общеучебные и логические действия

6.Контроль, самоконтроль знаний

Тест на первичное усвоение знаний

(двухуровневый)

А1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

  1. Полная (не)лепица.
  2. Причины (не)успеваемости.

А2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1. Прилив (не)нависти.

  1. (Не)знание предмета.
  2. Жизнь красна (не)днями, а делами.

Аз Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б1. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  1. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

Б2. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Еще (не)зима, но уже выпал первый снег.

Самопроверка Слайд №14



Выполняют тест с последующей самопроверкой

индивидуальная

Регулятивные: оценка, осознание уровня и качества знаний

7.Домашнее задание

На выбор задания: упражнение № 288 или написать лингвистическую сказку на изученную тему.

 Слайд №15

Комментирует задания

Записывают в дневник

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

 Я оцениваю работу группы..

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



Предварительный просмотр:

  Современные дети  сильнее  ощущают своё «Я» в обществе, поэтому имеют более свободное и независимое поведение, которое часто нарушает общепринятые нормы социума, традиционные ценности.  Как избежать такого отношения к жизни у подрастающего поколения?  Перед нами,  педагогами, стоит большая задача: помочь им   обрести  ценностно-смысловую  направленность, принять морально-этические нормы общества, научиться оценивать своё поведение с нравственных позиций, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Реализация универсально учебных действий в учебном процессе особенно актуальна в развитии современного ученика.

    В этой статье я хотела бы поделиться  опытом по формированию личностных УУД на уроках литературы, потому что  именно они  отражают систему ценностных ориентаций школьника. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:  действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный  выбор. 
Выделяют 3 группы личностных УУД:

1.Самоопределение: формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России); формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие «Я» концепции и самооценка личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия).

2. Смыслообразование: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного «знания» и «незнания».

 3.Морально-этическая ориентация: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность и др.); ориентация на выполнение моральных норм; оценка своих поступков.

 

Литература является подходящей  дисциплиной  для  формирования  личностных  действий у учащихся, поскольку это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.  Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.  Читая и анализируя художественные тексты, школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье. Здесь формируется гражданская и морально-ценностная позиция ученика, поэтому важно специально организовать его ориентацию на поступки героев и их нравственное содержание.  Оценивая поведение героев, дети учатся преодолевать свои собственные слабости. Исследуя поступки героев, оценивая их нравственные качества, ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?». Активная деятельность учащихся позволяет осознать аспекты нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.

 В этой статье я решила остановиться на изучении отдельных тем и произведений русской литературы в 5 классе, которые, на мой взгляд, лучше всего подходят для формирования личностных УУД.

Малые жанры русского фольклора – пословицы, поговорки, загадки – это величайшее богатство народа, воплощение житейской мудрости, отражение несметных сокровищ человеческой мысли и народного опыта. Через знакомство с ними дети изнутри постигают взгляд на жизнь, душевный склад русского человека, его глазами смотрят на мир, его мерками оценивают человека. В пословицах с огромной силой проявляются ум народа, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение. При изучении пословиц в сознании обучающихся постепенно должна складываться целостная система взглядов русского человека на мир, черты его национального характера, которому присущи:

- любовь к Родине;

- утверждение высокой ценности в человеке - чести;

- вера в правду;

- понимание ценности труда, мастерства, осуждение лени;

- уважение учёности, просвещения;

- чувство товарищества, коллективизм;

- юмор, насмешка над трусостью, неумелостью, болтливостью, зазнайством;

- осуждение зависти, жадности, корыстолюбия, других мелких страстей и пороков.

На уроках по фольклору в 5 классе дети восхищаются красотой, меткостью, юмором русского народа, у них рождается гордость за свою принадлежность к русской нации, ощущение себя частью народа, патриотические чувства, потребность говорить так же живописно, метко, остроумно.

 В своей работе для формирования  личностных  универсальных  учебных  действий я апробирую и внедряю  приёмы, которые мне представляются наиболее эффективными:

- Составление  логических цепочек с доказательством.

