План - конспект КВНа по русскому языку в 5- 6 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

    Эффективным  современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Моя задача - развивать на уроках эти качества. Активизировать, стимулировать, направлять процесс  мышления школьников. По этой теме подготовлен дидактический материал, который я использую на внеклассных мероприятиях.

   Данную игру можно провести  в рамках Недели русского языка и литературы. Предлагаемый сценарий позволяет заинтересовать школьников в дальнейшем изучении русского языка, создать атмосферу  радости в процессе познания, проявлять творческие способности. Характер игры позволяет осуществить  деятельностный  подход в обучении.

   Игра проведена  для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_kvn_5-6_klass_.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

    Эффективным  современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Моя задача - развивать на уроках эти качества. Активизировать, стимулировать, направлять процесс  мышления школьников. По этой теме подготовлен дидактический материал, который я использую на внеклассных мероприятиях.

   Данную игру можно провести  в рамках Недели русского языка и литературы. Предлагаемый сценарий позволяет заинтересовать школьников в дальнейшем изучении русского языка, создать атмосферу  радости в процессе познания, проявлять творческие способности. Характер игры позволяет осуществить  деятельностный  подход в обучении.

   Игра проведена  для учащихся 5-6 классов.

Цель игры:  Наибольший охват учащихся .

Предлагались  тренировочные упражнения, направленные на отработку различных заданий. Представлены увлекательные материалы по русскому языку. Эти задания можно использовать на отдельных уроках по различным темам. Особое внимание уделяется  самостоятельной работе.  Предлагается вспомнить некоторые « секреты» русского языка и использовать эти знания в процессе игры.

  Игра позволяет расширить  словарный запас учащихся. Материал             может     быть  использован  для работы со школьниками разного           уровня  обучения.  А также может пригодиться и в работе коллег.

                     КВН по русскому языку для учащихся 5- 6 классов.

Цель: 1.Заинтересовать учащихся в расширении собственного кругозора, увлечь их занимательными материалами из разных разделов русского языка.

                         2.Пробудить интерес к изучению русского языка.


Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Русский язык – трудный предмет, но вместе с тем   интересный и  увлекательный. В этом вы убедитесь сегодня. В каждом разделе науки о языке есть много занимательных материалов, которые расширяют  человеческий кругозор , заставляют задуматься.

  1. Выбор жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Разминка.

- К данным  прилагательным  подберите  антонимы, содержащие в корне непроизносимый согласный звук:

а). Письменная речь - ( устная); б).ясная погода – (ненастная).

в).веселая песня- ( грустная); г).печальное известие ( радостное).

- Доскажите пословицы, используя не с глаголами :

а). Сытый  голодного  (не разумеет); б). Слезами горю  ( не поможешь);

в). Шила в мешке  ( не утаишь); г) После драки кулаками  ( не машут).

- Доскажите пословицы по данному началу:

а).За  двумя зайцами погонишься  ( ни одного не поймаешь).

б). Семеро одного (не ждут). в). Семь раз отмерь  ( один раз отрежь).   г). На языке мед ( на сердце лед).

  1. Инсценировка.

Раздается стук. Входит корень. Он в валенках, меховой шапке- ушанке, в безрукавке, мехом наружу, на которой изображены рисунки: зубы, дерево с корнями, алгебраический корень.

 – Кто вы?

- Я дедушка корень, живу на полке книжного шкафа среди фигурок, сделанных из корявых сучков и переплетенных корней. Мне известны секреты всех корней: и зубных, и математических, и корней слов. Я расскажу вам несколько секретов.

Секрет 1.

Подбирая родственные слова, надо следить  не только за тем, чтобы общая часть содержала смысл родственных слов. Иначе кошка окажется племянницей кошмара, кости – двоюродными братьями костюма, свинец породнится со  свинтусом, а картон- с картошкой.

Секрет 2.

Слова, близкие по смыслу. Но не имеющие общей части - совсем не родственные слова. Слово « дерево» - не родственное слову сосна. Подбирая родственные слова, не надо путать их со словами синонимами,

т. к  они  не будучи однокоренными словами могут затруднить выделение корня.

