Разработка урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Саляхова Зульфия Наиловна

·                  Урок литературы проведён в 6  классе с использованием таких сингапурских структур как    ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

 «Уроки французского - уроки нравственности».

Цель:

  • раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина
  • формировать умение анализировать художественное произведение,
  • развивать коммуникативные навыки
  • продолжить работу по развитию речи школьников.
  • воспитывать у учащихся внимание к слову,
  • способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Методы:

  • словесный (слово учителя, сообщение детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия)
  • наглядный (презентация)
  • сингапурские структуры ТОКИН МЭТ, ФЭН ЭН ПИК, ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.

Ход урока.

Учитель: сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Сегодняшний урок я назвала  «Уроки французского - уроки нравственности». В конце занятия  ответим на вопрос, почему именно так назван сегодняшний наш урок.

  Ребята, мы уже с вами познакомились с понятием «Нравственность», говорили о нравственном выборе. Вспомните, пожалуйста, героев произведений, которые остались перед нравственным выбором, авторов этих произведений. Я вам предлагаю заполнить лист «Токин мэт». Пишите всё, что связано с понятием «нравственность» (названия произведений, имена авторов, главных героев, пишите нравственные качества героев, рисуйте….)

Время на размышление – 30 сек.

1 этап -2 мин, 2 этап – 2 мин, 3 этап – 3 мин. Защита работы.

А теперь вспомним содержание повести Распутина «Уроки французского». Я хочу убедиться, что произведение действительно вами прочитано. Предлагаю ФЭН ЭН ПИК.

  1. Держит карточки
  2. Достаёт карточку, зачитывает вопрос вслух
  3. Думает 30 секунд, отвечает на вопрос
  4. Проверяет, хвалит или помогает ответить на вопрос.

Вопросы.

Расскажите о детстве героя рассказа. За что уважали мальчика в деревне?

Когда и как началась самостоятельная жизнь мальчика? Как  он относился к своей учёбе?

Как жилось мальчику у чужих людей? Почему, несмотря на трудности, он не бросил учёбу?

Почему герой рассказа решил играть в чику? Какое впечатление произвёл на мальчика Вадик?

Расскажите о Птахе. Как к нему относится герой?

Расскажите о Тишкине. Как к нему относится герой?

Как вёл себя герой во время игры в чику? За что был избит мальчик? Как он чувствовал себя после этого?

Как восприняла Лидия Михайловна случившееся с мальчиком? Какого наказания боялся герой?

Какое чувство испытывала учительница, разговаривая с мальчиком?

Почему учительница решила заниматься с героем отдельно? (Формальная причина, по которой учительница встречалась с мальчиков после уроков - помощь в овладении французским языком. Но основная суть их была в другом -учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила добру, избавляла от одиночества).

Понимал ли герой рассказа, почему Лидия Михайловна решила заниматься с ним отдельно?

Почему мальчик решил, что посылка с макаронами от Лидии Михайловны?

Почему мальчик отказывается принять помощь от учительницы? Как это его характеризует? (Гордость, благородство, чувство собственного достоинства, стремление мальчика быть независимым, не перекладывать свои заботы на других).

Как изменилось отношение героя к французскому языку?

Почему Лидия Михайловна решила играть  с мальчиком за деньги?

Почему директор школы не мог понять поведение учительницы? Мог ли он поступить по другому?

Слайд №1.

Рассказ В.Распутина автобиографичный. Он посвятил его матери драматурга Александра Вампилова, учительнице, Анастасии Прокопьевне Копыловой, отдавшей всю свою жизнь детям. А пишет Распутин о своей учительнице, Лидии Михайловне Молоковой.

А теперь поработаем с текстом произведения. Найдите и прочитайте описание учительницы и мальчика. Портреты похожи? И как такой прием называется в литературе? (Антитезой описания учительницы является описание самого мальчика: неопрятный, в старом, застиранном пиджачишке на обвисших плечах, в перешитых из отцовских галифе в светло- зеленых штанах)

Ещё кому противопоставляется Лидия Михайловна?

 Лидия Михайловна противопоставляется директору, и не только в описании внешности. Она в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?"

Слайд № 2.

Прочитайте высказывания великих мыслителей о доброте. Какое из них вам ближе? Запишите это высказывание.

• Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л.Толстой

• Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский

• Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

• Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н. Толстой

 • Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.

В. Гюго

 • Делать людям хорошее – хорошеть самому.

Л. Татьяничева

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В. Распутин

- Докажите справедливость первой части высказывания В. Распутина (Добро по отношению к мальчику было для учительницы повседневным поступком, а вот мальчику ее доброта запомнилась на всю жизнь)

- Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? (В 11 лет мальчик остался один вдалеке от матери, в райцентре, чтобы продолжить учебу в 5 классе. Он испытывал постоянную нужду, голод. Его охватывало чувство одиночества и тоски по дому)

Как характеризует учительницу ее отношение к мальчику? (Поступки учительницы - это поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование).

 Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

Поговорим о нелёгком нравственном выборе нашего героя.

Герой рассказа В.Г. Распутина тоже встал перед нелегким нравственным выбором. Сначала он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, чтобы учиться. Вторым испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть на деньги. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Гордый мальчик считал унизительным для себя получать помощь от учительницы в виде обеда или посылки, а игру на деньги считал честным заработком. Тогда учительница стала играть с ним, точно зная, что мальчик обыграет ее и сможет купить себе молоко. Лидия Михайловна открыла герою рассказа двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу.

Итог урока. Какие жизненные уроки получил герой? Плейсмэт  консенсус. ( Сверху листа напишут вопрос. Каждый в своём квадрате за 1 минуту записывает максимальное количество идей. При помощи КОНТИНИУС РАУНД РОБИН выбирают самые лучшие 5 идей.)

Прощать обиды

Спешить делать добро

Надо быть милосердным всегда

Опыт переживания одиночества

Истинное добро не требует награды.

Добро передаётся от человека к человеку.

Добро возвращается к тому, от кого исходило.

Урок заботы.

Урок мужества.

Доверять друг другу.

Вывод: Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. 

Идея рассказа «Уроки французского»:

      самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Прочитайте окончание рассказа.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Домашняя работа. 80 рублей Самэри (пишут сочинение из 80и слов.) « Мой любимый герой рассказа» (по рассказу В.П.Распутина «Уроки французского»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч"

Конспект   урока  литературы  в 10 классе.   Урок – исследование  «Анализ рассказа А.П.Чехова  «Ионыч».  В разработке урока  представлена  поэтап...

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова.

Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова....

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...