 1.Сытое брюхо к учению глухо - ..., так как это …
 2. Семь пятниц на неделе - …, так как это …
А) поговорка
Б) пословица
В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.
Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

- Редактирование текста пословицы.

 Едешь на день, а сам не плошай.

На Бога надейся, хлеба бери на неделю.

 Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

 Где любовь и совет, там и рвется.

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.

Где тонко, там и горя нет.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

- игра на лучшего знатока пословиц (работа сопровождается вручением  карточек, у кого наберётся больше, тот и выиграет)

 Всякому мила…. (своя сторона)

Охранять природу – значит… (охранять Родину)

Вся семья вместе… (душа на месте)

Кто вчера солгал…. (тому и завтра не поверят)

Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)

Поменьше говори…( побольше слушай).

Кто хочет много знать…( тому надо мало спать).

Красна птица перьем…( а человек уменьем).

Не сиди сложа руки..( так не будет и скуки).

-подбор из сборников пословиц определённой тематики, толкование их значений;

- придумывание ситуаций, которые можно проиллюстрировать той или иной пословицей;

- создание рисунков к пословицам;

- угадывание по рисунку известной пословицы или поговорки;

- подбор к небольшим текстам поучительного характера пословиц, иллюстрирующих их смысл;

- придумывание рассказов по данной пословице;

- подбор пословиц из словаря В.И. Даля, в которых проявляется юмор, остроумие, ирония.

Виды работы – групповые и индивидуальные.      

     Личностные действия развиваются через  портретную характеристику героя, на основе сравнения себя с персонажем литературного произведения.   При изучении рассказа А.П. Платонова «Никита» активная деятельность учащихся 5 класса позволяет осознать аспекты нравственного поведения героя, развить их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. Через рассмотрение внутреннего мира Никиты  у учащихся формируются такие нравственные качества личности: доброта, толерантность, оптимистическое восприятие окружающего мира, уважение к труду. На втором уроке  изучения произведения я предлагаю ребятам групповую форму работы: составить портрет  мальчика  по  общему плану характеристики героя литературного произведения (алгоритму). У каждой команды своё задание.

1 группа. 1.Какое место занимает Никита в рассказе: главный герой или второстепенный персонаж?

         2.В какое время и в каких условиях он живёт? Какие обязанности выполняет?

2 группа.1. Описывает ли А.П. Платонов внешность и особенности своего героя? Почему? Каким вы его представляете? Нарисуйте словесный портрет внешности.

2.Какие особенности речи Никиты вы можете отметить при его знакомстве с внешним миром?

3 группа. 1. Какие поступки совершает Никита, оставшись один?

                2.Какова его манера держаться при знакомстве с окружающим миром? Найдите ключевые выражения, описывающие состояние мальчика.

4 группа. 1.Что интересует Никиту? Как окружающие относятся к мальчику? Найдите ключевые выражения, подтверждающие это отношение.

                2.Как меняются чувства и отношение к жизни главного героя с появлением отца? Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор с отцом».

5 группа. 1.Как автор относится к герою? Какие средства выразительности использует автор, описывая мальчика?

                2.Какую роль играет образ Никиты в раскрытии идеи произведения?

    Афиширование работ проходит с одновременным заполнением кластера (один учащийся из группы записывает на доске  ключевые слова, выражения, характеризующие героя). Раскрывая нравственную сущность этого маленького персонажа  произведения, ребята постигают идею самого произведения - утверждение общечеловеческих категорий и принимают это как личные ценности.

   Для развития личностных УУД  я применяю разные образовательные технологии:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

    Используя в своей работе различные технологии,  активные методы, приёмы, формы работы, я стараюсь на каждом уроке уделять особое внимание личностным УУД, чтобы учащиеся смогли обрести  ценностно-смысловую  направленность, принять морально-этические нормы общества, научиться оценивать своё поведение с нравственных позиций.   В этой статье я показала лишь некоторые примеры этой работы, обратив главное внимание на методику развития личностных универсальных учебных действий.
 