Секрет 3.

Чтобы отчетливо увидеть корень слова, лучше всего искать  среди

 « родственников» слова с двумя приставками или без приставок. Иначе возникнет типичная ошибка « склеивание корня с приставкой».  Например, если для выделения корня в слове « закатившийся» подбирается родственное слово

 « закатить», есть опасность ошибочно принять за корень « закат»; Если же найденные родственные слова « откатил», « прикатил», «катился»; то корень будет найден безошибочно.

Секрет 4.

Корень может изменяться.  Существует целый ряд чередований гласных и согласных звуков в корне, то подбирая однокоренные слова, надо учитывать эти возможные чередования. Например, в словах « ухо», « уши» чередуются х  и ш; в словах « свеча», «свет»,  « освещение»  ч // т// щ. Что же касается гласных,  они могут  и убегать. Таким  непоседливым характером обладают гласные о и е. Например: в словах « донце», «зоркий»,   « зрение» убегает о; в словах « день»,

 « дневной» - убегает  е.

- А теперь посмотрим, как вы усвоили правила дедушки корня.

Задание 1. Играем в третий лишний. В каждой тройке есть  одно не родственное слово.  Назовите его.

а).лес, (лестница), лесничий; б)(.честный), чесночный, чеснок. в).седло, чересседельник,( седина); г). Смешной, ( смешать),  смешить;  д). дивный, удивительный,(  диванный) ;е). левый,( лев), налево; ж). водичка,( водитель), водяной.

 Задание 2. Не путай родственные слова с синонимами. Из каждых 3 слов выбери только родственные.

а).Жаркое, жаровня, горячий; б). ветер, вихрь, безветренный; в).дерево, деревянный, сосна; г).мчаться, бегущий, мчащийся. д). учить, изучать, зубрить; е). сожаление, сочувствие, жалость.

Задание 3. Работа по лексике. Если вместо точек написать прописью определенные числа, то можно будет прочитать слова: по 2  л;  р  1 а;  с 3 жка; и 100 рия; 100 йка; ин 3 га; 1 аково. 

Задание 4. Перестройте буквы так, чтобы прочесть названия распространенных профессий.  а). селубор- ( лесоруб); б).хитачка- ( ткачиха); в). Цедапров – ( продавец); г). ситкарта – ( артист).

Инсценировка  басни или сказки. Домашнее задание.

Игра со зрителями. Ромашка. Словарные загадки – шутки.

а). Название какого очень распространенного  дерева состоит из 4 предлогов?

( с-о с- на); б).Из каких 3 предлогов состоит название животного? ( к- о- за); в). В каком пятибуквенном слове пять о? ( опять); г). Что находится между рекой и берегом? (  буква и);  д).Какая рыба- имя человека? ( карп); е). Какая птица носит название танца? ( чечетка); ж). Что  есть в арбузах, помидорах, огурцах, а в дыне и тыкве нет?  ( буква  р); и). Оно принадлежит вам, но другими употребляется чаще, чем вами ? ( ваше имя). 

Задание 5. Подбери  пару. В двух столбиках записаны имена существительные. Сгруппировать их нужно попарно, таким образом ,получатся новые слова:

пол                                        ежи

банк                                      оса

яр                                           точка

вол                                       кот

зал                                       рот

бой                                      марка

сено                                     рис

кипа                                     окно

вес                                        вал                    

(банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка, полоса). 

Задание 6. Загадки- складки. Отгадки должны быть сложными словами.

а).  Паренек под облаками ловко действует руками

Нервы крепки, ловок глаз. Кто  же это?  ( верхолаз).

б).И  на земле и на снегу я зверя выследить могу.

По следу лапок и копыт. На то ведь я и ( следопыт).

в). Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор, что не съедобен ( мухомор)

 Задание 7. Домашнее задание.

Чтение сочинений, стихов на  экологическую тему. ( Год экологии).

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....