План конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить  познавательную активность, создать условия для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению полученных в ходе урока знаний учащихся.  Необходимо на уроке поддержать эмоциональный настрой.

    Дети в этом возрасте очень любят играть, поэтому на данном уроке  использовала игровые моменты. Урок прошел интересно.

      На уроке создается проблемная ситуация,  активизирующая мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска решения. Эффективность самостоятельной работы предоставляет  новые возможности для творчества,  закрепления умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_suffiksy_5_klass.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация  к уроку по теме « Суффикс».

Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить  познавательную активность, создать условия для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению полученных в ходе урока знаний учащихся.  Необходимо на уроке поддержать эмоциональный настрой.

    Дети в этом возрасте очень любят играть, поэтому на данном уроке  использовала игровые моменты. Урок прошел интересно.

      На уроке создается проблемная ситуация,  активизирующая мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска решения. Эффективность самостоятельной работы предоставляет  новые возможности для творчества,  закрепления умений и навыков.

                       

      Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Суффикс. ( 2- ой урок).

Задачи: 1.Определять значение суффиксов в словах.

2. Правильно писать      слова с суффиксами.

3.   выполнять морфемный разбор слов.

Цель: 1.Продолжить работу по теме:  Суффикс -           значимая часть слова.        

Раскрыть роль суффикса как средства  образования новых слов.

 2.Умение выделять суффиксы, образовывать новые слова с суффиксам                                                                          показать роль суффиксов в передаче оттенков  значения.                           3.Воспитание любви,  бережного отношения к природе.

1. Организационный момент. Мотивация.

2. Повторение.

-Синтаксическая пятиминутка.

а). Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами. б). Стрижи и ласточки пролетают низко над землей.

-Фронтальный опрос с остальными учащимися.

Беседа:  - Что изучает раздел  «Словообразование?»; Какие слова называются однокоренными?; Что такое морфема? Что такое форма одного и того же слова? Дайте определение окончания и основы слова?  Что называют суффиксом?

3.Этап  целеполагания.  Записываем число и тему урока.

Задачи и цели урока.

Этап  закрепления  материала. Тренировочные упражнения.

1).Чтение стихотворения:

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха,  для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь  (Тишина).

2).- Вчера мы с вами говорили о суффиксах.

Проведем диктант- молчанку.  Учитель показывает рисунки, учащиеся записывают слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.( 15 слов: дом, елка, заяц, сарафан, яблоко, лист, цветок, блузка, носки, шапка, костюм, юбка, брюки, туфли, доска.)

3). Краткая беседа:

- Есть ли еще в русском языке суффиксы, которые придают слову уменьшительно – ласкательное значение? Назовите их.

Это суффиксы – еньк-, -ик-, -ушк, -к-, -онк-, -ок-,-очк-.

-Какие суффиксы указывают на признак предмета? – оват-, -еват-.

-Какие суффиксы имеют увеличительное значение? –ищ-.

- Назовите суффиксы, имеющие значение: название лица по роду занятий, по профессии? –ан-, -ян-, -анин-, -янин-, -ец-, - ск-.

4).Рифмовка.  (пауза)

Признак предмета или явление

Обозначает определение

Обозначает определение

Чей и какой? Ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

5). Работа с текстом. « Лосенок».

Лосенок был маленький, рыженький, совсем как домашний теленок. Ножки тоненькие- тоненькие, кажется,  на таких   устоять- то нельзя: сейчас переломятся.

         Задание 1. Текст читается учителем.

2.Краткий пересказ учащимися.

3. Беседа: Кто такой  лось? Лосенок?

4. Выборочный диктант.

5. Какого стиля этот текст?

6).Задание: Графически выделить - оват-, - еват-, указать , какое значение придают они прилагательным.

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В Урженском  озере  фиолетовая, а в Сегдене- желтоватая, а в Великом озере- оловянного цвета, а в озерах за Прой- чуть синеватая. В луговых озерах вода летом прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый цвет и даже запах воды. ( К.Г.Паустовский).

7).Беседа: О чем оба эти текста? Назовите  одним словом.

- Какой из этих текстов вам особенно понравился? Почему?

- Как нужно относиться к природе? А как вы относитесь?

8). Словарная работа.  Экология.  Знакомство со словом! А кто знает, что    такое экология?  А где можно узнать о лексическом значении слова?  ( в словаре).

Экология –1. наука, изучающая взаимоотношения человека, животных,    растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2.Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой – либо местности.

9).Физкультминутка. Выполнение упражнений .

 Загадки. Что это такое? Кто это такой?

1.В  иголках  бугорок мышку  поволок.  ( ежик).

2.Красна. сладка, душиста, растет низко, к земле близко.( земляника).

3. На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки. ( хлопок).

4. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел  я; бывают на сосне,  на елке,

А называются – (иголки.)

5.В тетради я бываю  косая и прямая;

В другом своем значении я планка для черчения.

И наконец порою,  в шеренгу всех вас строю  ( линейка).

- Как строятся загадки?  Кроссворды? (  в них дается описание ,перечисление основных фактов).

10). Работа с учебником. Стр.

11). Игра – соревнование между рядами.

Записать  одним словом:  Слегка сырой ( сыроватый), лес из сосен

 ( сосновый), почва из глины ( глинистая), чуткий человек ( отзывчивый), салат из овощей ( овощной), гриб небольшого размера ( маленький).

12). Этап подведения итогов урока. Что нового и интересного  мы узнали на уроке? Какие трудности встретились? Понравился вам урок?

Мы поговорили о суффиксах , наиболее часто встречающихся  в нашей речи . В русском языке 4, 5 тысяч корней, 100 окончаний, 500 суффиксов.

13). Домашнее  задание.  Повторить значения суффиксов. Составить 15 слов с различными суффиксами.  Оценки за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...