 



Предварительный просмотр:

Опыт использования приёмов технологии РКМ на уроках литературы.

     Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от каждого учителя профессиональной компетентности, определения наиболее эффективных технологий, методов, приёмов обучения  как главного ресурса повышения  качества образования. В своей работе я использую   активные  педагогические технологии, направленные на активное добывание знаний учащимися, то есть содержащие системно – деятельностный подход. Наиболее  убедительной, на мой взгляд, является  технология развития критического мышления, потому что это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного  стиля, организация обучения, которая актуализирует познавательную, эмоциональную и волевую сферу учащихся.

   Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.

   Идея, лежащая в основе данной технологии, достаточно молода (о ней заговорили лишь в середине 90-х годов). Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый учащийся вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии РКМ,  делает  процесс обучения современным.

     Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам конгнитивной деятельности учащихся.

    В технологии РКМ урок строится по схеме:

-ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

-ОСМЫСЛЕНИЕ (получение новой информации).

-РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рождение нового знания).

Проанализировав  свою работу по данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов на уроках литературы.  Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Вызов. На данной стадии  используется графическая систематизация материала (таблицы, кластеры, схемы). Они позволяют сделать наглядными мыслительные процессы при погружении в определённую тему. Рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения, осмысление эпиграфа, ассоциации, «круги по воде». На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Прием «Круги по воде» является удачным и интересным  для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя. Например, на доске записана фамилия писателя или поэта, чьё творчество изучается. Учащимся даётся задание подобрать и записать на каждую букву слова, имеющие отношение к жизни, творчеству, личности поэта или писателя.Например,    П-поэт

                                       У-учился в Царскосельском  лицее

                                       Ш-шедевры создал

                                       К-классик мировой культуры

                                       И-изучаем на уроках

                                       Н-найдётся ли ещё такой поэт?

Приём « Верные-неверные утверждения».

На уроке знакомства с биографией А.С.Пушкина в 8 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Учащиеся  выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.

Примеры утверждений записываются на доске.

-А.С.Пушкин родился в Москве в начале 19 века.

-Окончил словесное отделение МГУ.

-В1820г.под видом служебного перемещения был сослан на юг  (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Одесса).

-С1824-1826гг.находился  под полицейским надзором( Михайловское).

-Был близок декабристам.

-Роду Пушкиных принадлежали имения: Михайловское, Ясная поляна.

- Похоронен  у Святогорского  монастыря на  Псковщине.

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.

Приём «Ассоциация» развивает образное мышление, логику, память. Учащиеся устанавливают связь по смежности, по сходству между отдельными представлениями. Задаются вопросы. С чем у вас ассоциируется …? Что на что похоже? Например, Пушкин – солнце, Лермонтов – луна. Обоснуйте свой ответ.

Приём «Осмысление эпиграфа» позволяет учащимся выбрать с аргументацией из нескольких высказываний на определённую тему и записать эпиграф, который наиболее полно отражает тему урока.

В процессе реализации фазы Осмысления учащиеся знакомятся с новой информацией. Одним из условий технологии РКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Наиболее приемлемым на уроках считаю  прием «Инсерт» и маркировочная таблица. Они делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала. Предлагаю каждому ученику прочитать статью и сделать в тексте пометки.

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией? Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас? Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? (Учащиеся  предлагают свои варианты)

Приём «Письмо с дырками» позволяет учащимся, опираясь на осмысленное прочтение новой информации, восстановить предложенный текст с пропущенными фактами, событиями.

Фаза «Рефлексия» подразумевает заполнение или дополнение кластеров, таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, использование приёма «ПОПС», творческие работы (синквейны, эссе).

Хотелось бы подробнее остановиться на приёме « ПОПС», способствующему развитию монологической речи.

 Позиция. Я считаю, что…

Объяснение. Потому что…

Пример. Я могу доказать это на примере…

Следствие. Исходя из сказанного,  делаю вывод, что…

Часто использую приём «Синквейн» как способ синтеза материала. Учащиеся, зная алгоритм составления, излагают мысль-характеристику героя в нескольких ёмких, но кратких выражениях. Схема синквейна: 1строка-название темы (одно существительное); 2 строка - описание темы в двух словах (прилагательные); 3 строка - описание действия в рамках данной темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к теме; 5 строка – одно слово, отражающее суть темы.

Например, Обломов

Мечтательный, ленивый

Лежит, бездействует, погибает

Не хочет найти смысл жизни

Обломовщина.

В результате использования различных приёмов технологии  РКТ создаются условия, при которых можно:

-активизировать мышление учащихся;

-повышать внутреннюю мотивацию;

-дать учащимся возможность услышать разные мнения;

-способствовать самовыражению учащихся и формированию социальных навыков;

-стимулировать реальные перемены в отечественном образовании.



Предварительный просмотр:

         Приёмы формирования  продуктивной речевой  деятельности на уроках развития речи.

  Современное поколение школьников испытывает особые трудности  как в устной, так и  в письменной  речевой деятельности: бедность словарного запаса, отсутствие умений и навыков самостоятельно выражать мысли,  шаблонность используемых в речи конструкций.   Всё это заставляет меня, как учителя русского языка и литературы,  совершенствовать все  виды речевой деятельности как рецептивного характера - восприятие и осмысление текста (слушание, чтение), так и продуктивного – создание собственного текста (говорение, письмо).

   В этой статье хотелось бы более подробно остановиться на продуктивной речевой деятельности. Для достижения результативности в коммуникативной сфере  учащихся необходимо  использовать  различные  активные формы работы:  монологические тексты на определённую тему;  диалоги;  сочинения разных типов, жанров;  изложения  разных  видов; работа с текстом; доклады, сообщения, учебные исследования и учебные проекты; ролевые игры; обсуждения, дискуссии, диспуты и т.д. Этому должна  предшествовать системная  комплексная   работа, которая  подготовит учеников к овладению способами создания собственного текста как устного, так и письменного.   Например, для обогащения  словарного запаса и грамматического строя языка учащихся работу можно организовать практически на каждом уроке.

 В своей работе я использую различные приёмы и задания, которые не требуют много времени. Предлагаю некоторые из них:

Приём « Словарик».

Работа в группах. В течение определённого времени каждая группа составляет свой словарь на определённую тему (тема общая), затем проводит лексический диктант в других группах. Побеждает группа,  которой удалось составить  длиннее список слов и грамотно дать толкование слов команды противников.

Задания.

1.Перечислите парами максимальное количество заимствованных слов и соответствующие им русские синонимы (толерантность-терпение; суверенитет-самостоятельность и т.д.). При проведении лексического диктанта синонимы не называются.

2.Перечислите фразеологизмы,  в которых упоминаются имена собственные.(Филькина грамота, Авгиевы конюшни и т.д.).

3.Составьте перечень слов, входящих в тематическую группу «Причастие» (действительное, страдательное и т.д.).

Приём «Собери слова»

Участники групп  работают с одинаковым  текстом по  конкретному заданию «Собрать слова».  При ответе называются только образованные группой  слова, а толкование дают учащиеся из других групп. При оценивании учитывается длина слова, количество образованных новых слов и их лексическое значение.

Задания.

  1. Из текста выбрать слово, из букв  составить другие слова и дать им толкование.
  2. Из предложенного текста выписать буквы - орфограммы в окончаниях существительных, составить из них максимальное количество слов с другими орфограммами.

Приём «Глоссарий»

Каждой группе даётся информационный текст, который содержит  незнакомые  слова. Их задача - дать толкование смысла. Разрешается пользоваться различными словарями.

 Приём « Кроссворд»

По ходу кроссвордного  диктанта заменяют толкование  выражения  одним словом  либо наоборот: слово заменяется толкованием его значения. Эту работу чаще всего провожу при работе с фразеологизмами.

Задания

1.Напишите кроссвордный диктант на тему «Части тела» ( в каждом фразеологизме упоминается название  какой-то  части тела). Например: уткнуться носом — значение: всецело заняться каким-либо занятием, делом; укоротить язык — значение: заставить кого-либо замолчать, не давать говорить лишнее; тянуть за язык — значение: сказать невпопад или что-нибудь не совсем подходящее в сложившейся ситуации; воды в рот набрал — значение: молчит и не желает говорить, отвечать; точить или иметь зуб на кого-нибудь — значение: затаить обиду, злобствовать, стремиться причинить вред; вставать или стоять грудью — значение: подняться на защиту, защитить кого-то, стойко защищать.

 2.Составьте самостоятельно кроссворд, используя лексику  на тему  «Литературоведение» (например: сюжет, строфа, композиция, идея и т.д.).

Приём « Паронимы»

Вместо пропусков слов вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова, при необходимости уточнить значение слов по толковому словарю.

Задание

Выберите  нужное слово, при возникновении затруднений обращайтесь к справочной литературе. Составьте  самостоятельно предложение с другим паронимом.

1. Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро (одел, надел) спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

2. Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным (невеждой, невежей) в литературе.

3. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и (доверительные, доверчивые) отношения.

4. В нашем классе Аркашка  был самым (смешливым, смешным) учеником.

5. Форма, размеры и окраска (рыбьих, рыбных) плавников и хвост – это яркие отличительные признаки, позволяющие идентифицировать принадлежность к конкретному семейству.

Приём «Лингвистическое лото»

Каждой группе даётся таблица. Установить соответствия между устойчивыми выражениями и толкованиями их значений. Кто быстрее.

Фразеологический оборот

Значение выражения

Как с гуся вода

Много воды утекло

Угадал, правильно предсказал

Заниматься бессмысленной работой

Как в воду глядел

Ничем не проймешь, все нипочем

Носить (черпать) воду решетом

Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи

Воды не замутит

Бывалый, все испытавший, видавший виды

В мутной воде рыбку ловить

Много времени прошло

Воду мутить

Тихий, скромный, порядочный человек

Как рыба в воде

Много лишнего, ненужного

В огонь и воду

Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос

Прошел сквозь огонь и воду

Извлекать выгоду, пользуясь чужими затруднениями

Много воды (в докладе, выступлении, произведении)

В своей среде, сфере, свободно, непринужденно

Приём «Самый длинный рассказ»

Необходимо составить максимально длинный текст, удовлетворяющий какому-либо условию.

Задания

  1. Составьте рассказ, в котором бы каждое предложение начиналось с последующей буквы алфавита.
  2. Составьте рассказ, в котором бы каждое предложение начиналось с одной буквы алфавита.
  3. Составьте рассказ, в котором не употребляются глаголы, но события  прослеживаются.
  4. Составьте рассказ, в котором каждое новое предложение начиналось бы с последней буквы предыдущего предложения.

Приём «Замена»

В основе данного приёма лежит приём перефразировки, умения  излагать содержание текста сжато.

Задания

1.Сократите предложения, заменив выделенные выражения одним словом.

Ночное светило ярко освещало путь заблудившимся туристам. Чёрное золото на бирже имеет резкий скачок цен. Стражи правопорядка охраняют вход в  мэрию. Туманный Альбион находится не только в материковой части Европы. Белые воротнички  тщательно следят за своей репутацией.

Приём «Ассоциация»

Предполагается составление развёрнутых тематических групп слов и выражений

Задание

1.Продолжить ассоциативный ряд. Например, доброта- милосердие, помощь, любовь, сочувствие, забота и т.д

2. Из текста выписать ключевые слова, подберите к ним ассоциативные ряды.

Для формирования навыков грамматического строя языка можно использовать задания, предлагаемые на едином государственном экзамене (кодификатор №7)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В. ошибка в построении предложения с однородными членами

Г. неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Все, кто посмотрел новый фильм известного режиссёра, высказывали весьма противоречивые суждения.
  2. О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском».
  3. Альпинизм закаляет не только физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  4. Те, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы с вершины колокольни Ивана Великого, не имеет представления о Москве.
  5. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.
  6. Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
  7.  В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя.
  8. Русский хирург и анатом Н. И. Пирогов завещал нам, что учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
  9. Приезжий (видимо, турист) спросил у прохожего, есть ли поблизости от вокзала почтовое отделение.

        Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

                

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Приём «Выбираем»

Из предложенных словосочетаний найти грамматическую ошибку и записать в исправленном варианте.

Задания

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая против отдельных положений доклада,

1) началась дискуссия.

2) большую роль играет культура спора.

3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

   Все эти  приёмы и задания  способствуют достижению  положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры учащегося, которая необходима для самореализации  в социуме.

   В этой статье хотелось бы остановиться более подробно на  заданиях коммуникативного характера, обучающих  учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание. Предложенные приёмы способствуют развитию творческого потенциала,  формируют умения, необходимые для создания собственного текста.

Приём Бусы». 

Заранее готовлю список слов. Учащиеся составляют связный  текст, последовательно включая предложенные слова и сохраняя их  грамматическую форму.

Задание

Составьте небольшой текст, последовательно включая слова и выражения, например: сад, за околицей, в окно, благоухающие незабудки, облако, небо, радость.

 Приём «Кто короче»

Необходимо передать содержание текста тезисами.

Задание.

1. Кратко перескажите текст, используя не более 3 предложений.

2. Сожмите содержание текста до 1 предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто-что-где-когда- зачем-как».

        Приём «Как ни крути»

Приём позволяет составлять многочисленные варианты повествования.

Задания

 1.Из предложенных предложений составьте текст, затем поменяйте последовательность этих предложений и составьте новый текст.

2. По предложенным карточкам с рисунками составьте текст, затем перетасуйте их и снова составьте текст

Приём «Меняем финал»

Берётся известный текст (чаще сказка), пересказывается содержание, а финал меняется на неожиданный.

Приём «Диктант с продолжением»

Работа предполагает продолжение текста, который даётся под диктовку. Учащиеся , сохраняя стиль и манеры авторского повествования, дописывают текст.

Приём «Меняю автора»

Каждая группа пересказывает содержание текста от другого действующего лица.

Приём «Если бы…»

 Даёт возможность проявить неограниченную фантазию, придумать невероятный сюжет.

    Все названные интерактивные приемы и задания  по формированию коммуникативных компетентностей, которые я использую в своей работе,  опираются на работу с текстом как основную дидактическую единицу. Именно текст является продуктом речевой деятельности.  Осмысливая тему и основную мысль текста, ученик учится отбирать и систематизировать материал,  составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание.  Всё это  не только служит формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык». 

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

6. Ларина Н.Н. Статья «Формирование УУД в свете требований ФГОС»



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

   Одной из основных общеобразовательных задач школы является формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся. Успех этого развития достигается главным образом на уроках, когда от умения  учителя организовать систематическую познавательную деятельность  зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их  интеллектуальное развитие.  Я считаю, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Это одно из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Главным условием такого обучения является создание проблемной ситуации, при которой  ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.  Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Это и есть поисковый метод учения, вызывающий активность ученика. Существует несколько видов проблемного обучения:

  1. «Научное» творчество – это теоретическое исследование, то  есть постановка и решение теоретических учебных проблем.
  2. Практическое творчество – это практическое решение, то есть постановка и решение практических учебных проблем.
  3. Художественное творчество – это художественное отображение действительности, то есть сочинения.

Все виды проблемного обучения  я использую в своей деятельности, так как они содержат наличие поиска и решения проблемы.  Первый вид чаще использую на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблемы. Второй – на практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях.

  В проблемном обучении необходима организованная последовательность этапов: проблемная ситуация – проблема-поиск способов решения – решение – проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация  возникает при условии создания различных противоречий, «интеллектуальных ловушек». Выделяются различные типы проблемных ситуаций, приёмы их создания. На своих уроках я часто создаю такие   проблемные ситуации:

 1.Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю  им найти способ его решения.

2. Побуждаю  делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставлю  конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даю исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

  Используя свой опыт преподавания русского языка и литературы, я активизирую познавательную деятельность учащихся, побуждаю их к нахождению верного ответа с помощью различных приёмов:

 -проблемный вопрос;

-проблемная задача (включает вопрос или цепь действий, условия выполнения действия и некоторые требования к выполняемым действиям);

-предположение; мнение;

-анализ языковых фактов;

-выявление условий, от которых зависит выбор орфограммы,  пунктограммы;

- сравнение фактов, явлений, находящихся в новом материале, с известными;

- выявление авторской позиции;

-определение жанровых особенностей высказывания.

    Предлагаю вашему вниманию фрагменты моих уроков  проблемного обучения  с использованием различных  приёмов создания «интеллектуальных ловушек».

Фрагмент №1.

Запись на доске: звоночек, зонтик.

Как проверить написание выделенных букв? В какой части слова находится орфограмма? Разберём слова. Мы видим, что орфограмма находится в суффиксе. Как можно проверить безударные гласные е-и в суффиксе? Мы знаем, как правильно вставить гласную в корне,  а в суффиксе не знаем.  Перед нами стоит задача сформулировать правило написания безударной гласной в суффиксах –ек- и -ик- имён существительных. Какие будут предположения?

 Эти слова мужского рода, 2-го склонения, употреблены в форме ед. ч., имен. пад. Эти признаки не влияют на написание суффиксов.

Попробуем изменить формы слов, задав к ним вопрос род. пад. «Нет звоночка». Гласная в суффиксе «убежала».  «Нет зонтика». Гласная осталась. Поработаем с другими словами с суффиксами –ек- и -ик-. Понаблюдаем, в суффиксах каких слов гласная «убегает», а какая остаётся. Сформулируем правило правописания безударной гласной в суффиксах –ик- и –ек-.

Проблемная ситуация возникает в связи с необходимостью выявить условия, от которых зависит выбор орфограммы. Она создаётся с помощью проблемных вопросов, предположений, анализа примеров.

Фрагмент №2.

Если в суффиксах слов бельчонок, медвежонок пишется буква о,  то почему в словах сгущёнка, тушёный пишется ё?

Для поиска правильного ответа на данный вопрос учащимся необходимо сравнить факты, явления, находящиеся в новом материале,  с известными знаниями и сделать самостоятельное обобщение. Приёмы создания затруднения: языковой пример, проблемная задача.

Фрагмент №3

Запись на доске:  красный помидор                 краснеющий помидор

  -  Посмотрите на зависимые слова в словосочетаниях  и найдите, что их объединяет и чем они отличаются. Какие будут предположения?  Назовите окончание. Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? Давайте определим эти морфологические признаки. 

Какой вывод можно сделать? Оба слова отвечают на вопрос какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

 -Чем же они отличаются? Попробуйте перевести оба слова в глагол. Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «краснеющий» - который краснеет. Как вы считаете по какому признаку это слово характеризует предмет?

  Обратите внимание на морфемы. Какой морфемы нет у слова «красный»?  -ЮЩ- говорят ребята и догадываются, что это суффикс.

Какой вывод можно сделать?  Слова «красный» и «краснеющий» отличаются тем, что «краснеющий» можно перевести в глагол, а «красный» нельзя. У слова «красный» нет суффикса –ющ-.

Какой общий вывод можно сделать о новой части речи? Причастие похоже и на глагол, и на прилагательное.

Предлагаю прочитать сведения о причастии в учебнике и составить кластер.

В этом фрагменте урока я использую познавательное противоречие с помощью проблемного вопроса, анализа языкового материала,  наблюдения, сравнения, обобщения.

Фрагмент №4

Мы с вами проанализировали пьесу А. Н. Островского «Гроза» и теперь нам необходимо ответить  на вопрос, который вызвал много споров в литературоведении: «Является ли эта пьеса драмой?»

Проблемная ситуация возникает при сопоставлении различных предположений  о жанровой специфике литературного произведения.

Фрагмент №5.

В романе  И.А. Гончарова «Обломов»  мы рассмотрели  два образа – Обломова  и Штольца. Давайте подумаем: на чьей стороне авторская позиция?  Штольца – из-за его деятельного характера?  Но тогда возникает вопрос:  почему, несмотря на лень Обломова, роман назван его именем? Или всё же симпатии на стороне Обломова? Попытаемся ответить на эти вопросы.

«Интеллектуальные ловушки» возникают при анализе авторской позиции по отношению к герою произведения.  Учащимся предстоит выдвинуть свои обоснованные точки зрения по этому вопросу.

  В организации проблемного обучения особое место занимает речь учителя. Она представляет собой сжатый или развёрнутый монолог, который определяется как проблемное слово, с помощью которого осуществляется познавательный процесс. Проблемное слово может использоваться на любом этапе урока, быть вводным, объяснительным, обобщающим, «сквозным» (рассредоточенным).   Оно имеет особую структуру:

1. вступительную часть.  Слово включает а) установку, побуждающую учащихся к познавательному процессу; б) введение, где предлагается языковой материал для анализа, создаётся проблемная ситуация, формулируется проблемный вопрос и лингвистическая задача для исследования, предлагаются тезисы, даются указания для познавательного поиска.

2.основную часть. Проблемное слово на данном этапе содержит аргумента, примеры. Здесь происходит развёртывание главной мысли, заявленной во введении.

3. заключительную часть. Вывод. 

  Проблемное слово является комплексным жанром, т.е. включать компоненты других жанровых разновидностей речи: репродуктивное объяснительное слово, лингвистическую сказку, экскурсионную речь учителя, творческий портрет личности, сравнительную характеристику…

Фрагмент урока с объяснительным проблемным словом.

На доске запись: атлас, замок, вести, полки, орган

Ребята, решим задачу: сколько слов здесь записано? Почему варианты ответов получились разные? С чем это связано? Можем ли с уверенностью назвать, какой частью речи они являются? Посмотрим на слово «вести». Оно может быть и существительным, и глаголом. Что лежит в основе различия слов? У слов разные значения? Объясните, чем отличаются их значения? Прочитайте правильно слова. Что нужно для этого сделать? Расставьте в словах ударения. Что мы видим? В зависимости от того, как вы его поставите, какие слова получатся?

Данное проблемное слово содержит следующую структуру: 1 установку, побуждающую к активному восприятию; 2 введение, в котором формулируется проблемный вопрос, представлен языковой материал для анализа 3; основную часть, содержащую анализ разных способов решения сформулированной в начале слова учителя проблемы.

Объяснительное проблемное слово побуждает учащихся к совместному размышлению по нахождению верного ответа, делает их «соучастниками» процесса подготовка, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных учителем. Этот жанр я чаще практикую в среднем звене.

Итак, мы видим, проблемное слово на уроке  способно  решать несколько  задач:

- организовать проблемную ситуацию;

-способствовать развитию исследовательских умений учащихся;

-добиваться их участия в обсуждении поставленных на уроке проблем;

- подводить к логичному выводу.

  Результатом проблемного урока являются обобщённые выводы учащихся на основе проведённого исследования. Следовательно, в проблемном обучении реализуется одно из требований современной системы школьного образования, которое состоит в сознательной и творческой активности учащихся.

Список литературы.

  1. Жуйкова Н. В. Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы в 7-8 классах // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 6. - С. 48-51.

  1. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.

3. Перова Т.Ю. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи.-2009. Новокузнецк.:МАОУ ДПО ИПК

4.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

5.   Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

6.   Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

7..   Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...